Где самый дорогой отель? Где самое высокое здание в мире? Где самый большой аквариум? Все здесь, в пустыне, которую 40 лет назад шейх Заед превратил в страну Объединенные Арабские Эмираты. Саша Романова рассказывает о городе завышенных ожиданий с места событий.
До Второй мировой войны Дубай был скромным торговым центром, где арабы продавали жемчуг кораблям в порту. Потом японцы придумали искусственный жемчуг, и мусульманский кусок пустыни должен был бы накрыться медным тазом. Но Эмиратам повезло: здесь родился шейх Заед. Его в стране почитают как национального героя за то, что начал поднимать родину с колен еще в 60-е и постепенно за 38 лет своего правления превратил Эмираты в неприлично богатую страну. Шейх Заед оставил свом 19 сыновьям 20 млрд долларов. Он был похоронен по правую сторону Мечети шейха Заеда, и со дня похорон над его могилой днем и ночью читают Коран.
ОАЭ состоит из семи разных штатов (самый богатый — нефтяной Абу-Даби, самый эффектный — туристический Дубай). Внешне Дубай напоминает смесь Флориды и Египта: от первой — размах проспектов, близость океана и крупнокалиберные тачки, от второго — мусульманский акцент в архитектуре и муэдзины в мечетях, которые по пять раз в день в громкоговорители созывают верующих на молитву.
В Эмиратах нет залежей золота и рубинов, нефть водится только в одном штате, и арабов можно уважать за то, что они сумели выстроить бизнес на туризме в стране, где полгода нечем дышать, и море горячее, как молоко в капучино. Дубай считается одним из самых жарких городов мира: с мая по сентябрь здесь от +35 до +45 °C, в отдельные дни температура в тени доходит до 50 °C, а песчаные бури случаются в десять раз чаще, чем дождь.
Дубай — город понтов, где модно брать в кредит little red corvette, снимать студио в небоскребе в районах Гринс или Марина, покупать средство для отбеливания кожи, если ты, к примеру, португалец, и делать вид, что у тебя карманы полны денег. Это единственная страна, где можно встретить в объявлении о найме на работу такую фразу: «Все, кроме алжирцев, сорри». Работодатель в Эмиратах не сильно обеспокоен толерантностью. Они, в принципе, устанавливают свои правила и наказывают себя и других за их нарушение.
Единственное зло, которое может приключиться с человеком в Дубае, — если закончатся деньги. Если ты потеряешь работу, не сможешь заплатить по счетам, повиснет квартплата и аренда авто — в этом случае тебя автоматически посадят в тюрьму за долги.
Когда случился мировой финансовый кризис, сотни машин на подъезде к аэропорту в Абу-Даби оставались с ключами в зажигании: экспаты, чьи фирмы банкротились, улетали прочь из страны, чтобы не оказаться в тюремной камере. Правда, позже правитель объявил амнистию всех, на кого во время мирового финансового кризиса завели дела.
Помните библейскую легенду про рабов в пустыне? Когда им стало пусто, голодно, скучно и страшно, они сняли с рук браслеты и перстни, вырвали изо ртов золотые зубы — и отлили из золота тельца. Они молились ему, пока рабам не навалял Моисей и не увел их по дороге к Богу. Так вот, жители Дубая — из тех, кто остался в пустыне молиться золотому тельцу. Да, у них другая религия, но это не меняет сути. Об этом нам хотел сказать местный поэт, который расписал баллончиком стену возле молла Эмиратов в районе Аль-Барша: гигантской, роскошной и далеко не единственной ярмарки тщеславия в Дубае.
Про золотого тельца в Дубае ходят страшилки. Так, экспаты рассказывают историю про европейца, который ехал по шоссе, когда под колеса выскочил индус. Белый водитель вывернул руль и врезался в пальму. Приехала полиция и сказала, что теперь экспат должен государству 10 тысяч долларов за пальму, растить ее в пустыне дорого и долго. Полисмен пошутил, что можно было не сворачивать на обочину — жизнь индуса обошлась бы дешевле.
Чтобы не сойти с ума от жары, ритма и невозможности сбросить стресс, арабы и экспаты в Дубае сутками качают бицепс. Первые или последние этажи всех зданий — гимнастические залы. БелкИ и добавки для культуристов продаются в промышленных масштабах: баллонами, бидонами и галлонами. Иногда можно напиться: если проехать через пустыню в другой штат и купить single malt scotch в магазине, который называется «Барракуда». Правда, от Америки времен сухого закона Дубай отличается отсутствием разнузданности: если ты выйдешь пьяным на улицу и, не дай Аллах, пустишь в ход пьяный задор и кулаки, добрые индусы стукнут на тебя в полицию, и ты просидишь неделю в тюрьме. Фанатам джаза, художникам и дикхэдам в Дубае и вовсе делать нечего. Свобода здесь — только по лицензии.
Секс в Дубае — тема отдельного исследования. Пока в мире бушевала сексуальная революция, здесь делали все, чтобы укрепить позолотой собственные яйца. У того же шейха Заеда было девять жен, пусть по канонам ислама их количество единовременно не превышало четырех. Цвета флага ОАЭ совпадают с белорусскими: красный, зеленый, белый. Четвертый цвет — черный. Можно предположить, что он символизирует Mustang цвета вороного крыла, который мчится по Шоссе 611 в торговый центр, где проходит вся жизнь дубайцев. Каждая парковка в Дубае — это автосалон в Женеве. Мало того, что все тачки новые, они еще и выглядят как конфетки: бампера отполированы до блеска, что вполне целесообразно — дождь в Дубае идет всего пять раз в год.
Несмотря на то, что в стране ограничен алкоголь, запрещены антидепрессанты, туго с сексом и выяснением отношений на людях, самоубийств в ОАЭ ничтожно мало. Ты можешь спокойно подняться на башню Халифа, и никто рядом с тобой не сиганет оттуда вниз.