«Бог не умер, как провозглашал Ницше, но теперь ему приходится конкурировать со звёздами. С этими полубогами XX столетия, которые, подобно божествам древности, недостижимы и близки, причастны одновременно земным делам и миру запредельного» (историк Ф. Каста-Розас). Ничего страшного не произошло, как считает социолог К. Хаким. Как и прежние суперстары, наши ангелы и демоны выполняют ту же социальную функцию: поставлять нам материал для обсуждения правил приличия и морали. «А высокая степень их эротического капитала гарантирует, что мы будем симпатизировать этим личностям и будем с интересом следить за их поступками… В определённой мере жизнь современных знаменитостей превращается в такой же спектакль, в каком ранее участвовали Боги в сказаниях о Рамаяне».
Но предлагают ли новые джедаи более качественные мифы? Понятно, что многие действия прежних кумиров теперь неприемлемы. После редактирования Джефферсон оставил лишь 64 страницы из Нового завета. Всё остальное («Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровь ее. И враги человеку – домашние его») – совсем не легендарно. Древние греки, как заметил философ Т. Гоббс, прославляли своих селебритиз (Зевса, Гермеса) за воровство, изнасилования и другие «великие» дела. На основе тех же данных З. Фрейд и вовсе решил, что человек изначально жаждет диких извращений.
С другой стороны, образцовой знаменитостью считается Кардашьян, чья общественная польза – лишь «Infotainment»: производство сплетен о её гламурной жизни и скандалах. В прежних сказаниях, как мы знаем из «Игры престолов», была хотя бы эпическая борьба между яркими личностями. Сегодня, как кажется, – мелочность, пошлость и отсутствие смысла.
Чтобы выяснить истинное положение дел, я изучил десятки интервью в российских и беларуских журналах по психологии и стилям жизни. Знаменитости в этих СМИ – люди творческих профессий, представленные как положительные персонажи. Например, Рената Литвинова: «честная, открытая, свободная». Дженнифер Лопес: воплощение женственности и мужской воли. Жюльет Бинош: «ищет не красивости, а правды своих ощущений». Джулия Робертс: беседует о самом главном, а не о диетах и кофточках. Телеведущий Тимур Кизяков: располагает к себе, как Карнеги. Старый панк Венсан Кассель: «ходит по краю – над моралью и нормой». Понятно, что к звёздам относятся по-разному. Негатив вызывают не только попса и «ситхи», которые поддерживают диктаторов. «Что вы все нашли в этой Водяновой? Она меня совершенно не впечатляет – возмущался таксист, буквально за секунду до этого закончивший исследовать глубины своей ноздри» (О. Замятина, главред «Cosmopolitan Психология» (май 2013)). Но моя цель – не прославлять/ругать знаменитостей, а определить, какую этику и стиль жизни они (искренне или нет) популяризируют своими речами.
1. Идеалы по отношению к себе: свобода, аутентичность, самореализация, творчество.
Согласно социологам, мы живём в индивидуализированном обществе, для которого грехом является экзистенциальное отчуждение: «Когда за человека выбрала жизнь, и он потерял себя самого, своё «я» (философ С. Киркегор); когда он проживает не свою судьбу (Эмма Уотсон). Поэтому Петр Налич, Мила Кунис, Наоми Уоттс беспокоятся о потерянных людях, которым навязали ложное представление о счастье и которые стараются понравиться окружающим, а не быть собой. Для «Glamour» Кэмерон Диас отмечает, что сегодня девчонки не размышляют над вопросами (кто я?, чего я хочу?, что делает меня счастливой?) и лишь адаптируются к шаблонам и медийным картинкам. Обращение к Библии или Корану не помогает, ибо «полагаться надо в первую очередь на то, что внутри нас самих» (Эмма Томпсон). Поэтому сначала необходимо отказаться от соответствия внешним нормам (Джоди Фостер, Рената Литвинова) и не плыть по течению. «Хорошая и воспитанная девочка – не самое главное в жизни. Важнее быть собой, слушать себя и свои желания, не стесняясь их», – заявляет актриса Юлия Ауг под влиянием «Степного волка» Г. Гессе. Для этого надо иметь своё мнение, делать осмысленный выбор и поступать, как Мила Кунис: «Я не даю себя форматировать. Не поддаюсь полировке… Я говорю «нет» уверенным тоном. Даже если большой студийный босс угрожает, что закроет передо мной все двери».
Естественно, эмансипированные герои не следуют традиционным нормам о женственности и мужественности. Джерард Батлер считает себя феминистом, отрицающим предписанные роли для мужчин и женщин. По Хавьеру Бардему настоящего человека отличает трансгендерная психика и андрогинная мораль: «Меня воспитывали так, что скрывать свои чувства нездорово, что мечтателем быть не стыдно, что все эти «по-мужски» и «настоящая женщина» – пшик, предрассудок. И я так и не ценю этого «настоящего мужчину» – ярлык, который на меня наклеили. Во мне есть и мужское, и женское, у меня есть мужские ценности и женские. Сильный мужчина – это кто? Тот, кто скрывает боль?»
