Специалисты Института бизнеса БГУ провели исследование и опросили 3600 парней и девушек в возрасте 14−19 лет. Четверть из них признались, что задумывались о самоубийстве. KYKY поговорил с подростками, которые столкнулись с депрессией, их родителями и психологом – и собрал 13 главных причин, по которым юные люди чувствуют апатичность и беспомощность перед миром. Не пытайтесь искать в этом тексте иронию или упреки – нам действительно страшно, что мы можем оказаться по своей воле в послевоенные годы и минусовать каждого четвертого жителя страны.
Оговоримся сразу: считать депрессию блажью или болезнью богатых бездельников опасно для здоровья. Большинство пациентов попадает к врачу с уже характерным искажением мышления, «когнитивной триадой депрессии»: такой человек, как правило, низкого мнения о себе, своём окружении и будущем. И если раньше такие мысли начинали лезть в умные головы после 40 лет, то сейчас юношеская депрессия захватывает до 40% людей пубертатного возраста.
Просто факт: около 80% людей, страдающих от депрессии не получают нужного лечения, а просто пьют какие-то таблетки и пытаются «мыслить позитивно». Но только хороший специалист ищет и находит настоящие причины подавленного настроения, ангедонии, тревоги и страха – и работает с ними. Причин, кстати, может быть огромное количество – но мы решили составить список основных. Ими с нами по секрету поделились реальные подростки с диагностированной депрессией.
Причина первая: одиночество
Нет ни одного человека на свете, который бы не был одинок хоть раз в жизни. Это нормально оставаться наедине с собственным «Я» и разговаривать со своим внутренним голосом, ощущениями и переживаниями. Это и отличает людей от продуктов питания.
Не сдавайтесь, если ваш ребенок закрывается в первую очередь от вас. Разговоры о депрессии могут быть очень сложным экзаменом для подростков. Учитывайте уровень комфортности вашего ребенка в беседе, в то же время подчеркивая вашу озабоченность его состоянием и готовность выслушать, не давая непрошенных советов и не ставя ультиматумов. Их боль, печаль и эмоции — это всерьез. В мире девять миллиардов людей, но подростку не так важен весь мир: ему надо быть необходимым очень узкому кругу близких людей – чтобы не чувствовать себя потерянным и брошенным.
Причина вторая: мне уже 15, а я еще не стал звездой
Подростки могут уходить в интернет, чтобы сбежать от своих проблем. Но чрезмерное использование онлайна только усиливает их изоляцию и делает их более подавленными. Те же сетевые тролли в соцсетях могут буллить незнакомого человека просто так. Когда же ты видишь целый мир, тем более преподнесенный через призму успешности, поневоле сравниваешь себя с персонажами, за которыми вполне может не стоять ничего кроме набора нулей и единиц. «Посмотрите, вот мой ровесник, который популярен и зарабатывает миллионы... а я — нет».
Но, может, это просто проект маркетологов, который встает в 5:30 утра, бегает из тренажерного зала в аэропорт и на съёмки до утра следующего дня – просто чтобы «блистать» в экране вашего смартфона. И он лишен того, что всегда под рукой у тебя: погулять с собакой, покататься на велике, пойти собирать грибы в лесу, когда захочется, а не когда скажет штат юристов-стилистов. Это не обесценивание медийных поп-персон, это осознание того, что у «простых смертных» есть то, чему и «селебрити» могут по-настоящему позавидовать — чувство свободы. Вы всегда можете отправить тролля в бан, закрыть браузер и пойти лепить снеговика (хоть и из коричневого беларуского снега) или снимать своё кино. Кто знает, может сублимация принесет вам Пулитцеровскую премию или «Оскар»?
Причина третья: психологические тренды, которые не замечают взрослые
Смотрим на Билли Айлиш. «О, у нее снова депрессия. Значит и у меня пусть будет депрессия». Мама в молодости мечтала о «пирамидах» и «свитере-бойз» – это от бедности и недоступности товаров в те времена. Сейчас биполярочка «рулит» как своего рода манифест нового века, а психотерапевты признают, что она и дальше будет только распространяться. То есть вот сейчас я в эндогенной маниакальной фазе, на подъеме, в пике физической активности – подайте шляпу, пальто и мольберт, я уйду в поля, как Ван Гог, и напишу свою «Звездную ночь».
