Никогда человек не был доволен своим телом. Поэтому во многих мифах и сказках рассказывается об идеальных существах со сверхспособностями. К счастью, научный прогресс создал условия для борьбы с несправедливостью «No Body is Perfect» – и для исправления человеческой плоти, и для того, чтобы у души была совершенная оболочка для обитания. Из всех возможных улучшений тела наиболее перспективным оказалось создание киборгов: таких биологических систем, в которые интегрированы искусственные механизмы. Сегодня киборги существуют среди нас. Достаточно вспомнить такого гибрида как Neil Harbisson с имплантированной в череп антенной, позволяющая ему получать снимки со спутников. Давайте задумаемся, как далеко следует идти по пути создания робочелов, следуя призыву «Вам нечего терять, кроме своих тел!»
Термин киборг и первые испытания на крысах
Согласно Andy Clark («Natural-Born Cyborgs: Minds, Technologies, and the Future of Human Intelligence») впервые термин «киборг» использовали Manfred Clynes and Nathan Kline в статье «Cyborgs and Space» (1960). Исследователей интересовала возможность отправки человека в космос без создания искусственной среды на космических аппаратах. Для этого предлагалось превращение человека в машинный гибрид, способный жить во внеземных условиях. Источником для вдохновения служила лабораторная крыса с осматическим насосом Роуза (Rose osmotic pump), который мог бы с помощью инъекций поддерживать гомеопатическое состояние в неблагоприятной среде.
Человечество, правда, по-другому решило проблему выживания в непригодном для жизни мире, но это не остановило учёных от производства кибернетических организмов. В статье «Чип в голове: как техника проникает в наш мозг» в немецком глянцевом журнале «Аbenteuer Philosophie» (апрель-май-июнь 2014) Martin Peschaut рассказывает о том, как удалось связать часть мозга крысы с микрочипом для двустороннего обмена информацией. Сайт Golem сообщает о том, как израильским исследователям удалось заменить чипом часть крысиного мозга, что может помочь в лечении травм головного мозга.
Ещё Э. Кларк упоминает об успехах токийских учёных в управлении тараканом с помощью имплантатов, что может потом пригодиться в шпионаже и тайной слежке.
Не менее впечатляющим было производство киборгов среди людей
Такими машинно-человеческими гибридами стали субъекты с кохлеарными имлантантами (имплантантами слуховой улитки), с имплантантами сетчатки (с бионическими глазами), с бионическими конечностями. Успешно идет работа в лечении с помощью имплантированных в мозг чипов паралича тела, амнезии и в лечении болезней Паркинсона, эпилепсии и депрессии с помощью deep brain stimulation. Особый интерес вызвала возможность создание такого робочела как женщина с оргазматроном: электронным имплантатом, способным генерировать сексуальное удовольствие при нажатии кнопочки на пульте управления.
Правда, праздным интересом и комментариями по типу «Вау, феминистки будут рады: женщинам теперь не нужны мужчины» всё так и ограничилось. Наверно, девушкам выгоднее держать в напряжении своих парней и попрекать их сексуальной некомпетентностью, чем регулярно испытывать оргазм.
Однако такие люди-гибриды не являются полноценными киборгами. Ведь киборгом Clynes&Kline окрестили биологический организм со встроенными компонентами, который способен жить в ненормальной для него среде. Другими словами, настоящие киборги – это те, кто после технической модификации обрели новые способности. В упомянутых же случаях речь шла только о терапии и о частичном восстановлении функций организма. Но некоторые усилия человечества были направлены на реальное улучшение (enhancement) человеческой биологии.
К сожалению, речь не идёт о производстве совершенных бионических конечностей, так что киборгов в виде Дарта Вейдера пока не стоит ждать.
Исправление человека идёт пока по пути нейропротезирования и создания нейрокомпьютерного интерфейса. Большую роль в этом сыграл британский учёный и первый киборг Kevin Warwick, о котором можно найти немало сюжетов в интернете.
Управление вещами с помощью мысли
Многие из нас в детстве мечтали об управлении вещами с помощью мысли, например, как в сказке «Незнайка в Солнечном городе»: «Пёстренький принялся кататься на автостульчике и с интересом наблюдал, как стульчик слушается его мыслей. Потом сказал: «Что ж, по-моему, такой стульчик даже лучше, чем Незнайкина волшебная палочка! Тут стоит только подумать: хочу направо или налево, и желание сразу исполняется…». И вот в 1998 году британец Ворвику смог открывать двери, включать и выключать свет с помощью имплантированного силиконового чипа. Затем удалось провести опыты по подключению нервной системы учёного к интернету с целью дистанционного управления рукой робота, а также по присоединению к нервной системе жены британского ученого. Эти опыты, возможно, помогут в будущем установить телепатическую связь между людьми. Из последних интересных новостей можно упомянуть о планах Google по созданию микрочипа в мозгах клиента, который бы передавал нужную для него информацию.
