В ноябре 2019-го 10 тысяч человек подписали петицию против цирка с животными. Минприроды дал на неё ответ, что еще в 2017 году предлагал запретить использование диких животных в цирках – но этот вопрос решается, видимо, на недоступном министерству Олимпе. Женя Долгая разбирается, что происходит в беларуском цирке и закончит ли он когда-нибудь использовать рабский труд животных.
«Отец» Белгосцирка и его слоны на поводке
Валерий Пестов в Беларуси более известен как бывший главный режиссер Белтелерадиокомпании, но в прошлом он еще работал и главным режиссером Белорусского государственного цирка. Сейчас он живет в Израиле – стране, где, к слову, запрещены цирки и любая эксплуатация животных. Но для Валерия Семеновича цирк – это скорее способ заработка, хоть он и говорит, что вполне можно совмещать любовь и дрессировку. С Пестовым я познакомилась благодаря его дочери Катерине. Девушка сама выступает против жестокого обращения с животными и сказала, что ее отец готов подписать любую петицию против жестокости по отношению к животным.
Мы созвонились по месседжеру. Он был вежлив и настроен поболтать. Скажу честно: я ожидала услышать рассказ инсайдера о том, как плохо и жестоко поступают с животными в цирках. Но столкнулась с тем, что очень похоже скорее на профессиональную деформацию. Например то, что тигры и львы постоянно находятся в клетках, режиссер объясняет невозможностью выгула из-за их опасности. В то же время он отрицает, что это дикие животные, потому что дрессировщики берут их к себе в самом маленьком возрасте. Пестов вообще считает, что цирк без животных — это неинтересно, а система дрессировки и содержания зверей в цирках достаточно гуманна. Но пусть он лучше расскажет это сам.
Валерий Пестов: «С 1983-го по 1987 год я работал главным режиссером в Беларуском цирке. Занимался постановкой номеров с животными, делал программу по повести Юрия Олеши «Три толстяка» совместно с украинским цирком Владимира Шевченко «Тигры и львы». Всем тогда понравился номер с тигренком на поводке, где он разгонял трех толстяков. «Толстяки» прыгали, как мячики, – под огромными костюмами с каркасами у них были надутые автомобильные камеры.
Работал с разными животными: слоны, тигры, лошади, львы, собачки, медведи. Собачек некоторые дрессировщики брали к себе в номера, так как в вольерах было холодно.
Для любого дрессировщика животное – это же, в первую очередь, хлеб. Перед выступлением собак мы не кормили, чтобы они более-менее слушались.
У каждого свой заработок, и у дрессировщиков это животные. Да и с каждым животным нужно быть иногда и строгим – даже с домашними. А насчет эксплуатации и жестокого обращения… Честно говоря, не знаю, что сказать. Животные обычно сытые, их берут к себе еще маленькими. Дрессировщики часто получают травмы от диких животных – это обычный рабочий процесс. Например, львы очень мстительные. Они могут затаить обиду и втихаря нанести травму обидчику. Даже броситься с прыжка! Вот тигры перед прыжком рычат, а львы – нет.
Когда я работал с цирком Шевченко, наблюдал за дрессировками. Конечно, никто из дрессировщиков не гладил животных, к ним заходили со специальным приспособлением и палками. Я думаю, что цирк без животных не сможет существовать – людям это будет не совсем интересно. Да и детей водят в цирки только для того, чтобы посмотреть на животных.
Человек же – высшее существо, которому должны подчиняться остальные. И когда животное слушается, прыгает через огонь, людям это интересно.
Тигров, львов и слонов дрессировщики с самого детства брали к себе. Кормили их хорошо. Когда цирки национализировали, хозяева цирков становились директорами. Так вот, еще с того времени есть специальный рацион, в который входит всё, что необходимо животному. Плюс в каждом цирке есть штатный ветеринар.
Был один случай, когда лошадь, которая уже была старой, неудачно упала и умирала. Наездница так рыдала, будто хоронила своего ребенка. Дрессировщики любят своих животных. Думаю, вполне можно любить животное и зарабатывать на нем.
В цирке проще всего собачкам – у них есть возможность побегать и погулять. Тигров и львов не выгуливают, они все время в вольерах находятся. Почему? Да потому что они вырвутся и убегут! Но люди заботятся о животных. Я помню, был мороз. И нужно было везти слонов в другой город в эшелонах. Так им специально из войлока шили валенки и покупали кагор, чтобы они согрелись. Вот пример отношения.
