Золотой Иисус лучше серебряного: как драгметаллы укрепляют веру

Боль • Аня Перова
В канун Пасхи KYKY узнал у православного и католического священников, можно ли верующим носить крестик в золоте-серебре из ювелирного магазина. А музыкант Илья черепко-самохвалов, футболист Вячеслав Глеб и певец Александр Солодуха рассказали про свои крестики.

Крестик с распятым Иисусом пересек границу религиозной жизни, заняв нишу среди товаров ювелирных магазинов. Кто-то предпочитает аскетичный символ, кто-то признаёт только золото, а кто-то и вовсе делает из крестика лакшери-аксессуар, инкрустируя его драгоценными камнями. Магазины завлекают «новыми коллекциями золотых крестиков», изображая на рекламе массивные украшения со вставками из камней. Но в чём разница между дорогим и дешёвым крестиком с точки зрения веры?

Как буква «Т» стала крестиком

На самом деле, то, что сейчас носят на шее христиане, — символ не аутентичный, а стилизованный. Крест, на котором Иисус был распят, выглядел иначе. Вот что об этом пишет в своем блоге священник Константин Пархоменко: «В то время вертикальные столбы были намертво вкопаны на месте казни, и осужденные на смерть несли лишь верхние перекладины, столбы, необструганные и грубые. На Голгофе руки осужденных прибивали к горизонтальной перекладине, и затем эту перекладину подтягивали наверх и вкладывали в специальную ложбину. Получался Т-образный крест».

Уже в первые века христианства появляется немало крестов разной формы. Но сути символа это не искажало. «Крест всякой формы есть истинный крест», — цитирует Пархоменко преподобного Феодора Студита, византийского монаха, жившего на рубеже VIII-IX веков. Поначалу люди носили крестики тайно, так как власти Римской империи преследовали христиан. Но с IV века символ веры становится обиходным, причем, не порицается и его ношение поверх одежды. В этом случае крест помогал определить ранг священнослужителя — церковь не ушла от этого до сих пор.

Древние кресты были простыми — каменными или металлическими, на шнурке. Новые формы крестиков начали активно появляться в XIV-XVII веках. За четыреста лет религиозный и декоративный смыслы крестика слились настолько, что он стал появляться в самых неожиданных ситуациях. Помните братков из 90-х с огромными крестами на массивных цепях? Руки по локоть в крови, но крестик-украшение на месте...

Кадр из фильма «Жмурки»

Версия православных. Священник Александр Шрамко: «Это не соответствует духу христианской веры»

«У нас все смешалось. По-хорошему, носить такие [дорогие] кресты — плохо, – говорит священник Александр Шрамко. – Я считаю, что крест должен быть в сердце человека, в душе. Можно даже физически не носить крест, а иметь его в сердце: носить с собой память о распятом Иисусе Христе и помнить его жертву для всех нас. А такое вот украшательство… Когда в церковь приносят подобные кресты, мы их освящяем. Но это уже, знаете, снисхождение. Да, принято освящать крестики, но если один человек купил себе украшение в виде креста (Александр делает акцент на этом сочетании слов — прим. KYKY) и освятил его в церкви, а второй — просто надел крест в память о своей христианской вере, не для красоты, а для сердца, и не освятил, то второй крест будет лучше, чем тот, который формально освящен. Освящение — символический акт: любое действие в церкви имеет теологический характер. Все зависит не только от освещающего, но и от освещаемого. Я могу совершать любые обряды, но от того, какой смысл я в это вкладываю, будет многое зависеть».

Версия католиков. Отец Александр: «Обереги являются грехом против веры»

«Кресты носить — особенно нательные — надо. Это выражение нашей веры, – уверен ксёнз Отец Александр. – Носить крест, тем более освященный, — даже обязанность христианина. Но использовать крест как украшение или оберег нельзя. Обереги являются грехом, притом, очень серьезным грехом против веры. Нельзя превращать крест в нательное украшение.

Ещё все зависит от того, какой это крест. Сами понимаете, некоторые кресты вообще не имеют ничего общего с христианством. Если возьмете символику кельтской религии, то там тоже иногда используют кресты. Я уже про свастику не говорю, которая по сути тоже является видоизмененным крестом».

Илья Черепко-Самохвалов в школе променял крестик на книжку. Не по своей воле

Об отношении к нательным крестикам мы решили спросить Илью Черепко-Самохвалова, вокалиста «Петли Пристрастия» и «Кассиопеи». Последний альбом группы с космическим названием, кстати, так и называется — «Крестик». Из-за пары песен (например, о молодом человеке в монастыре) пластинку даже называют антиклерикальной.