Например, как только у человека возникла мысль об обеде в суши-баре, у него тут же в сознании появились бы адреса всех ближайших заведений.
Как оценить эти инновации? Следует иметь в виду, что целью всех улучшений должно быть не экспериментирование ради него самого, но прогресс в самореализации человека. Мартин Пешаут из «Аbenteuer Philosophie» подчёркивает, что при использовании технических новшеств не нужно забывать об усилиях по созданию того, кем мы являемся: «людьми в самом позитивном смысле слова». А Helmut Knoblauch в том же глянцевом журнале описывает основные критерии человеческой способности быть самим собой (аутентичность):
1) Сознательность. Чёткое понимание своих достоинств и недостатков, причин и мотивов для поступков.
2) Честность и искренность. Принятие того, чем является внешний мир в реальности (а не в наших фантазиях) и кем является сам человек, и желание изменить самого себя к лучшему.
3) Последовательность действий. У аутентичного человека есть ценности и идеалы (представления о счастливой и красивой жизни) и возможность действовать в соответствии с ними.
С одной стороны, можно только приветствовать кибернетические способы восстановления утраченных функций тела, расширения свободы действий и увеличения возможностей лучше воспринимать окружающий мир.
Но насколько следует поощрять инвазивное вторжение в тело, которое угрожает здоровью человека? Ведь управление гаджетами, лечение депрессии, получение нужной информации и осуществление коммуникативной связи между людьми гораздо проще и безопаснее осуществить традиционными средствами.
К. Ворвик, правда, убеждён в правильности технологического апгрейда человека из-за угрозы «Восстания машин». Человек должен быть подготовлен к моменту, когда созданные им продукты уже нельзя будет отключить.
Однако, возможно, большие риски для потери свободы заключаются в создании гибридных тел, подключённых к мощным компьютерам?
Ведь вторжение в сознание человека (например, в форме создания иллюзий) и внешнее управление поведением, показанные в фильмах «Матрица» и «Степфордские жёны» (2004), вполне реальны в будущем. Уже сегодня с помощью имплантатов можно воздействовать на настроения и управлять движения другого существа. Правда, эти опасения не являются окончательным возражением против производства киборгов, так как каждое новшество следует оценивать в отдельности.
Попытки Google создать чип для мозга
Например, обеспечение телепатической коммуникации с помощью микрочипов сделало бы более удобным общение между людьми и позволило бы сэкономить на различных дифайсах. Это, конечно, хорошо. Но что произойдет, если будет открыт доступ ко всему потоку сознания другого человека? Напомню, что по социологу И. Гоффману каждый человек всегда пытается выгодно управлять впечатлениями о себе. «Американские студентки преуменьшали, преуменьшают и, без сомнения, будут преуменьшать и впредь свой ум, способности и решительность в присутствии парней-ровесников, тем самым проявляя глубокую психологическую самодисциплину, несмотря на их международную репутацию легкомысленных созданий. Сообщают, что эти исполнительницы житейских ролей позволяют своим «мальчикам» нудно разъяснять уже известные им вещи, скрывают действительный уровень владения математикой от своих менее способных партнеров и проигрывают в настольный теннис под самый конец партии. Вот пример использования этого девичьего арсенала: Один из самых простых и изысканных приемов — изредка писать или выговаривать длинные слова неправильно. Кажется, мой парень от этого тащится, потому что с удовольствием поправляет меня в письме: «Милая, ты явно не знаешь, как пишется это слово». («Представление себя другим в повседневной жизни»).
Отсюда жизнь любого человека разбивается на «передний план» (фасад) демонстрации себя в обществе и «задний план» (кулисы), где в тайне от других можно не играть свою социальную роль и можно даже неприлично себя вести.
Можно только представить, какие катастрофические последствия, например, будут иметь для семейных отношений возможность узнать, что на самом деле думает ваша вторая половинка!
Или рассмотрим попытки Google создать чип для мозгов. Многие оценивают это негативно, так как это обессмысливает обычное школьное образование: теперь любой школьник без всяких усилий процитирует любое стихотворение или даже весь учебник. Однако если обучение основано на зубрёжке, то нужно только приветствовать кризис такой системы образования. Другое дело, что по Мартину Пешауту из «Аbenteuer Philosophie» следует различать знание (Wissen) и познание (Erkennen). Последнее не сводится к ознакомлению с фактической информацией и требует усилий по её осмыслению согласно определённой методике. А Google не предлагает новых средств для улучшения познавательных способностей.
Например, какая разница, где хранится текст Библии: в вашей голове или в компьютере? Её же всё равно нужно адекватно осмыслить! Для человека постоянно возникают непростые жизненные головоломки, которые не решить с помощью чипов от Google и других способов кибернетизации.