«Недавно в Польше ко мне подошел на улице мужчина, обозвал и спросил, не стыдно ли мне за то, что происходит с Украиной. Я ничего не ответила, потому что прекрасно понимаю его боль – но с той разницей, что в мой дом не летели бомбы». Марина Волкова рассуждает о будущем, которое нас всех ждет, если мы не остановим волну ненависти между народами.
Если вы хотите, чтобы команда KYKY продолжала писать о том, что волнует беларусов – подпишитесь на наш Patreon за мерч и другие бенефиты. Или сделайте быстрый донат прямо на нашем сайте (окно для донатов – прямо под этим материалом).
Как в России вырастили дракона
Почти две недели идет война, но, кажется, она длится уже целую вечность. Бомбежки, лицемерие российской пропаганды и цинизм Путина, который не дрожащей рукой посылает на смерть пацанов 19, 20 лет. Эти пацаны везут с собой на войну переносные крематории для себя же. Понимаете, каких масштабов достиг цинизм? С российской стороны за неполные две недели уже погибло более 12 тысяч человек. И лишь немногие матери смогут попрощаться с сыновьями. Потому что если из Кремля скажут, что погибло 500 человек, значит, 500. Остальные могут числиться пропавшими без вести.
Пропаганда сегодня работает не просто на полную катушку – она превратилась во второе ядерное оружие. До 2020-го пропаганда тоже была, но тогда еще, скорее, пытались недоговаривать. После 2020-го ложь становилась всё циничнее, но выверенной стратегии не было. Хотя ведь бчбшников тоже называли фашистами и нацистами – помните? И потом беларуское общество раскололось на «змагаров» и «ябатек», что привело к гражданскому противостоянию: распадались семьи, сосед шел на соседа с кулаками. И до сих пор мы не можем найти компромисс, форму выстраивания гражданского согласия, кроме одной: не нравится – делай ноги.
Кремлевский дракон выбрал точно такую же стратегию и приказал называть украинцев нацистами (хотя кто здесь нацист нужно еще разобраться), а слово война запретил вовсе. Оруэлл 2.0 – только теперь это наша реальность. И чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят – эту формулу изобрел еще Геббельс. Не удивлюсь, если в Молдове, Грузии, Прибалтике и Скандинавии тоже скоро появятся «нацисты», против которых нужно будет провести «спецоперацию». Ведь наш Владимир Красное Солнышко – собиратель земель русских, помазанник божий и черт пойми еще кто, но уж точно не эффективный менеджер, которому временно поручили управлять страной. И чтобы все забыли о настоящих функциях президента, нужно возвести в культ скрепы, одной из которых является победа в Великой отечественной.
Сразу оговорюсь: я не умаляю подвиг дедов и этой победы – у меня тоже в семье есть погибшие в этой войне. Но я против, когда начинают сознательно манипулировать эмоциями доверчивых граждан. Главное – чтобы не было войны, и наши деды воевали – можем повторить и вот это все. Формулу можно универсально использовать для создания правильных настроений в обществе. А кто будет говорить, что подобного рода манипуляции недопустимы, потому что основаны на геббельсовской пропаганде – поедет в тюрьму на 5 лет. В России приняли специальный закон, который приравнивает любое осмысление событий ВОВ к реабилитации нацизма. Моргенштерн, который был вынужден бежать из страны, может об этом рассказать подробнее.
Но давайте восстановим справедливость и скажем, что Сталин, который выиграл войну вместе с союзниками, был таким же диктатором, как и Гитлер. Именно это и позволило ему выиграть – тоталитарной системе эффективно может противостоять только такая же система. Поэтому не стоит забывать методы, которыми воюет режим. Например, в СССР были штрафные батальоны. «Штрафников» посылали на смерть с голыми руками в качестве живого щита, иначе свои же и расстреляют. Россия в новейшей истории воевала не технологиями, а за счет устрашения и пушечного мяса. Страна большая – людишек много, поэтому не жалко – еще нарожают. И кровавый репрессивный 1937-й в преддверии большой войны нужен был, чтобы зачистить гражданское общество, заткнуть всех, кто бы мог критиковать культ личности и преступления системы.
