1. Город
Way Out West проводится в черте Гетеборга – второго по величине города в Швеции с репутацией даже более дружелюбной, чем у столицы. Город разделен на две логические части мостом – мы прозвали их Гетеборг и Геттоборг. Первая, источник всего экшена, кишит туристами и студентами самого крупного в Скандинавии университета (не менее 60 000 человек). Вторая – «гетто» – рабочие районы с дешевыми квартирами и их приятными жильцами. Население города составляют примерно 500 000 человек, а в числе тех, кто называет Гетеборг домом, много отличных музыкантов, например: Ace of Base, Air France, jj, Little Dragon, The Knife, Йенс Лекман, Хосе Гонзалес и Салли Шапиро.
Летом посмотреть в Гетеборге можно кучу всего. Например, на одном из близлежащих островов в XVII веке для защиты от нападений со стороны моря построили крепость Эльфсборг – во время фестиваля туда как раз курсируют регулярные кораблики. Главным же аттракционом для любителей островов остается Южный архипелаг – изумительной красоты местность, где помимо громких восторгов природой можно заниматься другими жизненно важными делами: купаться, подкрадываться в кадр к туристам или есть вкуснейшее мороженое. Чтобы окончательно добить историческую программу и доложить маме, что не только развлекухой занимались, можно посетить замок-анахронизм Tjolöholm – тюдорская архитектура, построенная в 1900 году со щедрой руки фабричного магната и главного покровителя Гетеборга.
Одновременно с фестивалем Way Out West в городе проходит конкурс молодых групп, где можно случайно открыть для себя, например, новых Little Dragon. Он проводится ежегодно газетой «Göteborgsposten» на одной из самых веселых и живых площадей города (Järntorget). А еще в Гетеборге есть научно-познавательный центр Universeum, опера в замечательном постмодернистском здании, колесо обозрения и парк аттракционов.
2. Location
Way Out West проводится в отличном парке Слоттсскоген на 137 гектаров – находка, которую использует и московский Пикник «Афиши» с селом Коломенское. Говорят, в Слоттсскогене есть неплохой зоопарк с радостными и ухоженными пингвинами, лошадями, оленями и огромным количеством птиц, но я туда не дошла.
Для фестиваля парк украшают лучшие шведские дизайнеры – повсюду красочные палатки и зоны отдыха разной направленности, на деревьях блестящие ленты и приветственные надписи, а разноцветная айдентика Way Out West прочитывается повсюду. Сцены расположены довольно близко. Две самые главные (Azalea и Flamingo) стоят друг напротив друга – когда на одной заканчивается выступление, можно просто развернуться к другой.
Полезно знать: одни из лучших мест бывают на ступенчатых трибунах, построенных спонсорами фестиваля, – оттуда видно все вокруг, а еще раздают бесплатный попкорн.
В летнее время погода довольно приятная – около 20 градусов, однако ночью, когда заканчивается большая часть выступлений хедлайнеров, без легкой куртки и шарфа придется туго.
Рядом с парком курсирует типичное для Гетеборга стадо трамваев, в том числе можно прокатиться в том самом tram #7, воспетом Йенсом Лекманом.
3. Люди
Шведы прекрасны, и это невозможно не признать. Большая половина мужчин на фестивале – словно со съемок рекламы, девушки – сплошь Сиенны Миллер и Блейк Лайвли. От обилия блондинистых голов кругом теряешься, и порой светловолосых и голубоглазых становится трудно друг от друга отличить. По крайней мере я пару раз по ошибке окликивала не тех, кого нужно.
В 2011-м на Way Out West было 32 тысячи человек, и местных из них почти 90 процентов. Поголовно все говорят на безупречном английском. Многие жители Гетеборга принимают участие в Way Out West посредством волонтерства: помогают чек-инить гостей, проверяют билеты на входе или убирают мусор. О шведах принято говорить, что они дружелюбны только на этапе знакомства, а ближе к себе не подпускают. Я же столкнулась с удивительно гостеприимными людьми, которые и вином поделятся, и город покажут, и позовут в гости на следующее лето. Возможно, фестивальные шведы отличаются от остальных.
Атипичные шведы:
4. Пресса
Если вы с душой и любовью пишете о музыке и у вас есть возможность отправиться на этот фестиваль – действуйте без раздумий. Условия для прессы на Way Out West действительно подразумевают то, что журналисты на мероприятии вообще-то работают – факт, который нашим организаторам еще только предстоит выучить.
Во-первых, предоставляется все для оперативной работы: отдельная пресс-зона, просторные комнаты со столами, розетками, высокоскоростной интернет, бесплатные напитки. Во-вторых, упоминания стоят, конечно, сверхкомфортные комнаты для интервью, которые предлагается забронировать заранее, в момент получения аккредитации. Нужно лишь указать интересующего артиста. Исключение в том году составили Принс, Канье и iamamiwhoami, никаких контактов с прессой не пожелавшие.
А еще там мраморные санузлы с живыми цветами, специальное меню с пониженными ценами, раздают бесплатные промоджинсы (правда, только размеров на моделей-селедок) и зачем-то построили отдельный танцпол. Последнее, видимо, объясняется тем, что пресс-зона граничит с пространством для специальных гостей. Однако обольщаться рано: случайно встретить музыкантов можно лишь на пути в комнаты для интервью, а тусуются они исключительно на своей закулисной территории.
