Кому нужны эти оценки
Эксперты практически единодушно сошлись на мнении, что нынешнюю систему оценок в Беларуси нужно пересмотреть. Многие из них считают, что чаще оценки воспринимаются не как объективный инструмент оценки знаний, а как рычаг поощрения или наказания. Все мы помним историю со средним баллом при поступлении и угрозы в стиле «сейчас поставлю тебе 4 в четверти!» Кстати, немало людей высказывается, что оценки в школах не нужны вообще. А почти все ученики хоть раз в жизни сталкивались с несправедливыми оценками их работы от учителей. Девушки (36.8%) по статистике сталкиваются с этой проблемой чаще парней (29.7%). Ну и ученики гимназий чаще страдают от предвзятости учителей, чем ученики «простых» школ.
Самые сложные предметы
Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка учащихся школ устанавливается большим братом – Министерством здравоохранения. Исследователи решили узнать, что об этой нагрузке думают сами школьники, и попросили их оценить «тяжесть» предметов по шкале от одного до двенадцати. То же самое, но временем ранее, сделал большой брат. Получилось, что музыка, изобразительное искусство, мировая и художественная культура представляются ученикам дисциплинами гораздо более сложными, чем думают люди из Министерства.
Видимо, именно поэтому нам никогда не уйти от художественных выставок по соседству с миром мёда. Зато математика и физика кажется ученикам гораздо легче, чем респондентам из Министерства. Именно поэтому историю учёного-математика Джона Нэша, известную многим по фильму «Игры разума», на самом деле сняли в Беларуси, но передумали. Потому что пока музыкальный балл 3,4 – на Евровидение от нас будет ездить украинец, а не Shuma.
Мова никому не нужна
Да, это наша правда жизни: наименьшим интересом у учащихся пользуются беларуские язык и литература. К сожалению, об имидже предметов в школах действительно мало кто заботится. При этом у молодежи лидирует международный английский. Большинство респондентов считает изучение иностранного языка топ-таском для построения успешного будущего и, соответственно, хорошей карьеры.
Всего 16,1% респондентов ответили, что после выпуска им пригодились знания беларуского языка. И 53,7% посчитали, что Пушкин победил – то есть куда больше им пригодились знания по русскому. Ну а самым-самым популярным у большинства респондентов предметом оказалась информатика (ее рейтинг аналогичен физкультуре – 8,2 из десяти баллов. Для сравнения у беларуского языка рейтинг 6,0, у допризывной подготовки – 7,2, а у физики – 6,9). Надеемся, уроки этого топового предмета не проходят до сих пор в кабинетах с белыми старыми компьютерами, на которых можно разве что рисовать в «Пэинте».
Репетитор для гимназиста
32.3% учащихся из опроса дополнительно занимались с репетиторами во время обучения. Причем к услугам «учителя на дому» практически в равном соотношении прибегали как респонденты из малообеспеченных семей, так и дети из семей, которые уж никак не относятся к нуждающимся. То есть тратятся на платных учителей все – это ли не маркер того, что для поступления «голой» школьной подготовки всем недостаточно?
Интересно и то, что чаще всего услугами репетиторов пользуются гимназисты, а не ребята из простых школ, где репетитор бы действительно никому не помешал. Этих ребят чаще всего всё устраивает, а вот 62 процента гимназистов недовольны качеством знаний, которое получают от учителей, и считают их недостаточными для поступления. Так как средний балл аттестата важен при поступлении в ВУЗы, многие ученики любыми способами пытаются его нарастить. Нередки случаи, когда ученики гимназий переходят в обычные школы, чтобы в последний год обучения поднять себе средний балл. Теряют в знаниях, но приобретают в цифре.
Останутся только двоечники
Именно такой процент молодых беларусов при любом исходе событий останется поднимать Зыбицкую и целину. А другая часть (гораздо большая), в возрасте 17-21 лет тихонечко завернет свой БЧБ-флаг и с литовским Шенгеном уедет работать за границу при более выгодных, чем в Беларуси, условиях оплаты труда. 20% респондентов вообще уедут из страны при первой же возможности. Внимание: доля отличников среди этих людей 59%. Куда уезжают лучшие умы, мы пока не можем сказать. Но теперь мы точно знаем, откуда.
Хочу, как Гурский
Если говорить об инициативности выпускников школ в контексте бизнеса, то тут всё вполне оптимистично: 61,5% респондентов хотели бы открыть собственное дело. Среди них 71,3% родом из сельской местности и 57,7% – из городов. Если делить по гендеру, то получим 66,5% ответивших парней и 55,2% – девушек.
То есть больше половины населения – это потенциальные стартаперы (мы же помним, что школьникам лучше даются теоремы и технологии, а хуже – МХК).
Иронично и то, что никто не хочет играть в хоккей. Подрастающему поколению уже не кажется, что в Беларуси это единственная возможность попасть в «золотую» команду и уделать если не швейцарских денежных магнатов, то хотя бы ветеранов хоккея Швейцарии. А вообще, чтобы не описывать специальности, которые парни и девушки считают престижными, мы просто покажем наглядную таблицу. Если эти цифры вас удивляют, просто вспомните, на каком уровне у нас развита профориентация будущих специалистов перед поступлением в ВУЗы. Но больше шестидесяти процентов (69,2%) молодежи считает, что работа в первую очередь должна хорошо оплачиваться, а не быть интересной (59,4%) или повторять хобби (14,8%). И эксперты заметили, что ценят образование больше те, кто хочет интересную работу, а хорошие зарплаты нужны тем, у кого средние оценки в школе.
Медицинский сексизм
Несмотря на то, что этот предмет экспертами и респондентами признается одним из важнейших, в средних учебных заведениях (кроме специализированных медицинских) сегодня его преподают только девочкам. Напоминаем, что уже наступил 21 век. Но по мнению «распорядителей» про уколы, ожоги и инфекции, передающиеся половым путем, должны знать только девочки. Неудивительно, что услышав сокращение ИППП, большинство парней-подростков думает, что это инновационные приемы прикладного программирования.
Родители и дети
Надо сказать, мнения детей и взрослых в этом исследовании больше всего сошлись на этапе обсуждения времени перемен. Оно всех устраивает, только съедать свой обед ученики не успевают за короткую перемену, да и эксперты соглашаются, что перерыв на обед надо продлить до получаса.
А вот в вопросе «должны ли родители помогать детям» мнения разошлись. Большинство респондентов считают, что отцы должны помогать детям, если те их просят, и немало людей считает, что это святая родительская обязанность. Эксперты в свою очередь считают, что дети зачастую просто перекладывают ответственность за собственный успех на своих матерей и отцов. Но на практике не так уж много родителей помогают своим детям с «домашкой». Большинство респондентов признались, что это бывает «редко» (50,9%). А учителя считают, что тотальный контроль за выполнением заданий со стороны родителей демотивирует детей и приучает их просто к инфантилизму. А ведь это понятие уже почти вписалось в беларускую ментальность, не так ли?
Исследование «Учат в школе: как чему и зачем» для центра ИПМ подготовила Дарья Урбан.