Была и практика навешивания ярлыка врага народа. До войны ими становились все инакомыслящие, а после – все, кто вернулся из плена или оказался за линией фронта после победы. Этих людей ждала ссылка или расстрел. К слову, после освобождения советской армией узников концлагеря в Дахау, бараки, где жили заключенные, были разобраны советскими солдатами и переправлены в Сибирь. Там же из этих же досок были собраны точно такие же бараки, но только содержались там уже советские граждане. Это ли не цинизм?
В путинской России врагов народа называют иноагентами. Это такая бирочка, присобачив которую к медиа или человеку, с ними перестают сотрудничать партнеры, да и вообще присутствие этого субъекта на территории России нежелательно. Сейчас уже от иноагентов стали переходить к прямым блокировкам медиа, а всех несогласных сажать в тюрьму. Да что уж, просто за одно слово «война» могут посадить на 15 лет, потому что Россия не воюет – она проводит миротворческие операции. Только вот эти «операции с нанесением точечных ударов» проходят по жилым домам и гуманитарным коридорам, через которые пытаются эвакуировать мирное население.
Вранье сегодня достигло таких масштабов, что мои знакомые из России – неглупые и достаточно еще молодые люди – поддерживают Путина. Они верят в то, что Киев оккупировали бандеровцы, а мне промыла мозги западная пропаганда. Любые аргументы и доказательства не работают, потому что всё и везде – фейки. А за фейки в России можно присесть на срок от 3 до 15 лет – тоже недавний закон. Под определение фейка попадает все, что противоречит официальной позиции Кремля. Как вы понимаете, этот закон блокирует работу всех независимых СМИ, причем делает это буквально. За несколько дней в России перестали работать такие крупные медиа, как «Дождь», «Эхо Москвы», «Медуза», «Радио Свобода», BBC, Deutsche Welle, The Village и другие. Многие журналисты, опасаясь преследования, были вынуждены уехать из страны. И чтобы уж совсем зачистить информационное поле, в России заблокировали Facebook, Twitter, TikTok, на очереди – Instagram, YouTube, Telegram.
Но самое страшное, что дракон на этом не успокоится. Репрессии будут только нарастать, как это показал опыт Беларуси. И в скором времени поехать на сутки можно будет и за комментарий в интернете, молитву по усопшим или за любовь к помидорам со сметаной – да вы и сами все знаете, как это бывает. Беларусам не нужно объяснять. Но если не противиться дракону, завтра вместо «суток» за комментарий можно будет отправиться на годы за решетку, либо в специализированные концлагеря для иноагентов. Такая практика распространена у драконов, и вы это тоже хорошо знаете. Ведь драконы живут в сочинских горах – очень высоко и далеко от обычных людей. В первую очередь, люди для них – это мясо и обслуживающий персонал. Ведь какая разница, кто подносит тебе дары? Драконы запоминают только лица таких же драконов. Так вот вся Россия сегодня – это обслуживающий персонал одного человека, членов его семьи и приближенных к этому кругу. В общем, ситуация аналогична беларуской – ну, вы опять и сами все знаете. Интересно, россияне сегодня по-прежнему думают, что беларусам повезло с Лукашенко? Или чистые улицы – это уже не главное?
«Лукашенко – это не Беларусь, не беларусы»
Многие беларусы в 2020-м и 2021-м были вынуждены бежать из страны, опасаясь за свою безопасность. Эти люди имели смелость высказаться против диктатуры. Солидарность с беларусами выражало все мировое сообщество, а сегодня нас, все тех же беларусов, начинают ненавидеть во всем мире, потому что соотносят со страной-агрессором. Это вы виноваты, что не свергли дракона, поэтому мы вас не будем обслуживать в кафе, принимать на работу, открывать счет в банке. Это эмоции – точно такие же эмоции, как и поддержка в знак солидарности в 2020-м.
