«Не ответила на буллинг», «не поверила в суицид подруги». О чём вы сожалеете больше всего — 10 откровенных историй беларусов

Боль • Мария Мелёхина

Как показывает практика, если достать свои скелеты из шкафа, окажется, что у кого-то есть точно такие же. KYKY вдохновился одним из тредов в беларуском фейсбуке и устроил сеанс групповой психотерапии. Возможно, эти истории о вине и непрощении себя покажутся вам знакомыми — а возможно, побудят кому-то позвонить или сделать что-то, на что раньше вы не решались.

Алексей. «В 2020-м пришли, постояли и ушли»

«Осенью двадцатого я участвовал в шествиях. Мы несколько раз подходили к президентскому дворцу на Победителей. Там проспект перекрывал ОМОН, выставляли серую заградительную стенку. Люди близко подходили к омоновцам – на 4-5 метров. Если в центре заграждения стояли бронированные джипы, здоровяки в латах, то по краям какие-то низкорослые хлипкие персонажи. Скорее всего, это и не омоновцы совсем были, а милицию и срочников в чёрную форму переодели. Совсем они не выглядели по-боевому.

И вот, подходит огромная толпа и останавливается. Они на нас смотрят, мы на них. Кто-то плакаты и стикеры к заградительной стенке клеит. Ну, а что дальше? А дальше начинает накрапывать дождик, и эти сто тысяч людей потихоньку расходятся. Всё. Чего приходили, спрашивается? На дворец посмотреть? В тот день я понял, что никакой победы у нас не будет. По крайней мере, не сейчас. Не созрели. Этого бессилия и неспособности к действиям до сих пор не могу себе простить».

Яўген. «Аднойчы мая каханая знікла»

«Я кахаў дзяўчыну. У яе была цяжкая хвароба – пашкоджанне нерваў галаўнога і спіннога мозгу. Мозг памірае, і чалавек ператвараецца ў гародніну. Гэта адбываецца паступова, напрацягу 15-25 гадоў. Дзяўчына прымала «ядзерныя» лекі, гармоны. Настрой у яе, вядома, часта змяняўся і з-за лекаў, і з-за разумення жахлівай перспектывы. Яна магла знікнуць на нейкі час і не адказваць на мейлы і тэлефанаванні. Потым зноў з’яўлялася. Побач былі яе родныя, таму я моцна не хваляваўся, бо яна была пад наглядам.

Аднойчы мая каханая вось так знікла, а потым я даведаўся, што яна скончыла жыццё самагубствам: утапілася ў возеры. Я не быў з ёй, калі быў патрэбны і мог прадухіліць яе смерць. Гэта самая вялiкая віна ў маім жыцці. Яна засталася ў маёй памяці маладой, прыгожай. Сышла, як Афелія ў Шэкспіра. Гароднінай зрабіўся я: праца, дом, праца, дом, піва на барчыку, праца, дом… Сапраўдная гародніна».

 

Виктория. Из-за расстояния не простилась с братом

«9 лет назад, в канун Рождества, после недели нахождения в коме, у меня умер единственный родной брат. На тот момент я училась на последнем курсе университета на другом краю земли. В связи с праздниками билеты были в ограниченном количестве по слишком недоступной цене. Было принято решение не лететь на похороны, ведь «человека там уже нет». Всегда хочется верить, что можно сделать больше для чуда, именно поэтому я уже 9 лет не могу себе простить, что не была рядом, когда была нужнее всего».

Настя. Не смогла ответить на буллинг учителя

«Не могу себе простить, что промолчала и не смогла ничего возразить на буллинг со стороны учителя. Эта история произошла в первом классе, но я ее помню до сих пор. Учительница вызвала меня к доске и стала высмеивать перед всем классом за внешний вид – там не было ни слова о знаниях. Никто из моих одноклассников не смеялся, а все поднывали, мол, Галина Сергеевна, хватит уже. А я просто стояла и не могла ничего сказать в свою защиту. История ничем не закончилась – я не стала о ней рассказывать родителям, хотя уже во взрослом возрасте понимаю, что такие ситуации нельзя оставлять без внимания».

Вера. Не поверила в суицид подруги

«В 11 классе моя лицейская подруга запостила сторис, что собирается совершить суицид. Она шутила о смерти постоянно, и я написала ей в ответ что-то типа «лол». Но она спрыгнула с 14-этажки и разбилась.

Из-за этой истории у меня начались большие проблемы с психикой. Я не хотела идти на выпускной, потому что не прошло еще 40 дней. Родители все же настояли — они хотели увидеть, как я получаю золотую медаль. И пока мои одноклассники напивались как черти, я плакала и курила в одиночестве».

Дмитрий. «Когда ты уже поправишься?»

«Я физически сильный человек, но ковид меня не обошёл, к сожалению. А перед самым ковидом я познакомился с одной дамой. У нас была только вербальная, словесная связь, но всё комфортно, хорошо складывалось. Очень красивая, шикарная девушка. И, видимо, неплохой человек.

