После расследования РБК об аптечном алкоголизме беларуские специалисты забили тревогу: оказывается, сердечные и успокоительные капли используются далеко не по назначению. Правда, возникает вопрос: почему понадобилось не менее десяти лет, чтобы отечественные врачи подняли вопрос о введении рецепта на спиртосодержащие жидкости только сейчас?
Самый простой способ проверить, пользуется ли спросом боярышник – это сходить в круглосуточную аптеку. Утром и вечером (ночью спиртосодержащие лекарства не продаются) к ее дверям тянутся страждущие, разной степени опухлости.
– Три настойки боярышника, пожалуйста, – прошу у симпатичной девушки за прилавком. Та сразу напрягается: согласно постановлению от 5 июня 2012 года № 55 «Об установлении перечня лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача», медицинские настойки попадают в категорию «других лекарственных форм» и реализуются не более двух флаконов в руки. Разумеется, этот запрет можно обойти, если ты не похож на вконец опустившегося алкоголика, но я не настаиваю. Беру два флакона и сразу за порогом отдаю их мужчине подозрительного вида, что трясется на морозе под дверью аптеки. Не успеваю отойти на пару шагов, как жидкость уже оказывается внутри организма бездомного.
Подобных ему в спальных районах и центральных дворах Минска предостаточно. Точное количество «подсевших на боярышник» установить сложно: при попытке провести социологический опрос маргиналы шлют на три буквы, а граждане поприличнее занижают количество употребленного спирта. Ведь признать проблему для алкоголика довольно сложно.
Горькие травы из Борисова и сладкие лосьоны из России
По данным Министерства здравоохранения, алкоголь является основной причиной ранней смертности беларуских мужчин. В отчете World Health Statistics упоминается, что в 2015 году в Беларуси на одного человека в возрасте от 15 лет приходилось 17,1 л чистого алкоголя. Страшно представить, насколько увеличилась бы цифра, если бы к ней добавились суррогаты!
Среди минских алкоголиков пользуются популярностью настойки боярышника, календулы и пустырника производства Борисовского завода медицинских препаратов. Также пьют российские «Ламивит» и «Московия», где процент спирта доходит до 95-96%. «Эти послаще, поэтому их больше любят», – говорит мне знакомый фармацевт. В отдельных случаях употребляют даже салициловую и борную кислоту. Всплеск интереса к аптечным «коктейлям» возникает утром («на опохмел»), в ночное время суток и дни выпускных, когда виноводочные соблюдают сухой закон.
Отдельные граждане сознательно предпочитают сердечные капли водке. Причина в цене: всего за 11 копеек можно купить маленький флакон пустырника, за 45 – боярышника.
Учитывая, что предельная минимальная розничная цена за поллитра беларуского 40%-го алкоголя составляет 5,58 рубля, выгода очевидна. Тем более, что в аптеке наши соотечественники имеют возможность употребить средства с 70% и более процентами спирта.
Реки спирта, не облагающиеся акцизным налогом
Два основных поставщика медицинских настоек на территории Беларуси – это РУП «Белмедпрепараты» и ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов». Если судить по открытым источникам, то завод в Борисове ежегодно выпускает свыше девяти миллионов флаконов настоек, спиртовых и масляных растворов. Реализация медицинских настоек идет без рецепта, поэтому установить точные объемы довольно сложно. Но в открытом письме гродненских врачей приводится следующая информация: за первое полугодие 2016-го через аптеки РУП «Фармация» только в Гродненской области было реализовано 77,8 тысяч флаконов настойки боярышника, 61,4 тысячи – настойки корня валерианы, 28,5 тысячи – настойки пустырника объемом в 50 мл. А также шесть тысяч флаконов настойки пиона уклоняющегося (50 мл) и 1,2 тысячи – «Ново-пассита» (100 мл). Это приблизительные цифры, так как аптеки сети охватывают всего 60% области. Реальные данные намного больше. Как и в России, спиртосодержащие настойки в Беларуси не облагаются акцизным налогом на спирт. Поскольку себестоимость этилового спирта невысока, производители получают недурную прибыль при копеечных вложениях.
По-хорошему настойки следовало бы заменить на аналогичные препараты в виде таблеток с экстрактом боярышника или валерьянки. Однако такая мера сократит доход – ведь для алкоголиков важна не растительная составляющая, а разбодяженный этиловый спирт.