Но ведь Лукашенко – это не Беларусь, не беларусы. Так же, как и Путин – это не Россия и не все россияне. Это просто два завравшихся старых диктатора, от решения которых страдают самые обычные люди. И эти обычные люди разделяют боль и трагедию Украины, они солидарны с братским народом. Многие беларусы в 2020-м сами прошли через эту трагедию, бежав из родной страны от преследования. Не стоит забывать, что Беларусь с 2020 года находится под оккупацией диктатора Лукашенко, который торгует суверенитетом страны за российские займы. Именно поэтому с нашей территории летят ракеты – это решение одного человека. Беларусы против войны.
Сегодня наши народы пытаются стравить, посеять ненависть между нами. Но кому от этого станет лучше или легче? Недавно ко мне подошел на улице мужчина и спросил, не стыдно ли мне за то, что происходит с Украиной. И еще обозвал по-разному лишь за то, что я говорила на русском языке.
Я ничего не ответила на агрессию, потому что прекрасно понимаю его боль – но с той разницей, что в мой дом не летели бомбы.
И если бы под обстрелом оказались мои близкие, возможно, я бы вела себя так же. Для эмоций не нужно аргументов – им нужен выход. Злость, ненависть, вражда – сейчас экстраполируются на всех русскоязычных, потому что мы сейчас – враг. И это один из приемов пропаганды – сделать коллективного обезличенного врага. Вот есть мы, а есть они – плохие, кровожадные, какие-то не такие, как мы. Но это ложь – беларусы сегодня создали и поддерживают множество инициатив в поддержку беженцев из Украины. Наши люди волонтерят на границах, помогают с поиском жилья, гуманитарной помощью, да и просто добрым словом. Украинцы – мы не ненавидим вас! Мы солидарны с вами и против войны! И об этом мы кричим на антивоенных митингах по всему миру. А эмоции уйдут, но позже, главное – услышать друг друга.
Да, неприятно, когда царапают твою машину на беларуских номерах, либо твой врач отказывается с тобой говорить на русском, хотя прекрасно знает язык, либо, либо... Сейчас очень много этих либо, но я не обижаюсь и не обвиняю. Как и не испытываю чувства вины или стыда за то, что у меня паспорт синего цвета. Ведь это такая глупость: ненавидеть человека за цвет паспорта.
Беларусь – это моя страна, где живут мои родители, друзья. Так почему мне должно быть стыдно? Лукашенко – это не Беларусь. Более того, Лукашенко никто не выбирал – он фальсифицировал выборы. И мы боролись. Мы выходили на улицы и кричали всему миру, что Лукашенко – диктатор. Мы проливали свою кровь на улицах и в подвалах на Окрестина, чтобы не было этой войны. Ведь война – это логичное проявление диктатуры, когда нет сдерживающих предохранителей в виде работающих демократических институтов.
Так в чем мы, беларусы, виноваты перед украинцами? Мы оказались заложниками точно такой же ситуации, в которой сегодня оказались вы. Вы тоже сейчас страдаете от действий безумного диктатора Лукашенко и безумного диктатора Путина. Беларусь, как и Украина, тоже находится под оккупацией. Поэтому неприятно, когда наши родные украинцы начинают травить активистов и журналистов, сбежавших от преследования на родине, обвиняя их в войне. Ведь именно мы первыми и кричали еще в 2020-м и раньше, что Лукашенко – диктатор, чтобы предотвратить катастрофу. Но мир в очередной раз выразил обеспокоенность, а мы – пострадали за правду. И продолжаем страдать, когда вы делаете из нас коллективного обезличенного врага.
От того, что мы будем друг друга ненавидеть, выиграет только дракон. Задумайтесь об этом, когда в очередной раз решите излить свою ненависть на людей с другим цветом паспорта.