Я не знаю, нужен цирк или нет. Существуют акробаты, существуют артисты. Цирк – это всегда здорово. Это единственный вид искусства, где всё честно. Здесь всё наживую и все рискуют, тренируются очень много, репетируют. Артисты цирка, бывало, работали без страховки. Ведь дрессировщику, чтобы научить животное, нужно около шести лет. И только после этого его выпускают на сцену. Плюс у артистов всегда есть гастрольное время, они постоянно переезжают. Это тяжелый труд.
Я считаю, что есть спрос – есть и предложение. Если бы люди действительно были против цирков, они бы уже давно закрылись. Мне кажется, тут никакие петиции не помогут. Люди ходят всегда в цирк – и мне кажется, что перестанут они ходить, только если это будет запрещено на государственном уровне».
«Сытое животное не будет выполнять команды»
Катерина – дочь Валерия Пестова. В детстве отец порой брал ее с собой за кулисы цирка. Шутка ли – сейчас Катя работает на телевидении и активно интересуется зоозащитой. Сначала она сказала, что у них с отцом схожие взгляды на цирк, но, как показал разговор, Пестов животных считает цирковым реквизитом.
Катя же признает, что в детстве не думала ни о какой эксплуатации, но сейчас понимает, что животные были забитыми и несчастными, поэтому сама активно выступает против цирков. Вот что Пестова вспоминает из своего детства:
«В детстве мне в цирке всё нравилось. Но все животные содержались в клетках. Мне давали погладить самых маленьких тигров и медвежат. А самые опасные были собаки. Они были всегда голодные и злые. Вечно голодные, вечно злые. Взрослые говорили, что сытое животное не будет выполнять команды. Еще помню, что там, где содержатся животные, был ужасный запах. Ну, и каждое животное сидело в своей клетке. Помню, как хотела погладить медвежонка, уже немного подросшего. Он сидел в маленькой клетке и дико кидался на всех, никого к себе не подпускал. Думаю, сейчас в цирках все еще гораздо хуже, потому что теперь идёт погоня за деньгами и зрителем».
Куда попадают животные после цирка
Обычно цирки запрещают как раз из-за жестокого обращения с животными. Зоозащитники считают, что сам процесс дрессировки — это уже негуманное и жестокое обращение с животными. Отдельной критике подвергается перевозка животных и их содержание — очень тесные клетки, вольеры, вонь и грязь, в которой животные проводят целую жизнь. Да и цирковые номера почти всегда противоестественны для животных, которых силовыми методами заставляют в них участвовать. Лев не прыгает через огненное кольцо в природе, а собаки не ходят по улице на задних лапах. И в естественной среде животных не бьют палками и электрошокером.
В 2016 году питерская зоозащитница Оксана Данилова устроилась уборщицей в цирк и смогла снять на видео, как некоторые дрессировщики жестоко избивают зверей. А в апреле 2017 года вышла статья на Новой газете о том, как в дельфинариях погибают животные. Это единичные примеры того ужаса, который вы увидите на видео в интернете. Так может, сейчас мир задумался над вменяемостью шапито как раз потому, что любой может зайти на Youtube и увидеть, как какой-то мужик избивает обезьяну, пока она не становится в нужную позу? Или ролик о том, как медведя держат на крюках за кожу, а на рентгеновских снимках у животных просматриваются переломы?
45 государств на планете Земля частично или полностью отказываются от цирков. Что значит частично? Обычно в таких случаях вводятся ограничения только на представления с дикими животными, на домашних и сельскохозяйственных табу не распространяется.
Например, в Латвии разрешают выступления с животными, которые используются в сельском хозяйстве, а Израиле существует общенациональный запрет на любые цирки с животными. Во многих странах запреты принимаются на уровне городов и муниципалитетов – как, например, в Португалии. И пока этот материал готовился, Минкульт Украины официально заявил о подготовке законопроекта, который запрещает цирки с животными.
Зоозащитники требуют обращать внимание и на то, что будет с животными после запрета цирков. Иногда их продают по дешёвке каким-то людям в несуществующие зоопарки.
Помните, осенью 2019 года на границе Польши и Беларуси был остановлен грузовик, в котором из Италии в Дагестан перевозили десять тигров? Животные были в очень тяжелом состоянии, один тигр вскоре умер. Недавно BBC выпустил расследование о том, куда везли тигров. Оказалось, что цирки в Италии запретили, а бизнесвумен из Дагестана выкупила их для дальнейшей эксплуатации в частном зоопарке «Сказка» (только вот частного зоопарка в городе не оказалось). И только благодаря бюрократии беларуской таможни, польским зоозащитникам и ветеринарам, животных удалось спасти. В худшем случае (подтверждений тому нет) животных везли в Азию «как материал для восточной медицины», – говорили автору расследования зоозащитники.