«Медицинские настойки очень редко используют по прямому назначению, – делится наболевшим провизор одной из минских аптек. – Приходят, берут. На каком основании я могу не пустить кого-то в аптеку? Это же не метро, чтоб пьяных не пускать. Да и отказать в продаже боярышника я, по большому счету, тоже не могу, так как это лекарственное средство, которое есть в наличии. Бабушки обычно настойки используют при сопутствующих заболеваниях, а вот местная гопота очень неплохо на них сидит».
Как аптечный алкоголизм шел к нам из братской России
Откуда растут ноги аптечного алкоголизма? Возможные причины можно найти в докладе «Потребление некоммерческого алкоголя городскими жителями» под авторством Юрия Разводовского, ныне ассистента кафедры патологической физиологии Гродненского медуниверситета. Автор упоминает в качестве отправной точки 2006 год, когда в России были внесены поправки в закон о государственном регулировании оборота этилового спирта (171 ФЗ), вследствие чего закрылся ряд мелкооптовых производителей спирта и мелких торговых точек. В том же 2006 году власти додумались вводить в спиртосодержащие жидкости денатурирующие добавки: бензин, керосин, битрекс и кротоновый альдегид, чтобы сделать их непригодными для питья. В июле 2006 года произошла смена акцизных марок, и в качестве финального штриха – запрет на поставку молдавских и грузинских вин. Итог предсказуем: вследствие острого дефицита легальной водки в российской глубинке тысячи людей поступали в больницы с отравлением и диагнозом «токсический гепатит». Не зная, что в технический спирт по новым правилам добавляется керосин, человек оказывался на больничной койке.
Разумеется, долго так продолжаться не могло. Российские алкоголики потихоньку переключились на медицинские настойки, спиртосодержащие лосьоны и стеклоомыватели. Традиция стала проникать к нам через границу. В том же 2006-м году в восточных регионах Беларуси стали фиксироваться похожие отравления «спиртосодержащими напитками двойного назначения». К сожалению, беларуские ханыги быстро поняли выгоду от покупки одного пузырька вместо литра этилового спирта. Спирт практически недоступен в свободной продаже и реализуется в аптеках по рецептам, а боярышник – вот он, стоит на полке. Справедливости ради отмечу, что в беларуских реалиях спросом пользуются и другие заменители – домашнее вино, самогон, фальсифицированная водка, технический спирт, одеколон. Причем самогон пользуется особым уважением, так как это «экологически чистый продукт».
Наркотическая зависимость беларуских пенсионерок
Заместитель директора по медицинской части РНПЦ психического здоровья Сергей Осипчик предлагает продавать медицинские настойки на спирту по рецепту. На мой взгляд, это полумера. Такой же процедуре должны подвергаться и медицинские средства, содержащие фенобарбитал – валокордин, корвалол, валосердин и другие излюбленные бабушками лекарства. Врачи неоднократно обращали внимание, что бесконтрольное употребление этих препаратов может привести к наркотической зависимости.
Наверное, каждый в своей жизни сталкивался с не слишком адекватными бабушками у подъезда, которые со злобой клеймят прохожих. Вполне вероятно, божьи одуванчики плотно сидят на корвалоле.
Поначалу фенобарбитал, входящий в его состав, снижает тревожность и придает пациенту состояние эйфории. Но при регулярном употреблении барбитуратов у организма к ним вырабатывается толерантность, что требует повышения дозы. В итоге личность больного претерпевает изменения: человек становится агрессивным, страдает от вспышек гнева, снижения познавательных функций и утрачивает моральные нормы (по информации в статье «Валокордин для лечения тревоги: стоит ли доверяться классике» авторства Романа Евстигнеева, опубликованной в журнале «Медицинские новости» за 2008 год).
Зависимость так велика, что при малейших слухах о рецептурном отпуске валокордина и корвалола пожилые люди буквально сметают заветные пузырьки с аптечных полок.
Заведующий кафедрой психиатрии и наркологии БелМАПО доктор медицинских наук, профессор Роман Евсегнеев говорил: «Даже алкоголь – меньшее зло. Из 100 мужчин, пропускающих рюмку-другую, алкоголизм разовьется только у 6%, а из 100 любителей корвалола-валокордина до зависимости дело дойдет у половины».
Сегодня медицинские настойки и барбитураты составляют значительную долю аптечного бизнеса. «Сухой закон» на боярышник и корвалол в теории способен повысить здоровье населения – осталось лишь ввести эту инициативу на практике. Даже если это сократит доходы производителей.