Тысячи выпускников по всей стране стали подавать документы в ВУЗы. Судя по статистике, часть из них пойдет на юрфак. На деле, ВУЗ стоит выбирать, исходя не из престижности, а востребованности специальности, диплом которой вы планируете получить. Плевать на показатели рынка труда Беларуси можно только в том случае, если у вас дедушка-миллионер в Малибу. В противном случае стоит взвесить все «за» и «против», прежде чем отнести аттестат и сертификаты ЦТ в приемную комиссию.
Шесть юристов на место и возможность карьерного роста
Итак, какая же профессия была самой престижной за последнюю пятилетку? Хотелось бы сказать, что гейм дизайнер, но нет. В 2010-м, 2012-м и 2015-м на вершине топа находилось «Международное право» ФМО БГУ: конкурс в 2010-м – 369 баллов для городских, 348 для сельских; в 2012-м – 374 и 287 соответственно; в 2015-м – 383 балла для всех. Соискателей не напугала даже немалая плата за обучение: первокурсники 2010-го должны были выложить 10 655 200 рублей, 2012-го – 14 950 000, 2015-го – 24 680 000.
Кем же будут работать студенты? Если верить справочнику абитуриента, то выпускники «Международного права» получают квалификацию юриста-международника – профи, который чувствует себя в международном законодательстве как рыба в воде. В идеальном мире такие специалисты могут устроиться в госструктуры, коммерческие организации, белорусские и иностранные юридические фирмы и адвокатские бюро; в представительства международных органов и организаций или международные судебные учреждения, общественные объединения.
Польза от юриста-международника очевиднее всего в сфере, которая предусматривает внешнеэкономическую деятельность. Например, в белорусской фирме, сотрудничающей с иностранными партнерами, или филиале зарубежной компании. Подсчитать выгоду от найма специалиста в денежном эквиваленте довольно сложно, потому что юрист не привлекает деньги – он делает так, чтобы организация их не потеряла. Неверно составленный договор с иностранной фирмой может ввергнуть компанию в пучину банкротства. Особенно опасно иметь двоечника на должности юриста в МИДе – чревато международным скандалом. Количество юристов с дипломом по международному праву в организации зависит от ее размеров. Если это маленькая консалтинговая фирма, то и один справится. В корпорациях же существуют целые отделы.
По уровню распределения в Минске и регионах ситуация на ФМО неплохая. Если верить декану факультета, профессору Виктору Шадурскому, бюджетники составляют примерно 15% от курса, и их распределяют согласно заявкам и личным заявлениям. Так что если студент сможет зацепиться в столице, его в ней же и оставят. Но здесь кроется другая проблема: юристы-международники слишком экзотичны для белорусского рынка труда. Если прямо сейчас вбить «юрист-международник» в строке поиска на Rabota.tut.by, выпадет всего одна вакансия. Поэтому будем реалистами и рассмотрим спрос на обычных юристов.
Если верить показателям Министерства труда и социальной защиты РБ, исследованиям консалтинговой компании «Здесь и сейчас», а также сведениям той же Rabota.tut.by, в 2010 году на одну вакансию юриста приходилось три соискателя. В 2011-м – уже 5,2 предложения на одно рабочее место, в 2012-м – 7,46 на вакансию. Летом 2013-го случилась странная вещь: в июне спрос впервые превысил предложение – на 66 претендентов было 113 вакансий. Но потом все вернулось на круги своя, и в 2014-м, по уверениям Rabota.tut.by, 6 юристов боролись за один стул в офисе. В 2015-м в городе на 59 вакансий приходилось 234 резюме, при этом в селе ситуация была противоположной – 22 соискателя на 38 мест (что понятно, глядя на сельские зарплаты).
На какую оплату труда может рассчитывать юрист без связей
Здесь сложно сказать определенно. Если выпускник юрфака без опыта работы отправится в государственную структуру, он станет получать около 250 долларов. При этом юрист-международник с опытом в частной фирме зарабатывает 1000-3000 евро. Еще вариант – открыть частную практику. Услуги юриста стоят недешево – от $10 за консультацию до $500 за составление целой системы договоров. Чем дольше юрист на рынке, тем дороже его работа.
