Поздравляем с наступлением выходных! А поскольку еще не наступил день, когда власти выполнили все требования протестующих против президентства Лукашенко беларусов, из-за чего протесты продолжаются, мы и дальше ведем наш традиционный текстовый стрим. И описываем главные события в поствыборной Беларуси. Сегодня — 12 сентября, поехали.
Быстрая доставка новостей без цензуры в тексте и картинках — в нашем Telegram и Instagram. Подпишитесь!
К 13:45
Протестующих обяжут платить деньги за «разгром» Минска (несмотря на то, что акции в Беларуси подчеркнуто мирные). Речь о событиях 6 сентября и уголовном деле по ним, о котором мы писали ниже. В тот день, убеждены силовики, участники митингов нанесли ущерб Центральному району Минска на 30 тысяч рублей. «Виновниками» называют уже семерых человек. На их плечи — и плечи других найденных оперативниками причастных — и возложат все денежные затраты на устранение «последствий» демонстраций. Накануне об этом просил Лукашенко.
Главное к 11:00
На госТВ слепили сюжет о PandaDoc. Помимо уже хорошо известного нам обвинения топов стартапа в хищении в особо крупных размерах, минский офис компании «уличили» в том, что он по указке из США финансировал женские протесты в Беларуси через зарегистрированный в Минске Центр по продвижению прав женщин.
МВД подвело свои итоги вчерашнего дня. 11 сентября на протестных акциях в Беларуси задержали 32 человека, 18 из которых остаются под стражей.
Главное к 00:00
Утром 11 сентября на территорию посольства Швеции в Минске прорвались двое мужчин — житель Витебска Владислав Кузнечик и его отец Виталий. Прорвались — потому что сотрудники посольства изначально их не впускали. Откуда же у тех двоих такое рвение? Дело в том, что еще 6 сентября мужчин с применением силы пытались схватить на протестной акции в Витебске, но оба как-то сумели избежать задержания. А в посольство они прибежали, чтобы попросить политического убежища. Диппредставительство окружили силовики и до позднего вечера дожидались беженцев, но они так и не вышли. Ночевать Кузнечикам, кстати, разрешили на территории шведского посольства.
США признали, что Лукашенко утратил легитимность, ведь беларуский народ его отверг. Это констатировал первый заместитель госсекретаря Штатов Стивен Бигэн. Он добавил, что США поддерживают забастовки в Беларуси и надеются, что Россия призовет Лукашенко «уступить» народу Беларуси. Также США обсуждают с Европой «адресные санкции» против Беларуси. Решение по этим санкциям объявят в ближайшее время.
Осудили экс-главу пула Александра Лукашенко, бывшего журналиста ОНТ Дмитрия Семченко, задержанного вечером 10 сентября. Ночь он провел на Окрестина, а днем 11 сентября суд признал его виновным в участии в незаконной акции 16 августа и назначил ему 15 суток ареста. Хотя Дмитрий и уверял (безуспешно), что находился на митинге как корреспондент, ведь тогда он еще работал на ОНТ. Перед задержанием и судом Семченко успел дать интервью, в котором раскритиковал власть за ее вопиющие выходки и предвидел худший сценарий развития событий в Беларуси.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по событиям в Минске 6 сентября. Тогда в результате действий, «грубо нарушающих общественный порядок», по версии СК, коммунальному предприятию причинили ущерб на общую сумму более 30 тысяч рублей. Подозреваемые — четыре человека в возрасте от 18 до 32 лет. Подозреваемой по уголовному делу, возбужденному по части второй статьи 339 УК РБ (хулиганство), признана 18-летняя девушка, которая баллончикам нанесла надписи на заграждения.
Вечер 11 сентября вновь отличился задержаниями в Минске. «Зеленые человечки» (так называемые силовики) грубо задерживали женщин у Красного костела в центре города. На видео попал и момент, как «правоохранители» схватили пожилую женщину с тростью, которая пыталась защитить демонстранток, и волокли ее по лестнице. Задержать попытались и культовую активистку Нину Багинскую: она тоже старалась отбить девушек, которых «паковали» в бус.
Заблокировали счета ИТ-компании PandaDoc, из-за чего без зарплат остались более 250 сотрудников (вот что давление на стартап означает для всех нас). «Создан юридический прецедент. <...> Фактически, почти всем ИТ-компаниям можно предъявить такие же обвинения», — отреагировала на произошедшее PandaDoc. Если помните, четыре топа знаменитого стартапа арестованы по уголовному делу. Всем четверым уже предъявили обвинение — по статье о мошенничестве, совершенном организованной группой либо в особо крупном размере. Наказание — до десяти лет колонии. Сама компания уверена, что подобные репрессии призваны остановить инициативу создателей стартапа, нацеленную на оказание денежной помощи силовикам, в знак протеста ушедшим из органов.
Что там насчет даты инаугурации Лукашенко? На этот вопрос попыталась ответить глава ЦИК Лидия Ермошина (и у нее откровенно плохо получилось). «Я понятия не имею. <...> Все организует Администрация президента. До 9 октября, в двухмесячный срок [после проведения выборов] должна быть назначена [инаугурация]», — отметила чиновница в интервью БелаПАН.
Госконтроль завел дело о хищении против секретаря Координационного совета Ивана Кравцова, которого выдворили в Украину. А адвоката Марии Колесниковой и юриста штаба Виктора Бабарико Илью Салея арестовали. «Следствием принято решение об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей. Если до сих пор он был просто задержан на 72 часа, то сейчас мера пресечения содержания под стражей процессуально оформлена. Есть десять дней для предъявления обвинения с момента задержания, то есть до 19 сентября», — пояснила пресс-служба команды Бабарико подробности судьбы Салея. Илья, как Мария Колесникова и Максим Знак, проходит по уголовному делу о попытке захвата власти.
Глава Евросоюза Жозеп Боррель пригрозил расширить санкции против Беларуси. «ЕС подтверждает свою решимость ввести санкции в отношении лиц, ответственных за насилие, подавление мирных протестов и фальсификацию результатов выборов», — подчеркнул он. Также Боррель выразил сожаление относительно принудительного изгнания членов Координационного совета. Глава Евросоюза обратился к властям Беларуси с призывом освободить всех незаконно задержанных людей, включая политических заключенных.