Новые феи также отстаивают идеалы о равноправии полов. «Мне очень важна справедливость: не выношу, когда мужчина меня недооценивает, говорит со мной так, будто у меня нет мозгов. Это, наверное, из-за отца: из-за его состояния ему было совершенно наплевать и на мать, и на брата, и на меня» (Диана Крюгер). Писательница Нэнси Хьюстон и актриса Анастасия Макеева не позволяют относиться к себе, как к вещи и аксессуару. Дженнифер Энистон вдохновляется женщинами, которые стали мамами и профессионалами. Свобода ценна тем, что позволяет нам быть подлинными и настоящими. Это может проявляться в мелочах: не покупать вещи лишь потому, что они модные (Татьяна Буланова); встречать гостей босиком и в джинсах (Синди Кроуфорд); не использовать пластические операции (Карла Бруни); не бояться предстать в соцсетях без макияжа (певица Ирина Дубцова). Но самое главное – это заниматься любимым делом (Джулия Робертс), креативно самореализовываться и жить интересно (Наоми Уоттс). «Мне хотелось, чтобы моя жизнь была наполнена творчеством… В детстве я каждый вечер перед сном молилась: пожалуйста, пусть у меня будет нескучная работа!» (Пенелопа Крус). При этом креатив возможен в любой сфере, если только у человека есть талант (актриса Оксана Фандера).
Полубоги обожают и повседневные дела: садоводство, кулинарию, глажку, ремонт. Правда, этим они обычно занимаются не так, как магглы.
Анфиса Чехова отмечает, что каждый должен заниматься своим делом: она обставляет квартиру, а вот уборкой занимается её домработница.
Что касается отношения к финансам, то для богачей и богачек: «Смысл в этой персональной… исполненности... Черт возьми, да кто стал счастливее от миллионного состояния?!» (Дженнифер Лопес). Деньги – это средство для реализации мечты и красивых идей (Ирина Хакамада, Рената Литвинова); а машина, квартира – это малозначимое (актриса Ирина Розанова). «Вот посмотришь на женщину: дорого одета, на руках бриллианты, у нее новая машина, обеспеченный муж и воспитанные дети, а блеска в глазах нет... Потому что многие люди в понятие счастья вкладывают только материальные ценности» (актриса Анастасия Макеева).
2. Биография современной селебрити: сага о сложной бунтующей личности с шизой в голове и с терапевтической судьбой
В жизнеописаниях античных, христианских, буржуазных звёзд ключевые события были связаны с обретением славы, веры или капиталов. Жизнь современных святых подчинена завету Ф. Ницше («Ты должен стать тем, кто ты есть») и должна соответствовать сценарию: «Человек рождается таким, какой он есть, с возрастом меняется, но всегда стремится снова стать самим собой» (актриса Татьяна Друбич). Отсюда в своей биографии акцент необходимо делать на своей отличительности и своенравии.
«В детстве я была очень одинока… Меня не покидало чувство, что я думаю не так, как люди вокруг. Что я другая» (Лана дель Рей). «Я была рыжей, веснушчатой. Стриглась в знак протеста против школьных мод почти наголо, девочки-куколки звали меня уродиной» (Джессика Честейн). Джазовая певица Нино Катамадзе была хулиганкой и протестовала против родительского контроля. Конечно, в любом сообществе есть отщепенцы: актриса Мадлен Джабраилова признаётся «Cosmopolitan Психология», что она – зависимый человек и рада тому, что ей нечасто приходилось выражать своё мнение. Бунт может быть направлен и против себя. Этим занимаются Ева Грин и Шарлотта Генсбург, которые сражаются со своей зажатостью съёмками в провокативных фильмах.
Правда, звёзды отмечают, что юношеские протесты имеют комичный характер. Только возраст приносит нам истинное освобождение, позволяя жить осмысленно и быть классными, а не казаться таковыми (Джоди Фостер). Но для этого нужно пройти нелёгкий путь. Ведь в эпоху «гламура несчастий» у каждой звезды – терапевтическая судьба, наполненная борьбой с комплексами, страданиями, кризисами, зависимостями. Колин Фаррелл – тому подтверждение: «Депрессию переживает каждый второй в Голливуде… В лечебнице я понял, как много я боялся. Все эти страхи и загнали меня в депрессию. Я слишком рано испытал успех. И меня разрушила первая неудача. Я просто не хотел жить».
Под влиянием психоаналитиков, к услугам которых прибегают западные мученики (Карла Бруни, Диана Крюгер), особое внимание уделяется детским травмам. Вопреки славянофильской пропаганде рассказы западных божеств более душевны и пронзительны. Нэнси Хьюстон говорит, что из-за детской травмы у неё появилась анорексия, суицидальные наклонности и страх стать матерью (т.е. «потерять независимость, прекрасную фигуру и право покончить с собой») Но даже если всё было хорошо, это не гарантирует отсутствие проблем. «У меня было очень счастливое детство именно из-за нашей взаимной открытости. Конечно, отец действительно порой страшно пил, потом родители развелись. Свобода родителей не сделала меня свободнее, чем другие. Для меня долго было ужасом раздеться прилюдно, не говоря уж об экране. Я была страшно закомплексована» (Шарлотта Генсбург).
