Я, Анна Златковская, автор статьи «Театр абсурда с игрой в работу. Мои семь лет на беларуском телевидении», получила от Национальной гостелерадиокомпании Беларуси требование об опровержении сведений, не соответствующих действительности, порочащих деловую репутацию. Заметка была размещена на интернет-ресурсе KYKY.org под псевдонимом Света Соколова. Очевидно, что Белтелерадиокомпания должна была направить претензии редакции портала, но письмо получила я лично, на домашний адрес. Хочу выразить признательность редакции портала KYKY за то, что мне, внештатному автору, дали возможность высказаться и решить мою проблему.
Семь лет работы БТ заботилось обо мне, оплачивало больничные, вовремя выдавало зарплату, я сидела в уютном кабинете недалеко от туалета, в котором всегда была бесплатная бумага, у меня был личный компьютер, чайник и удобный офисный стул. Но однажды я осознала, что моя трудовая деятельность меня больше не устраивает и подала заявление об увольнении. Переживая негативные моменты, которые являются лишь моими внутренними проблемами, написала эмоциональный текст с целью рассказать о себе и своей работе, не подтверждая слова фактами. В написании текста не было никакого злого умысла или запланированных действий с целью опорочить честь, достоинство или деловую репутацию Белтелерадиокомпании.
Возмездие за мои действия настигло меня в интернете, где мои бывшие коллеги, работники Белтелерадикомпании, писали гневные и оскорбительные комментарии. Их суть сводится к перечислению моих, на их взгляд, недостатков – средние интеллектуальные способности, проблемы с сердцем, частые болезни сына дошкольного возраста, а также якобы чтение книги по оральному мастерству. Но вернемся к официальным претензиям.
Белтелерадиокомпанией указаны конкретные цитаты из статьи (их можно увидеть на скринах письма ниже). Написанием данной статьи я не хотела кого-то опорочить и подорвать чью-то деловую репутацию. Ни одного конкретного лица, работающего на Белтелерадиокомпании в данное время, не названо. Это высказанные в письменной форме эмоциональные переживания человека, который глубоко разочаровался в том месте, где осуществлял свою трудовую деятельность много лет.
Метафорические обороты и гиперболизированные сравнения присутствуют в данной статье для того, чтобы читатель смог понять и ощутить душевное состояние автора. В статье имеет место попытка донести, как производственная обстановка (тот же дискомфорт на рабочем месте, непроверенные слухи, немотивированные указания руководства) и иные факторы слипаются в «снежный ком», сметающий на своем пути положительные эмоции, веру в светлое будущее и в то, что «все будет хорошо». Неосмотрительность автора (то есть меня) – в конкретной привязке данного текста к конкретному государственному учреждению, однако еще раз хочу повторить: цель статьи – не оскорбить, а передать внутренние ощущения человека, который «в никуда» уходит с работы, которую считал первые годы трудовой деятельности «подарком судьбы».
По существу отдельных цитат хочу пояснить свою позицию:
В связи с тем, что в интернете нет архивных программ телеканала БТ, ныне Беларусь-1, то является невозможным указать на тот факт, что Дирекция кинопоказа и вышестоящее руководство изменило политику в сетке вещания в линейке кинофильмов, прекратив трансляцию зарубежных фильмов с высоким рейтингом, отдавая предпочтение производству кинопродукции российского, украинского и отечественного производства.
Но как человек с высшим гуманитарным образованием, окончивший Белорусский государственный университет культуры и искусств, получивший диплом с отличием по специальности «Литературная работа», специализации «Кинодраматургия», считаю вправе выносить оценку кинофильмам, показываемым на главных каналах страны. Соответственно, считаю, что большинство кинокартин и сериалов, транслируемых в эфире канала Беларусь-1 являются продуктом, который не имеет показательных высоких рейтингов от кинокритиков и телезрителей. Так, упомянутый мною в статье сериал «След», рейтинг которого составляет на сайте IMDB 3.60, у которого возрастное ограничение по данным сайта кинопоиск 16+, не должен находиться в эфире в утренние часы, а по моему субъективному мнению – и в любое эфирное время в силу низкого качества.
Также в работе отдела эфирного вещания Дирекции кинопоказа существовало устное правило не допускать показа в эфире отдельных людей, символов вроде «бела-чырвона-белага сцяга» и любых косвенных или прямых оскорблений в адрес власти.
Устное правило предполагает отсутствие закрепленного распоряжения в письменной форме, следовательно такого документа нет и у автора (то есть меня). Однако всё устно «доведенное до сведения» выполнялось неукоснительно. Это данность, имевшая место быть.
Выражение «чертова обитель» не является для меня сравнением с «жилищем злого духа, противостоящего Богу (сатане), как указано в требовании об опровержении сведений, порочащих деловую репутацию.
Это всего лишь устойчивая фраза, наподобие «сломя голову», когда усиливается эффект сказанного, но не понимается буквально. Итак, все выше написанное мною в статье является моим субъективным мнением. Каждый гражданин в Республике Беларусь вправе высказать свою точку зрения, если она не носит оскорбительный характер. Это право закреплено в Конституции. Данная статья – одна из многих, написанных мною на портале KYKY, с которым я сотрудничаю как внештатный автор.
Who is Mrs Златковская. Комментарий редакции
Автор Анна Златковская появилась на сайте KYKY.org в начале 2015 года, когда ее текст «Бестактность наших дней» вдруг стал набирать бешеное количество просмотров. По результатам Google Analytics на сайт за январь пришел миллион читателей. Текст Анны был перепечатан многими СМИ и блогами, в том числе такими сайтами-миллионниками, как ADME.ru. Через некоторое время появилась аудиверсия этой статьи. Забавно, но «Бестактность» до сих пор приносит сайту трафик – стоит ее перепечатать какому-то российскому агрегатору, как мы получаем 10 тысяч дополнительных просмотров. После публикации статьи в редакции шутили, что Анна Златковская теперь может открывать дверь редакции ногой. Услышав это, сама Анна ответила: «Вы что, я не такая».
Казалось, успех «Бестактности» – временный. Но Анна взяла мужской псевдоним и написала еще один хит «Вы одиноки потому, что дуры». Писала она от мужского лица, что, согласитесь, непросто, если у тебя нет очевидного писательского таланта. Текст Славы Котова разошелся не меньшим тиражом, чем «Бестактность». Чуть ранее появился еще один мужской персонаж – Антон Хох. И он тоже был нашей Анной Златковской. Снова – агрегаторы, снова репосты и бурное обсуждение в соцсетях. Где-то между Антоном Хохом и Славой Котовым родилась Света Соколова – свободная девушка вольных взглядов. Анна, разумеется, не подписывалась своим именем, когда писала статью «Мне за тридцать, и я одинока», поскольку у автора – крепкая семья, и связывать слова, изложенные в статье с ее личной ситуацией, смысла нет.
Обидно, что Белтелерадиокомпания сейчас старается пройтись по репутации автора, у которого получается делать поразительные для Беларуси вещи. Мало кто из здешних авторов может похвастаться миллионами просмотров и перепечаток, мало на кого делают аудиоверсии статей, мало кто так умеет попадать в самый нерв обществу. Мы в редакции KYKY выступаем на стороне Анны, ибо считаем, что возможность самовыражения – главное, что есть у талантливого человека. Желаем ей еще много резонансных публикаций и заслуженного успеха.