Чтобы оценить доход сферы, я обратилась к данным Министерства юстиции 2010-2015-го о количестве лиц, оказывающих юридические услуги в Беларуси, а также прибыли от налогов. В 2010-м в РБ юридические услуги оказывало 760 лицензиатов. В бюджет от оказанных юридических услуг поступило 4 100 млрд рублей. На тот момент в стране было создано и действовало 13 специализированных юридических консультаций, в том числе «по обслуживанию субъектов предпринимательской деятельности РБ при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности» (вот здесь умения юриста-международника были бы к месту). На утро 1 января 2016-го юридические услуги оказывало 823 лицензиата (рост налицо). Налогов в бюджет за 2015-й поступило в общей сложности на 25 196 223 тыс. рублей (хорошая иллюстрация инфляции за пятилетку). Нетрудно заметить, что количество юристов растет. Кадровики уже не первый год твердят о профиците юристов в Беларуси. Предложений было так много, что в 2012 году прием на юридические специальности был сокращен на 15% с одновременным увеличением стоимости обучения на платном отделении.
Почему знать иностранный – недостаточно?
В 2011-м самый высокий конкурс – 370 для городских абитуриентов и 347 для сельских – был на специальность «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций: немецкий язык и второй иностранный язык» Минского государственного лингвистического университета (факультет межкультурных коммуникаций). Стоимость обучения для первокурсников в том же 2011-м равнялась 4 516 000 рублей за семестр. Каждый год факультет выпускает порядка 200 специалистов, у которых в дипломах значится «специалист по межкультурным коммуникациям», «переводчик-референт». Кем работают эти ребята, сказать сложно – МГЛУ не ведет статистики по трудоустройству. Скорее всего, кто-то из них идет в переводческие бюро, представительства зарубежным фирм, коммерцию. Другие – в рекламу, PR, турбизнес и журналистику. Третьи становятся учителями иностранного языка.
Проректор по учебной части МГЛУ Елена Бетеня утверждала, что межкультурная коммуникация – это престижно: «Мы готовим «мобильных людей», которые легко учатся, легко подстраиваются под обстоятельства, многие получают дополнительное высшее образование». В принципе, это недалеко от истины: все мои знакомые выпускники МГЛУ сейчас работают менеджерами по продажам.
Если выпускник лингвистического решит пойти по профилю – переводчиком – его ожидает неприятный сюрприз. Консалтинговые агентства почти никогда не открывают папочку с пометкой «переводчики». Ведь уважающие себя фирмы стремятся нанимать людей, уже владеющих иностранным, а не тратиться на отдельного специалиста, чья функция – только в знании языка. Сегодня на сайте trudbox.by – 25 вакансий для переводчиков немецкого языка, средняя зарплата равна более 16 200 тыс рублей. Но при этом вакансий для владеющих немецким: на Praca.by – 1807, на Rabota.tut.by – 253.
Конечно, можно не искать работу, а создать ее самостоятельно, например, заняться фрилансом. Специалист получает за страницу письменного перевода от $2,5 до $10-15 (в зависимости от сложности текста); за час последовательного перевода – около 15 евро, за час «синхрона» – 30 евро. Но рынок переводов в Беларуси уже укомплектован: зарегистрировано 80 организаций, из них 33 – в Минске. Плюс для нормального функционирования переводческой фирмы годовой оборот должен составлять минимум 200 000 долларов. Еще один вариант – стать гидом-переводчиком. Их число также растет: в 2012-м был зарегистрирован 201 аттестованный гид-переводчик, а на 1 января 2016-го их стало уже 265. Но сфера туризма в Беларуси медленно угасает: если в 2010-м экспорт туристических услуг в страну составил 146,7 млн долларов, то в 2015-м показатель равнялся 143 млн. Не лучший выход.
Но не расстраивайтесь – выпускники МГЛУ все равно входят в топ самых востребованных среди работодателей: с 2013-го года 5% вакансий лингвистов ждут на должностях офис-менеджеров, переводчиков и преподавателей.