Наконец, победа над невзгодами приводит к формированию всесторонне развитого эго, что было невозможно в традиционном обществе. Раньше человека старались превратить в статичное существо с единственной идентичностью и функцией. Всё должно было быть, как в муравейнике: одни только работают, другие сражаются, третьи рожают. Но, как доказал философ Гегель, каждый из нас – единство несовместимых противоположностей и монструозный гибрид, пребывающий в постоянном движении. «Я» – не один из участников борьбы, но «я» – оба борющихся и сама борьба. «Я» – огонь и вода, которые соприкасаются друг с другом, и одновременно соприкосновение и единство того, что избегает друг друга». Такая диалектичная шиза свойственна и нашим звёздам, которые не хотят чем-то одним ограничиваться: «я очень романтичный и лиричный прагматик» (Петр Налич). А всё потому, что «такой творческий беспорядок внутри – это замечательно: «нужно носить в себе хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду» (Ф. Ницше).
3. Ценности в отношениях с другим: уважение, порядочность, эмпатия, благодарность, великодушие.
Несмотря на свой индивидуализм, наши эльфы и хоббиты вдохновляются альтруистическими идеалами. Они понимают, «что можно любить кого-то больше, чем себя» (Дженнифер Лопес), что надо быть великодушными: «вкладывать себя в то, чтобы изменить мир» (Наталья Водянова), что наше счастье зависит от самоотверженной заботы о других (Анжелина Джоли).
Конечно, не все могут участвовать в благотворительности, но освоить азы либеральной этики – это наш долг.
Прежде всего, в каждом видеть человека и уважать его отличия (Жюльет Бинош, актриса Оксана Фандера). Стараться, как художница Ника Сандрос, не хамить, никого не задевать в своём блоге. Также звёзды осуждают насилие (Джейсон Стэйтем), любую дискриминацию (Мила Кунис), недемократическую власть и меркантилизм в отношениях.
«Большую часть жизни я прожила в стране, где рвали зубы без обезболивания и аборты женщинам делали без наркоза, потому что садизм – один из принципов нашей власти» (Татьяна Улицкая). Писательница также сетует на отсутствие порядочных людей, которые соблюдают правила морали и права. И это действительно так. Как отмечает Светлана Алексиевич для «Psychologies», страшный опыт XX века показал, как много среди нас полулюдей.
Далее, обязанностью для звёзд является понимание и принятие выбора другого человека. Это особенно заметно, как зарубежные кумиры говорят о родителях, чей уход из семьи причинил им боль. «Мама угодила в тяжелую историю и выбралась из нее, как сумела. Теперь я понимаю, что она переживала депрессию, действовала, как будто некоторые решения принимал за нее другой человек. Ее некому было поддержать, отец был вечно на работе» (Хью Джекман). В интервью актёра видно, что поиск корней своих проблем не означает перекладывание ответственности на родителей. А это то, чего добиваются психологи, предлагая нам материалы «Перестать злиться на своих родителей» и «Всегда ли виновата мать?».
Наконец, знаменитости подчёркивают, что поиск себя не означает, что надо быть одиноким self-made man, который живет по принципу «do it yourself». Нередко лучшими качествами мы обязаны влиянию родных, друзей, учителей, о чём знаменитости не забывают с восхищением рассказать. Так Нэнси Хьюстон излечилась от своих недугов лишь после встречи с будущим мужем, у которого уже был сын. «Благодаря ему я стала понимать, что общение с детьми может дарить огромную радость и открывать новые грани существования… А до того момента я столько сил отдавала своему мрачному настроению! Через несколько лет я сама стала матерью». Отсюда логичным является убеждение Джессики Честейн, что благодарность – «это главное чувство, которое должен испытывать каждый человек – до всяких дружб, любовей и привязанностей». А такая позиция близка философии Цицерона, Будды и Иисуса.
Таким образом, мир знаменитостей – это не мир безмозглой попсы. Более того, благодаря сексапильным звёздам у нас хоть как-то продвигается в массы демократическая и духовная культура. Интеллигентам не надо на это обижаться. Это надо правильно использовать. Одно дело – ссылаться лишь на богослова Антония Сурожского и Декларацию ООН по правам человека. Совсем другое дело – если ещё задействовать популярных звёзд. Поэтому на Западе уже выходят монографии о том, как философией наполнена поп-культура.
Но у нас не популярны интеллектуалы XXI века. Наши мысляры вместе с В. Акудовичем только жалуются на то, что всё в стране делается «без нас», что повсюду ситуация «Нигде и Никто», когда «ужо быційна ніхто не жыве на роднай зямлі, у роднай краіне, калі англійскую прынцэсу Дзіяну (пакуль яна была жывая) я бачыў часцей, чым сваю адзінакроўную сястру, калі пра інтымныя стасункі Клінтана з Левінскі я ведаю куды болей, чым пра гэткія ж стасункі лепшага сябра».