5. Музыка
«Во дает девчонка!» – налетает на меня холеный швед, придавливая к земле примерно на тридцатой минуте выступления Жанель Монэ. Артистка как раз выдает свой главный хит «Tightrope», во время которого все музыканты и зрители плавно приседают все ниже и ниже, а некоторые в порыве эйфории начинают обнимать всех подряд. Как на сцене, так и среди зрителей происходит ослепительное сумасшествие.
Музыкальные фестивали, вообще-то, немножко беспощадное мероприятие для любителей собственно музыки. Чтобы чувствовать себя абсолютно расслабленно, нужно: а) посетить штук 100 концертов любимых артистов или б) философски относиться к возможности услышать кого-то вживую. Иначе вас ожидает яростное поглядывание на часы (чтобы не сбиться с графика перемещения между сценами), беготня и неминуемое упущение конца выступления одного любимца ради первых песен другого.
После бодрого и насыщенного номера артистки Santigold взбираюсь на микропригорок перед основной сценой – слушать Робин. При всем угаре, происходящем вокруг, и всей любви к Робин с сожалением понимаю, что придется уйти через пять песен – занимать первые ряды на самый ожидаемый концерт фестиваля.
С интернет-проектом iamamiwhoami история такая: несколько лет безудержно красивых роликов на YouTube, электронная музыка высочайшего уровня, совсем никакой рекламы/рейтингов продаж/интервью, полная анонимность создателей (до сих пор удалось вычислить только личность вокалистки Йонны Ли), до мелочей продуманная мифология – и это первый их концерт. Наверняка известно, что все журналисты приехали на Way Out West из-за них и Канье. И все написали примерно такой же краткий курс введения в историю iamamiwhoami, как и я выше. Разница вот в чем: I'm a fan.
Стоя в первом ряду, за 30 минут до начала знакомлюсь с такими же одержимыми ребятами: они приехали из Техаса и Миссури, из Бразилии и Великобритании, перенесли экзамены, отложили все и стоят тут со мной. В отличие от не до конца разобравшихся в своих рецензиях журналистов, мы точно знали: концерт будет страшно концептуальным. Так и вышло.
Песня за песней артистка Ли скрупулезно выстраивала имитацию каждой фазы полового акта: от орального секса до завершающего перекура, от эякуляции до оплодотворения.
Зимой 2012-го стало известно, что ровно через 9 месяцев после этого выступления iamamiwhoami выпускают свой первый альбом.
iamamiwhoami
В довершение всего замаскированные в черное операторы проекта снимали происходящее словно хоум-видео – и тут же транслировали за спиной вокалистки. Несмотря на полную реальность происходящего, ощущение тайны никуда не делось: было непонятно, непредсказуемо и зверски прекрасно!
В этот вечер я успела еще на Empire of the Sun и Принса. Первые, в костюмах словно над героями из «Дюны» Линча поработал стилист Гаги, очень хороши. Второй – легенда легендой. Честно отыграл трехчасовую программу, спел дуэтом с Канье, забомбил салютов и довел всех до слез 15-минутной версией «Purple Rain». Кажется, сил не осталось ни у кого.
Empire of the Sun
День второй. Время послеобеденное. Спешу на Джейми Вуна, которого после первых синглов и совместной работы с Burial принято ассоциировать с постдабстепом, – на деле парень, пару раз споткнувшись о драм-машину, ударяется чуть ли не в госпел, и это звучит довольно здорово. Пророков и Биргер вполне элегантно разносят Вуна за занудство и выражение лица, я же с ними не согласна. Мне нравится Джейми, душевный парень.
Jamie Woon
Затем сцены поочередно разрывают Виз Халифа, Тиесто (весь парк ошалело танцует как выдрессированный) и Pulp. Последние, надо сказать, выступили все-таки не так тонко и душераздирающе, как месяцем раньше в Польше. Так что если вы поклонник великой шеффилдской группы, лучше поезжайте на них в Восточную Европу: Pulp очень здорово реагируют на колорит.
Главный номер если не всего фестиваля, то этого дня точно, – Канье Уэст. Описать – невозможно. Балет, оперные интро, фейерверки, лазеры, деление на акты, биографические монологи, камео от Pusha T, семплы из Рианны, античный рельеф, переодевания и удивительно хорошее пение. Очень подробно опять-таки расстарался уделить внимание описанию происходившего журнал «Афиша», лучше у меня вряд ли получится.
Про Канье можно сказать вот что: он качает всех – кого-то укачивает, но в основном все-таки качает.
Стоишь перед всем этим и словно наблюдаешь сцену пришествия. Будто перед тобой ломаются трансформеры, тонет «Титаник», а «Звезда смерти» разрывается на куски. Даже при полной антипатии Канье игнорировать невозможно. Вопрос в том, возможна ли полная антипатия, когда Уэст, какой-то нереально искренний, рассказывает тебе о своей жизни, потом поет о ней, потом кодирует тебя от запоя, ожирения, псориаза и экземы. Потом ты, совершенно зачарованный, идешь с фестиваля, потом летишь домой, и этот заносчивый негодяй с экрана становится тебе почти родным. Так все и закончилось.
Kanye West
P.S. В этом году Way Out West снова заманивает выдающимся составом – например, там исключительно много отличных новых хип-хоп-артистов (Азалия Бэнкс, ASAP Rocky, OFWGKTA), великие хедлайнеры Blur и The Black Keys, гармоничная тройка Bon Iver, St. Vincent и Feist, Терстон из Sonic Youth и выдавшая в том году безупречную по всем параметрам пластинку Флоренс Уэлш.
Ехать стоит, сомневаться – нет.
Фотографии: Лия Сафина