Завтра я проснусь с чувством тоски и тревоги, буду бездеятелен и безразличен, откажусь от еды и к вечеру у меня чуть-чуть улучшится настроение – но вообще я утратил способность любить близких, природу и музыку. Это я в депрессивной фазе. Мне любы только паблики вроде «Синий кит» и «Как умереть красиво». Нет, мама, это невозможно отследить, «эпизоды» периодически сменяют друг друга почти без влияния внешних обстоятельств. Почитай в интернете, в конце концов! Нет, высокоактивный социопат Шерлок Холмс — это вчерашний день, это уже не тренд.
Многим родителям от таких проявлений характера ребенка хочется попросту дать ему по заднице. Но отрицание – не лучший способ реагировать на проблему. Чем больше вы знаете, тем лучше высможете помогать своему депрессивному подростку. Идеально было бы предложить совместное чтение научно-популярной литературы о депрессии, биполярном расстройстве и других пока незнакомых для вас терминах. Это поможет подросткам почувствовать, что они не одиноки, и дать им возможность понять, что именно они переживают. И – главное – перестать заниматься самодиагностикой, а идти к специалисту, если проблема и правда есть.
Причина четвертая: выбор профессии – это мучительно сложно
При СССР было понятно, кем быть почетно – военным, учителем или космонавтом. Теперь, конечно, сложнее. К тому же приходится думать, не заменит ли нас искусственный интеллект. А после 40 лет родители уже качественно новую работу не найдут (или с трудом), старикам тут не место. «Значит, мне кормить их? Такие ожидания у моих «предков»: что я буду успешен, богат, возможно, крутой программист. А я, может, учителем истории быть хочу, но за это у нас в стране не платят. Так что надежды на будущее нет».
Позвольте ребенку совершать ошибки. Чрезмерное опекунство и принятие решений за него превратит ребенка в неуверенного человека, который в любом обществе не состоится профессионально и социально. В конце концов, сами займитесь расширением профессиональных компетенций, личным примером покажите подростку, что в любом возрасте есть куда расти. И помните, что в нашей стране всё плохо с профориентацией: помогайте делать ему свой будущий выбор, но ни в коем случае не решайте за него.
Причина пятая: недовольство родителями
Все проходят стадию юношеского максимализма, когда родители – идиоты, которые ничего не понимают. Лет через 20 она обычно переходит в стадию «мама была права» (но тоже далеко не всегда). С этим надо смириться и считаться. Тем более при теперешнем разнообразии форм брака: открытый, гостевой, однополый, «законченный», когда партнерство длится установленные «на берегу» 5-7 лет. Формула «папа, мама, я — счастливая семья» давно не работает как эталон. А новые пока приобретают откровенно причудливые формы. Примеры из своей жизни про «да я в твоем возрасте...» тоже неактуальны, время изменилось! И слава богу, что детям не надо думать о том, что поесть и как одеться-обуться, как это было у подростков в 90-е, чьи родители часто оказывались за социальным бортом.
Не заставляйте ребенка следовать вашему примеру и идти по жизни по вашим стопам. Не старайтесь превратить вашего ребенка в себя молодого – иначе вы создатите человека, который не умеет жить в настоящем времни. Объясните, что вы просто его любите, хотите быть ему другом и никогда не отдалитесь. И это чуть ли не единственная константа в быстро меняющемся мире.
Причина шестая: страх перед тем, во что превращается мир
Интернет-медиа круглосуточно информируют об ужасах, пожарах, мемах о Третьей мировой... Это раньше всё выпадало из локального поля зрения, теперь каждый день мы боковым зрением видим терроризм, стихийные бедствия – и вот вам на закуску пару катастроф. Неудивительно, что постоянное взаимодействие с подобной информацией вызывает чувства беспомощности, безнадежности и страха. Детство украли не только у Греты Тунберг.