«Нет мест» или свободный диплом экономиста-международника
Два года подряд – 2013-й и 2014-й – на вершине находилась специальность «Мировая экономика» ФМО БГУ: в 2013-м проходной балл был 372 (городской конкурс) и 297 (сельский конкурс); в 2014-м – 371. На бюджет попало около 15% поступающих, остальным пришлось выложить за первый год обучения 17,4 миллиона (2013 год) и 21,52 миллиона рублей (2014 год). Что они получат за свои деньги? Если повезет – работу экономистом, специалистом по дилерской или брокерской деятельности в экспортных и маркетинговых службах коммерческих фирм; валютно-финансовых отделах банков; представительствах иностранных фирм, совместных предприятиях; дипломатических миссиях. Но на деле в прошлом году бюджетникам пришлось согласиться на свободный диплом, потому что компании, выславшие на них заявки, позже отказались от своих обещаний.
Итак, представим, что выпускник «Мировой экономики» решил устраиваться самостоятельно, без пап-мам-кредитов, и разместил свою вакансию на HeadHunter. Что его ждет? Если коротко, то ничего хорошего. Все то же Министерство труда и социальной защиты, а также аналитики Rabota.tut.by подсчитали: в 2010-м году на 131 вакансию приходилось 487 резюме экономистов; в 2011-м – 374 соискателя на 110 должностей; в 2012-м – 303 резюме на 103 вакансии. В 2014-м в городе было 115 соискателей на 130 рабочих мест. И в 2015-м значилось 402 соискателя на 72 резюме в городе. Средняя зарплата выпускника без опыта в 2010-м году равнялась около 1 300 тысяч рублей. В 2015-м – начиналась от 6 миллионов (согласно сайту trudbox.by). На деле разброс между оплатой экономиста в госструктуре и экономиста в международной коммерческой фирме может составлять 3-15 миллионов. В идеале средняя зарплата экономиста должна начинаться от $600.
Маркетинг, пиар и собственный бизнес
В 2014-м сложнее всего было попасть на специальность «Бизнес-администрирование» в Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ – 371 балл. Но не сложнее, чем оплатить полную стоимость обучения в 2014-2015 учебном году: 20 160 тысяч рублей за курс на русском языке или 36 000 тысяч за занятия на английском. После окончания факультета бизнеса специалистов ждет должность экономиста-менеджера и бизнес-администратора. Статистикой трудоустройства занимается Центр развития карьеры, который клянется, что не выпускники ИБМТ БГУ ищут себе работу, а работа – выпускников. В подтверждение на сайте учреждения приведена цитата первого заместителя директора Института Анатолия Ковалинского: «Многие из выпускников не боятся открывать свой бизнес – уже в сентябре-октябре приходят похвалиться первыми по-настоящему взрослыми шагами в профессиональной деятельности».
Многие – это примерно 20% выпускников. Чуть меньше ребят (17%) становятся экономистами.
Окей, гугл, вернее, Белстат, как в Беларуси обстоят дела с собственным бизнесом? В принципе, не очень хорошо: за пять лет объемы малого предпринимательства остались практически на том же уровне. Для примера: в 2010-м количество субъектов малого предпринимательства равнялось 84 164 организациям, удельный вес малого бизнеса в ВВП страны – 12,4%. А на 1 января 2016 года хозяйственную деятельность вели 105 тысяч организаций малого предпринимательства, вклад микро- и малых организаций в ВВП республики составил 14,2 %.
Другое направление жизни экономистов-менеджеров – это маркетинг: примерно 12% выпускников специальности «бизнес-администрирование» идут в эту сферу. За последние пять лет профессия маркетолога вошла в топ-5 самых востребованных у работодателей. Так, на начало этого года аналитики Rabota.tut.by утверждали, что в 2015-м позиция «Маркетинг, реклама, PR» стала третьей по востребованности. Средняя зарплата маркетолога в Минске сейчас равна 7,5 млн рублей (согласно сайту trudbox.by).
Что же выбрать в итоге?
Знаете, стоматологи в частных клиниках Минска неплохо зарабатывают – до 30 миллионов рублей в месяц.