Бывает ощущение, что за вами наблюдают. Чувствуете характерный жар в спине и желание обернуться? А что, если за вашей жизнью наблюдаете вы сами? Анна Трубачёва предлагает посмотреть на белорусов в стрессовых ситуациях и надеется, что, наблюдая за собой из «зрительного зала», мы сможем увидеть альтернативные развязки привычных нам историй.
Она всегда начинает плакать в тот момент, когда я громче обычного спрашиваю, чем она недовольна на этот раз. Как же я устал!
— Я вкалываю целыми днями, втюхиваю эти консервы по гипермаркетам. Что тебя не устраивает? Почему ты мной все время недовольна? Купил джип недавно: заложил старую машину, в долг взял — мы хотели на дорогой машине ездить, я все сделал. Шубу тебе мать норковую подарила! Ты два раза к косметологу ходила, или я не давал тебе на это денег? «Айфон» тебе новый купил, часы в том же бутике, где и себе покупал. Ты знаешь, сколько они стоили? Одеты, обуты, муж у тебя не алкаш какой последний: на повышение в прошлом году пошел — меня директора фирмы теперь с собой в баню зовут… Все же есть у тебя! Однушка не в «жопе» там какой-то, я получаю две тысячи, дочка двухлетняя, здоровая — нормальная семья!
Прихожу усталый с работы, а ты жалуешься, что устала. Чем ты занималась весь день? С ребенком играла? Еду готовила? Да, дочь наша — не подарок, с рук не слезает, но ведь это пройдет: подрастет, отправим в садик, в школу, все легче станет. Ты устала… А я не устал? Кто на большую квартиру зарабатывает?
Давай! Давай я сяду дома и буду телек весь день смотреть, бухать буду, а ты пойдешь работать! Много ты назарабатываешь? Чего ты ревешь?! Куда ты пойдешь работать? Ты же не умеешь толком ничего. Зачем тебе «свои» деньги? Ты что, к косметологу каждый месяц ходить собираешься? Няня? Она собирается отдыхать от хозяйственных забот и дочки. Не ожидал я от тебя такого: что ты даже как мать проявиться не можешь, что тебе настолько плевать на ребенка. Прекрати истерику! Чего ревешь? Посмотри, ребенок плачет! Ты только о себе думаешь! Блядь, как все достало!
Сильно я, наверное, дверью хлопнул: кажется, даже треснуло что-то (хуйня китайская, а не дверь). Не могу видеть ее истерик. И ребенок вместе с ней плачет. Сдерживаю злость и раздражение, потому что люблю их. Стиснул зубы, чувствую, что на шее проявляются красные пятна — в который раз неудачно курить бросаю.
На лестничной площадке холодно и пахнет годовалыми пепельницами. Мой отец говорил, что мужчина должен заниматься мужской работой. Или это ему его отец говорил, а он мне? Я серьезно не понимаю, что делаю не так. Может ей и впрямь работу найти, чтобы счастлива со своими наличными была? Купить ей подарок какой-нибудь что ли? А может, нам второй ребенок нужен? Думаю, да: еще один ребенок должен сделать нас счастливее. Говно, а не сигарета! Мороз ночью обещали сильный: надо пойти керосина плеснуть в бак, чтобы завелась завтра.
Ужин в планшете. Дочку заняла, как просишь, чтобы не мешала тебе есть. А после ты будешь смотреть телевизор или сидеть в «Одноклассниках». Мы поговорим о твоем дне, но ты будешь немногословен, угрюмо отмахнешься, попросишь поговорить о чем-то другом.
— Дочка сегодня шторы разрисовала — не отстирываются. Наделала посреди комнаты и размазала по ковру. А я что? Обед готовила: не могу же я рядом с ней весь день находиться. Экзема у меня опять обострилась. Смотри, какие руки. Ну, скажи что-нибудь! Тебе противно? Почему ты такой раздраженный все время? Ты, как стал больше зарабатывать, совсем изменился: такой безжалостный стал, озлобленный и, да, очень важный. Лежишь на диване и дела тебе до нас нет. Зачем нам эти деньги, если мы стали хуже жить? Какой «айфон»? Это ты решил, что он мне нужен. Машина эта в долг дорогая. Ты только о себе думаешь. Много мы с дочкой на твоей машине катаемся? Как часто мы куда-то выезжаем вместе? Ты ребенка когда купал последний раз? А в квартире убирал? Почему мне одной это все надо?
Ты устал на работе, а я тоже устала. Устала от твоей раздражительности, от доколупок по любому поводу, обвинений, что я не достаточно хорошо слежу за ребенком и домом — я не виновата в том, что тебе достается на работе! Зачем нам квартира больше этой? Я не успеваю здесь убирать.
Мне надоело сидеть все время дома. Знаешь, как меня изматывает малая? Я ничего не вижу, кроме нее и квартиры. Я хочу выходить куда-то. Ну, да, хотя бы к косметологу раз в месяц. Почему «айфон» мне можно, а к косметологу нельзя? Я поняла, мне нужно срочно искать работу, чтобы не зависеть от тебя. Вот увидишь, найду и стану зарабатывать: няню смогу нанять, чтобы хоть немного для себя пожить, домработницу раз в неделю для генеральных уборок. Что? Как ты можешь так говорить? Я люблю дочку, я тебя люблю, замолчи, замолчи!..
Боже, прости, прости меня, доченька. Прости, что накричала на тебя, прости, маленькая моя, не плачь… Маме было очень плохо: мама сильно расстроилась от того, что сказал ей папа, мама плакала на полу, а папа сильно хлопнул дверью, потому что разозлился на маму. Ты испугалась? Тише, тише, зайчик мой. Прости нас: бедная моя, глазки испуганные, круглые, крик и слезы, ручки ко мне тянешь — солнышко мое, прости, маме очень стыдно, что тебе тоже досталось. Все будет хорошо, мы с папой любим тебя. И папа маму любит, он не хотел нас обидеть, он для нас старается, устает очень, он у нас хороший. У нас нормальная семья, правда. Не плачь, солнышко.
Журналистское агентство «Таранціны і сыны»