«Я человек, имеющий к религии самое косвенное отношение, – говорит Илья. – Мне честно говоря, все равно, носят люди кресты или нет. Как к оберегу я к нему не отношусь. Я видел многих людей, которые даже с крестиком на груди попадали в неприятные ситуации, то есть в качестве оберега он не работает. А вот в качестве самоуспокоения — возможно. Если человек носит крест — это его личное дело, на здоровье.

Илья Черепко и Александр Либерзон из группы «Кассиопея», фото: Павел Чаплин

Помню, у меня крестик отобрали в третьем классе. Мама пыталась заставить его носить и выдала какой-то очень прям позоло-о-о-оченный, где серебряный Иисус на золотом кресте. Я потом у этого самого, который у меня крестик отобрал — а это был большой человек, хулиган — выманил книжку, фантастический сборник «Обнаженное солнце». Обмен состоялся! Поэтому крестик всегда может пригодиться. Еще была пара попыток носить крестик, чаще навязанных родственниками. Мне-то все равно, а им спокойнее. Но на мне крестики долго не живут. Исчезают куда-то, когда я купаюсь, например».

Александр Солодуха носит крест, подаренный ему 20 лет назад загадочным мужчиной из города Великие Луки

«Уже 20 лет как я ношу золотую цепь и крест, который снял с себя 27 апреля мужчина, житель города Великие Луки, Псковская область. Снял с себя и надел на меня со словами: «Ты еще не отдаешь себе отчет в том, что ты из себя представляешь». Представляете, это вчера было ровно 20 лет назад… Обалдеть. 27 апреля 1996-го года. У меня были первые гастроли по России – Псковская область, соседняя с Витебской. И вот город Великие Луки был вторым после Пскова в этой области. Мы уже заканчивали тур дней на 10-12. 26-го у нас был сольник, мы переночевали в городе, и на следующий день на «Жигулях» с местным администратором и с моим администратором из Бобруйска поехали к рынку поменять денежки, чтобы потом с коллективом рассчитаться…

Александр Солодуха и Александр Глеб, фото: by.tribuna.com

И вот минут через десять возвращаются они, и с ними идет этот мужчина. Немножко прихрамывает, с тросточкой. Он оказался очень знаковой фигурой в этом городе по тем временам. Гарик его звали. Через полчаса мы уже сидели в его машине — «Мерседесе» дорогом. Его водитель спереди, я сбоку, и остальные вчетвером на заднем сидении, с милиционером ещё. Гарик оказался моим поклонником. И вот с заднего сиденья этого дает мне крест. Я еще ему тогда: «Не надо, убери руки», а он мне про «Не отдаешь отчет». На тот момент у меня уже был и крест, и цепочка, которые мне сделал наш ювелир Сергей Краковский, как, впрочем, и много других украшений — браслет на руку, кольца. Я расцениваю этот подарок как признание, награду от Российской Федерации в лице Гарика. Этот человек уже ушел из жизни, год назад. Мы посылали телеграмму, её зачитывали на похоронах. Как признание такое — я частенько это вспоминаю».

Для Вячеслава Глеба, нападающего футбольного клуба «Крумкачы», крестик, подаренный братом, был своеобразным средством связи. Сегодня футболисту его не хватает.

«Скажем так: для каждого крест что-то значит. Кто-то его использует, как ювелирное украшение, кто-то наоборот — чем проще крестик, тем лучше. Кому-то подарили, когда еще крестили — очень тяжело тогда на большой срок сохранить его. У нас с братом (футболист Александр Глеб — прим. KYKY) такая ситуация: я ему подарил крестик, а он — мне. B этот крестик у меня был где-то лет восемь, если не больше. Но, к сожалению, на сборах года два назад я его потерял. Может, во время тренировки там... Очень обидно. И до сего момента я крестик не ношу. Жду, когда брат снова подарит. Тяжело найти крестик, который понравится. У меня был не простенький, скажем так, «с бриллиантами». Я его освятил, и это для меня была очень важная вещь: когда её потерял, очень расстроился».



Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Две недели кроссфита: здоровый образ жести

Боль • Алиса Петрова, Павел Свердлов

Журналисты KYKY продолжают неистово готовиться к лету в кроссфит-зале Club Panda. Прошло две недели — ребята не почувствовали быстрого эффекта, на который рассчитывали, и скорректировали свои хотелки. Но втянулись в тренировки, и теперь после каждого занятия болит уже не всё!