Я болел дома в изоляции – меня не взяли в больницу. Она мне звонила, продукты приносила, апельсины под дверью оставляла. Очень трогательно. Короче, я выздоровел – тест отрицательный. Приглашаю её в гости пообщаться, поблагодарить за моральную поддержку. Она в дизайнерском платье, как на приём, представляете? Парадайз!

Я ужин приготовил, всё красиво. Только у меня после ковида ещё какие-то побочки оставались, и я принимал таблетки. То ли это так таблетки с едой сыграли, то ли я переволновался… Короче, начинает меня слабить в самый неподходящий момент. И так по-серьезному слабить.

Ну, раз я извинился, в туалет сбегал, второй.  В итоге она поднимается и говорит: «Когда ты уже поправишься?». Вздохнула, ушла — и больше я её не видел. Звонил пару раз, пытался встретиться, но она отказывала под разными предлогами. Потом вообще уехала, сейчас в Польше живёт. Пани. А я простить себе не могу, что прос**л своё счастье».

 

Анна. Поспешила с переездом

«После 2020-го я очень хотела уехать из Беларуси – было все равно куда. В итоге выбор пал на Россию. Казалось, что там свободнее, что как в Беларуси там никогда не будет. Сейчас живу в Санкт-Петербурге – красивый город, но по соблюдению прав и свобод здесь так же, как и в Беларуси, а может, и хуже. Я просто поспешила с выбором страны, о чем сейчас жалею. И поменять страну уже проблематично, потому что перевезла и семью, и котов, да и границы закрыты.

Когда началась война, сразу появились мысли, стоило ли вообще уезжать из Беларуси? Какой в этом был смысл? Может быть, стоило бы вернуться в Минск? Хотя в Минске я продала квартиру, и возвращаться уже особо и некуда – это опять нужно все начинать с чистого листа. Сейчас уже не знаю, нужно ли было переезжать тогда, в 2020-м, если это ничего не изменило? Но я лишилась общения с друзьями, близкими – они все остались в Беларуси. Мне их очень не хватает».

Мария. Не смогла пойти на перезахоронение Калиновского

«В 2019 году в Вильнюсе состоялось перезахоронение останков Кастуся Калиновского, и я очень хотела побывать на этом историческом событии. Продуктивно отпахала неделю, чтобы все успеть и закрыть все дела, а в день перезахоронения думала сбежать из офиса и посмотреть церемонию. И именно в тот день случился косяк со стороны главбуха: она прислала не те документы. Была дилемма: поехать за документами или пойти на церемонию. В итоге я поехала за документами и пропустила церемонию. Очень жалею».

Татьяна. Не может сказать людям «нет»

«Я делала много глупостей, но, кажется, простила себя, потому что все это – опыт. Хотя у меня есть черты характера, о которых жалею. Например, когда я прихожу на новую работу, хочу узнать все нюансы, проявляю инициативу даже в тех делах, которые не входят в мои непосредственные обязанности. Потом на мне начинают ездить все: и коллеги, и начальство. Сначала это просьбы о помощи, потом требования. Я никому не могу отказать – мне сложно говорить людям «нет». И когда люди начинают уже требовать, мол, почему ты не сделала то или это, я не выдерживаю и говорю, что не обязана этого делать. В этом моменте я резко становлюсь для всех плохая, ведь коллеги уже привыкли, что на Таню можно всё повесить. Я очень жалею, что не могу говорить людям «нет», хотя пытаюсь этому научиться.

Еще я боюсь перемен в профессиональном плане, потому что когда привыкаешь работать в одном месте, кажется, что и на другой работе все будет так же – нет смысла что-то менять. Я очень жалею, что из-за своей боязни упустила многие шансы и перспективы».

 

Мария. Не ответила на последний звонок друга

«Не могу себе простить, что не ответила на звонок друга, с которым на тот момент была в ссоре. Конфликт случился на ровном месте – ничего серьезного, но мы не разговаривали тогда уже больше месяца. И тут раздается звонок. Я посмотрела на экран и решила не поднимать.

Через две недели я узнала от знакомых, что этот человек вышел из окна седьмого этажа. И это случилось именно в тот день, когда я не ответила на звонок. Понятно, что у человека была депрессия, бытовая неустроенность в эмиграции и много других проблем – мне себя винить не в чем. Но я не могу не задавать себе вопрос: если бы тогда я ответила на звонок и просто поговорила с человеком — спасло бы ему это жизнь?»

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

КГБ теперь будет знать, что вы покупаете в сети — как «скрыться»? 7 полезных советов от «Киберпартизан»

Боль • Мария Мелёхина

Лукашенко подписал очередной одиозный указ, который дает КГБ право круглосуточного доступа к базам данных и информационным системам интернет-ресурсов Беларуси. Проще говоря, теперь любой клик в «беларуском» интернете (речь не только про комментарии, но и, например, заказы товаров) смогут отследить без особого труда — в «целях оперативно-разыскной деятельности». Спросили у пресс-секретаря «КиберПартизан» Юлианы Шеметовец, как в новой виртуальной реальности обойти слежку комитетчиков.