Мы сделали запрос в пресс-службу беларуского цирка, чтобы узнать, закупают ли они животных для представлений. Нам ответили, что цирк животных не закупает – а в штат цирка берутся уже готовые номера с обученными «приглашёнными» животными. Это значит, что если в Беларуси запретят цирки с животными, проблемы пристройства животных не будет. И это сильно облегчит процесс.
Расходный материал весёлого представления
Анастасия Жаврид, юрист и директор центра по защите животных «Анималекс», считает, что исходя из того ответов Минприроды, ситуация с цирками пока никак не изменится. В Беларуси для цирка животные остаются просто средством получения прибыли: «Эксплуатация животных ради развлечения (в цирках, контактных зоопарках) – это, прежде всего, бизнес-индустрия. К сожалению, спрос на это у нас очень большой. Я думаю, причин тому несколько: довольно низкий уровень гражданской сознательности и ответственности, низкий уровень жизни населения (низкие заработки, высокие цены) – людям хочется «легкого» развлечения, особенно для детей. Поход в цирк, зоопарк или дельфинарий – довольно бюджетный и быстрый способ закрыть эту потребность (в Белгосцирк можно попасть и за 7 рублей, при этом самое дешёвое представление – со слоном – Прим. KYKY). При этом государство получает прибыль с билетов либо с разрешений для приезжих цирков.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды говорит, что животные из цирка «не относятся к вопросам биоразнообразия» – если честно, такая позиция вызывает у меня недоумение. Даже в неволе дикое животное остается диким, и Минприроды это прекрасно известно. Тигр никогда не будет ласковым домашним котом, сколько поколений его ни приручай.
Но по логике Министерства, раз дикое животное не представляет ценности для биоразнообразия – то без разницы, что с ним происходит и как его эксплуатируют.
Минприроды отвечает за условия содержания диких животных в неволе (размеры клетки, нормы кормления), регистрирует диких животных на содержании у людей и проверяет условия такого содержания. Но как только мы просим у них принять политическое решение о запрете эксплуатации диких животных для развлечения – сразу почему-то нужен отдельный закон. Ну а сам цирк это решение не примет никогда, потому что для цирка это просто бизнес и вопрос прибыли. Так что это должно быть политическим решением на уровне государства. Я бы не говорила о запрете цирков вообще. Цирк ведь – это целая культур: акробаты, клоуны, фокусы. Просто никаких животных в цирке быть не должно».
Жаврид считает, что в Беларуси частично запретить цирки с животными довольно просто: в законодательном плане достаточно в Постановлении Минприроды закрепить запрет на эксплуатацию диких животных в целях развлечения. Да, при этом под куполом останутся сельхозживотные, собаки и коты – но первый правильный шаг уже будет сделан.
Дети не любят избитых животных
Цирк во всем мире выглядит примерно одинаково: круглая сцена, высокий купол, яркий свет и очень громкая музыка. В цирке я была три раза. И все три раза помню только страх о том, что тигр сейчас вырвется, загрызет дрессировщика и всех нас. Еще помню жуткую вонь как на входе в цирк, так и внутри купола Шапито. И верблюдов около реки Березины, которые послушно исполняли команды хозяев. Помню тигра, который не хотел прыгать через кольцо и рычал на дрессировщика, за что получал плетью по лапам. А однажды в наш провинциальный городок приехал Куклачев со своими кошками – забитыми животными, которые не слушались его. Знакомые вспоминают похожие случаи: кто-то видел исхлёстанных до крови слонов на сцене, кому-то всё детство казалось, что обезьяны в цирке словно под наркотиками, кто-то замечал, что тигры явно хромают.
В детстве не задаешься вопросом, почему так поступают с животными, хоть и испытываешь жалость к ним. Ведь в детстве взрослые для нас – железные авторитеты. И если взрослые считают, что льва или слона нужно бить за неповиновение, то, «наверное, так и надо». Уже взрослея, мозг перерабатывает детские невытесненные воспоминания и поражается увиденному. Кстати, в Португалии два муниципалитета отказались от цирков с животными как раз потому, что исследование показало: в цирках с дикими зверями травмируется детская психика.
И хотя экс-директор Белгосцирка Пестов говорит, что самое главное в цирке – животные, Cirque du Soleil разбивает этот миф. Этот цирк специализируется на акробатических шоу, а билеты на его гастроли в Минске стартуют от 45 рублей (на порядок больше, чем местные шоу с замученными слонами).
Выходит, циркачи, которые всё ещё заставляют тигров и обезьян прыгать через обручи, просто оправдывают собственную лень тем, что дети любят зверюшек?
Видимо, написать действительно смешную программу для клоуна или выучить трюки акробатов куда сложнее, чем дежурно отхлестать палкой обезьяну, чтобы она пожонглировала мячиками, сидя на одноколесном велосипеде.