Международная классификация болезней является нормативным документом. Он пересматривается раз в десять лет. Сегодня действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10, ICD-10). А теперь еще немного занудства: классификация использует алфавитную систему в 22 классах, кодируя заболевания до 100 трёхзначных категорий (номера кодов от A00.0 до Z99.9, буква U оставлена резервной). Особый интерес в каждой подгруппе представляет последняя позиция, где симптоматика пока считается неуточненной. Случаи зарегистрированы, но откуда что взялось — непонятно. Воцерквленные люди называют такое – «Бог дал». В советских партийных протоколах это проходило под пунктом «Разное». Мы собрали наиболее забавные моменты нашей с вами жизни, которые «люди в белых халатах» считают отклонениями и предлагают лечить медикаментозно. Тем более, на подходе МКБ-11, которую планируют разработать к 2017 году.
Вегетарианство как психическое расстройство
Люди занимаются спортом и переходят на здоровое питание. Кому-то еще и зверушек жалко. Казалось бы, ну не ест человек стейк, запивая его пивом, а предпочитает рукколу и прочий «корм для кроликов» – его дело. Но, нет! ВОЗ под пунктом F.63.8 «Другие расстройства привычек и влечений» предложил дополнить список неврологических расстройств и психических заболеваний такими диетами, как сыроедение и вегетарианство. С одной стороны, нельзя сбрасывать со счетов вопиющие случаи откровенного перебора. Например, трагическое известие о семье сыроедов из испанской Малаги. Там родители довели своих детей до состояния комы. Детей спасли соседи, которые вовремя обратились за медицинской помощью. Оба родителя-праноеда были отправлены в психиатрическую клинику для прохождения курса принудительного лечения и лишены права временно видеться с детьми. Это в медицине называется орторексией или патологической страстью к ЗОЖ. Если вы раздражаетесь в гостях от невозможности выбрать что-то «без мяса», испытываете отвращение от мысли, что кто-то не придерживается ваших взглядов, поздравляем – с точки зрения врачей ВОЗ вы встали на лыжню саморазрушения.
Интернет-зависимость и селфи как путь к асоциальным действиям в реальности
Здесь тоже нет дыма без огня. Вспомним хотя бы парня с бензопилой в ТЦ «Европа» и одну из версий его поступка – общественное мнение было уверено, что это увлеченность компьютерными играми. Пока же ни страсть к сидению Вконтактике, ни чрезмерная увлеченность «себяшками» не лечится психиатрами. Но Американская психиатрическая ассоциация (APA) уже официально признает selfie обессивно-компульсивным расстройством, направленным на компенсацию отсутствия чувства самоуважения. Возможно, рано или поздно его начнут лечить. Может, это и будет удобно, как в «Матрице»: съел синюю таблетку — отпустило гипертрофированное желание делать автопортреты по десять раз в день и выкладывать снимки в соцсети. Проглотил красную — забыл свой пароль от Facebook и Instagram.
Любовь и прочие неприятности
В 2011 году ученые доказали, что у любви и патологий, связанных с нарушениями в работе мозга и нервной системы, имеются общие признаки. Вот вы, к примеру, глупо улыбаетесь, лежа в своей постели, вспоминая объект нежной привязанности, покупаете ему цветы и милые безделушки, а врачи говорят, что это «навязчивые мысли о другом человеке, резкие перепады настроения, жалость к себе, завышенное чувство собственного достоинства, прерывистый сон и бессонница, необдуманные и импульсивные поступки, головные боли, перепады давления и навязчивые идеи».
Вам лечиться надо, батенька. Потому как любовь мало чем отличается от алкоголизма, игромании, токсикомании и клептомании.
У ВОЗ по этому поводу и пунктик в классификации имеется: F63.9 «Расстройство привычек и влечений, неуточнённое». Крепко в следующий раз подумайте, прежде чем перед подъездом зазнобы писать метровыми буквами: «Светка, я тебя люблю». Кстати, такое отклонение как гомосексуализм было, наоборот, вычеркнуто из списка всех психических расстройств.
Одиночество приравнивается к инвалидности
Представители ВОЗ недавно выдвинули инициативу, которую многие уже сочли на редкость абсурдной. Люди, которые длительное время (упоминаются цифры в один год) не могут найти себе партнера для секса, приравниваются к инвалидам. Не важно, по каким причинам ты отказываешься от половых контактов — занятость, религиозность, нестандартная сексуальная ориентация, модные веяния типа чайлдфри или другие компенсаторные реакции – по новым нормам, одинокие гетеросексуальные мужчины и женщины будут иметь приоритет при получении квоты на ЭКО – как и те пары, которые не могут завести детей по медицинским показаниям. «Мы предоставим одиноким людям гораздо больше шансов размножиться», — заявил автор новых директив доктор Дэвид Адамсон.
Каким образом можно будет доказать свою секс-инвалидность? Собрать несколько килограмм справок от врачей и привести пару свидетелей на унизительную процедуру МРЭК? Предъявить несколько террабайтов своих сексуально-озабоченных статусов в соцсетях? Опять же непонятно, останется ли разрешенным доброе старое рукоблудие или и оно тоже (не дай бог!) попадет под запрет? Со своей стороны хочется порекомендовать докторам меньше смотреть арт-хаусного кино (особенно «Лобстер» Йоргуса Лантимоса). А также уточнить процедуру признания подобного рода инвалидности государством, и, соответственно, получения социальных льгот: выплаты пенсии и приоритетной парковки автомобиля.
Комментарии психологов
Прокомментировать найденную информацию мы попросили семейного психолога Павла Зыгмантовича: «Боюсь, ВОЗ стала жертвой недобросовестных smmsщиков, которые накручивают рейтинги своим клиентам. Беглый анализ показал, что все рассказы о действиях ВОЗ — с большего, «газетные утки».
Его коллега Юлия Лапина добавляет: «Возможно, речь идёт об обновлённом МКБ за номером 11, но пока об этом рано судить — он еще не вышел. Вообще, высказывания ВОЗ носят рекомендательный характер. Что касается «странных» для обывателя диагнозов, на самом деле они имеют место. В том числе и в справочнике психических расстройств, а у него – структура диагностики, рассчитанная на специалистов, которая простому обывателю непонятна.
Обычно мышление устроено так: есть опухоль – значит, рак, кость сломана – перелом. Но в психиатрии все иначе: там важно не присутствие симптома, а его интенсивность и помехи в жизни.
То есть влюбленность – не проблема, пока человек не голодает, не болеет и не погружается в депрессию. Тогда это патологическая влюбленность. Веганство может быть как идеологическое, так и как страх перед мясом – дьявол в деталях, как говорится. К сожалению, никто не читает рекомендации ВОЗ дальше скандального заголовка. Ни статистики, ни исследований».