Экология потребления информации — то, что еще могут контролировать родители (но обычно делают это армейским методом отлучения от интернета). Помогайте детям находить то, что поднимает настроение и возвращает веру в человечество, не оставляйте их один на один с новостями о лесных пожарах Австралии.
Причина седьмая: низкая самооценка и чувство беспомощности
Вряд ли вы встретите хоть одного подростка, который будет доволен собой. Постоянные сомнения, стеснительность, неуверенность в себе ведут к сильной подавленности. Молодому человеку кажется, что он ни с чем не справляется, ничего не может контролировать, он – совершенно бесполезное и никому не нужное существо. Ощущение это копится днями, месяцами и годами. Но любой родитель должен спросить себя: «А не я ли в усталости и гневе наорал на своего ребенка? Не я ли во всеуслышание сравнивал его с сыном лучшей подруги? Не я ли сомневался в его способностях?»
Найдите в себе силы признаться подростку в собственных страхах и неидеальности. В сомнениях в собственных поступках, раздражительности и агрессии, реальных и мнимых проблемах. И в том, что для вас ребенок — самая большая ценность. «Ты — умный. Ты — добрый. Ты — бесценный», – эта мантра простая, но работающая. Всем нужна опора и плечо, а не идеал, за которым никогда не угнаться. И вам, и вашему ребенку.
Причина восьмая: острая реакция на критику
Подросток совершенно не готов услышать, что он что-то делает неправильно, ощущает уже упомянутую бесполезность и уязвимость, тяжело реагирует на отказы и неудачи. Особенно это опасно для «хронических отличников», от которых ждут неизменно высоких результатов. Такой стресс закономерно вызывает агрессивную реакцию, зачастую направленную на себя самого. И тогда не исключено, что ребенок прибегнет к селфхарму: начнет наносить себе порезы, ушибы или ожоги, которые потом скрывает под одеждой. Он искренне верит, что таким способом можно снять напряжение, унять душевную боль или «отомстить» себе. На деле же селфхарм – это завуалированная попытка привлечь внимание и сигнал SOS.
Очень часто родители жалуются, что «их ребенка как будто подменили». Первое, что можно сделать, заметив тревожные признаки, – поговорить с ребенком. Важно не критиковать, не обесценивать, а выслушать с искренним интересом. В таком разговоре подростки могут попросить о помощи, рассказать, что с ними происходит, что действительно ранит. Скорее всего в таком случае лучше обратиться за профессиональной помощью: это может быть психолог или врач-психиатр. Чаще всего у подростка в депрессии действительно есть надежда, что ему что-то или кто-то поможет, они верят, что можно что-то сделать, они хотят пробовать. Пусть даже из-за простой любознательности. Надежда – это то, что важно при работе с депрессией, и со стороны семьи, и со стороны самого подростка, и у специалиста.
Причина девятая: у жизни нет цели и глобальной проблемы
Раньше было понятно: наша цель — попадание в рай, ну или коммунизм. Ура, и все трудности преодолеем ради светлого будущего или загробной жизни! Понятный вектор движения даже, извините, на войне. Некогда впадать в меланхолию, не надо лезть в труп животного, чтобы выжить. Только вот полком командовать в 16 лет никто сейчас не дает. Жизнь — скучная и полна проклятых компромиссов.
Стоит объяснить подростку, что бывают такие мысли – когда ты не понимаешь, зачем, собственно, живешь. Вопрос это, конечно, философский, но стоит сузить его значение до определенного отрезка времени. Говоря айтишным языком — здравствуйте, Scrum и Agile, а также лучшие друзья подрастающих девушек — спринты, а не бриллианты.
Пусть подросток занимается своим любимым делом, тогда у него появятся цели и амбиции. Ну, например, последнюю неделю я живу для того, чтобы хорошо сыграть роль в спектакле. Агрессивному подростку можно пойти на спорт, чтобы выплескивать всю свою злость и искать стретегии жизни там. Пусть у растущего человека будет цель – даже всего на одну неделю. С этого всё и начинается.
Причина десятая: боязнь не найти себе пару
С соцсетями есть еще одна проблема: подростки самостоятельно загоняют себя в клетку закрепощенности и неспособности быть интересным здесь и сейчас в оффлайне. Так что появляется новая трудность – как общаться с людьми, если вы сидите в одной комнате?
Тут уж есть лишь один совет: приучать ребенка к осознанности. С проблемой коммуникации сталкиваются абсолютно все. Все считают себя слишком прыщавыми, некрасивыми, скучными, глупыми – только не говорят об этом вслух. В целом история мира строится на том, что разные наполеоны пытались побороть собственные комплексы – только порой эта борьба задевала несколько государств. Можно думать, что ты недостоин взаимной симпатии какой-нибудь Тани, потому что в классе есть более очевидные «самцы». А можно подпитывать осознанную любовь к самому себе – она рождает уверенность, за которой всегда тянутся люди.
Причина одиннадцатая: отсутствие денег
Конечно, ребенок не несет ответственности за семейный бюджет, но если ситуация нестабильная, и родители этим явно обеспокоены, это может влиять на состояние подростка. Резкое падение уровня жизни, потеря работы родителями, беспокойство из-за денег – все это может провоцировать депрессию у подростка, которому порой очень хочется новый айфон, чтобы быть модным, как все.
Спокойно и серьезно поговорите с ребенком о том, что в данный момент существуют вещи, которые вы не можете себе позволить. Но материальные проблемы рано или поздно уйдут в небытие, а душевная закалка к любым трудностям очень пригодится во взрослой жизни. Главное – сами верьте в то, о чем говорите, иначе получится история, когда отец говорит ребенку о вреде курения с сигаретой в зубах.
Причина двенадцатая: нелюбовь к своей внешности
Часто симптомы депрессии выражаются через радикальные изменения внешности, причинения вреда себе. Развитие неуместных комплексов, неуверенности побуждает выделяться, стать самым популярным, худым, красивым. У девушек-подростков особо часто встречается анорексия и расстройства пищевого поведения. У парней это встречается реже, но вовсе не значит, что они не переживают о своей внешности.
Объясните, что все изменения, происходящие в теле, все эти взрывы гормонов — это всего лишь часть гормональной перестройки организма из детского во взрослый, это эволюционный путь превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. Большинство супермоделей дразнили в школе «дылдами» – ну и где сейчас те, кто их задирал? Короли и королевы класса чаще всего через пару лет после школы, поменяв круг общения, становятся попросту «никем». И вот у них-то и начинаются серьезные проблемы с восприятием себя в этом мире. А живой ум, веселый нрав и харизма — никогда не подводят. Вот Бенедикт Камбербетч красивый? Да он сам говорит, что ему досталось лицо выдры!
Причина тринадцатая: боязнь облажаться
«Я очень боюсь профукать свою жизнь». «Мне постоянно кажется, что я кричу, но меня не слышат, а потребности игнорируют». В пубертатном возрасте рушатся детские идеалы, подросток начинает понимать, что мир более жесток и несправедлив, чем ему казалось ранее.
Вспомните, какие проблемы были у вас в его возрасте, и расскажите, как вы их преодолели. Не навязывайте свои правила жизни, а просто приведите примеры того, чего вы добились собственным трудом. Ни в коем случае не давите на ребенка, которому и так предстоит серьезное испытание. Важно понимать, что он нежный, хрупкий и невероятно красивый. И он ваш.
И не надо искать причины в себе, обвинять «плохую мать» – это калечащая, а не исцеляющая идея. Важно направить свое внимание на возможные выходы, говорить, пробовать новое, смотреть на результаты, находить время для отдыха и восстановления сил (и своих собственных тоже), просить обратную связь. А главное – создавать среду, в которой не страшно делиться своими мыслями, боясь непонимания или осуждения.