Апрель, 2020 год. В мире отменились все чемпионаты, почти все опен-эйры, включая даже эпичный Burnin Man, массовые мероприятия сведены к нулю и даже наказываются штрафами. В Беларуси идет подготовка к параду Победы 9 мая. Игнорировать то, что это попросту опасный для людей «ивент», невозможно. Поэтому Ольга Родионова написала эту колонку – её мнение может не совпадать с иными точками зрения, но тоже имеет право на жизнь.
13 апреля у Лукашенко прошло совещание по борьбе с коронавирусом. Злые журналисты, хайпующие на горячей теме, хоть и узким кругом, но допросили с пристрастием госсекретаря Совета безопасности Андрея Равкова. На что он им ответил человеческим голосом: «Мы люди военные, парад никто не отменял. На сегодняшний день среди участников парада, которые готовятся, ни одного заболевшего нет. Я надеюсь, что самоподготовка, она пройдет без сбоев. Все меры, которые предпринимаются, позволяют нам говорить о том, что мы планово подходим к проведению парада 9 мая. Решение, оно решение политическое, оно будет принято, ну, в зависимости от обстановки, которая будет складываться ближе к параду». Если вы не поняли речь министра, смысл такой: парад отменять все еще не планируется.
К этому моменту (22 апреля) известно, что:
• Даже Северная Корея, которая отрицает коронавирус на своей территории, отметила День Солнца (он же день рождения Ким Ир Сена 15 апреля) без парада;
• Россия перенесла парад 9 мая на неопределенный срок;
• В беларуской армии появились заражённые. В разных городах и частях.
В параллельной реальности пресс-служба Министерства обороны Беларуси бодро рапортует, что:
• Всего в параде будет задействовано 185 единиц военной техники;
• Мы увидим состав механизированной колонны из 18 парадных расчетов во главе с легендарным танком Т-34;
• Всё шествие растянется аж на 2 километра.
Я как истинный беларус, в любой момент готовый к вторжению предполагаемого противника, а также к партизанской войне, безусловно рада, что у нас есть танки Т-72Б3, бронетранспортеры БТР-80 и БТР-70МБ1, системы реактивного залпового огня «БелГрад» и «Полонез» и зенитный ракетный комплекс «Тор-М2». И как блондинке, мне, безусловно, хочется похвастаться автомобилем «Дракон» (может, я его мать!). Но шутки в сторону. Главное назначение парадов – подготовка. То есть не важно само шествие, важно, что накануне все пришли в боевую готовность, потренировались, смазали ружье... Собственно, всё – можно расходиться. И всё это было бы логично проводить, как МЧС – свои учения: регулярно, без пафоса и агрессивной реакции со стороны граждан.
А тысячи людей уже подписывают петиции в Совет министров, Палату представителей и Администрацию президента с требованиями отменить парад. Потому что трехразовые в неделю тренировки пешей колонны на плацу Минской военной комендатуры и механизированной колонны на аэродроме «Липки» – это пустая трата ресурса, как человеческого, так и финансового. Кстати, о деньгах.
Активисты давно посчитали стоимость проведения парада: больше 2 миллионов долларов. На эту сумму можно купить сотню, а то и две столь необходимых сегодня аппаратов искусственной вентиляции легких, а уж одноразовых масок, антисептиков и перчаток – бессчетное количество. Последние, кстати, до сих пор сложно найти в аптеках. А у врачей во многих регионах до сих пор не хватает нормальных защитных костюмов и респираторов. Что-то вроде внутреннего голоса мне подсказывает, что, покажи «Беларусь-1» в прямом эфире эти закупленные государством (а не волонтерами гражданского общества) товары, зрелище всем бы понравилось больше, чем два километра танков и других военных машин.
Но в вооруженных силах философия иная: парад – это только отборные цельноздоровые представители военной элиты народа, чей значительный вклад в дело Великой Победы невозможно переоценить. Что ж, я не против посмотреть на лица этого «наиболее лучшего» генофонда страны. Приятно осознавать, что у нас есть где-то 3000 военнослужащих, способных противостоять любой напасти. Но вот смотреть на марширующих, у которых не было возможности отказаться от участия в параде, которые идут без масок и других элементарных средств защиты и без соблюдения дистанции, – да на свежесломанном танками асфальте столицы и впереди колонны из цинковых унитазов от «Керамин»... Извините, это геноцид.
Чернобыль нас ничему не научил
Признаюсь, я – девушка достаточно пожилая и помню первомайскую демонстрацию 1986 года, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС. Тогда в школах были выбраны самые красивые дети с отличной успеваемостью, которые в течение полутора недель репетировали, как они, махая флажками и цветами, будут проходить мимо трибуны с членами ЦК КП(б), оптимистично улыбаясь в сторону партийных бонз.
В конце апреля был день, когда стало аномально жарко, репетирующие дети были в маечках. А в день демонстрации 1 мая стало резко холодно, пошел дождь. Детям экстренно раздали белые болоньевые курточки с браком в виде двух дырочек в районе застежки. Курточки были импортные, красивые, невероятно модные. Дети очень радовались, так как были уверены, что курточки им после окончания парада подарят. Поэтому показывали все, местами выпавшие, свои молочные зубы руководству страны. Как вы уже, наверное, догадались, белую болоньевую продукцию у участников демонстрации отобрали и увезли. А спустя два с половиной десятка лет мою лучшую подругу детства, Лильку, тоже увезли. На Северное кладбище, когда ей исполнилось всего 32 года.
Сейчас генеральные тренировки беларуского парада планируется провести в Минске 5 и 7 мая. По словам Минздрава и подсчетам математиков, как раз после того, как все сбегали на Пасху в церковь, а потом на Радуницу к могилам предков яичко вкрутую съесть – то есть к началу мая – на Беларусь нахлынет цунами (то есть пик) COVID-2019. Вы действительно уверены, что нам нужен этот парад?
Кто-то может сказать, что это благодарность нашим дедам, зубами выгрызшими наше «сегодня». Безусловно, низкий поклон нашим ветеранам, которых становится всё меньше с каждым годом. Но мое мнение, что ветеранов можно поздравить официально, от имени руководства страны, и порадовать хорошими подарками и существенными денежными суммами. К примеру, в Беларуси живет 103-летний Василий Сергеевич Мичурин, ставший последним ныне живущим в мире Героем Советского Союза, получившим это звание за советско-финскую войну и до начала Великой Отечественной. Молодой пулеметчик, он смог практически в одиночку отразить атаку противника. Бегал от пулемета к пулемету и создавал видимость, что оборону держит целый взвод. Таким образом сумел отразить порядка шести атак. На памятные мероприятия этот ветеран не ходит – здоровье уже не то, хоть и привык давно жить с осколком внутри тела.
Я бы с радостью в прямом эфире посмотрела, как он пересматривает фотографии военных лет вместе со вторым Героем Советского Союза, живущим в Беларуси, Иваном Ильичем Кустовым – и нашим Министром обороны, генерал-майором Виктором Хрениным. Вот это персонализация и возможность адресно поблагодарить победителей. А то Беларусь почему-то годами взращивает на уровне национальной идеи культ безымянного партизана: безусловно героического, но без особых примет.
Ещё повоюем против вируса
«Для Беларуси военные парады – это дань героизму и стойкости нашего народа, самоотверженной борьбе против фашистских захватчиков, беспримерному трудовому подвигу тех, кто поднимал республику из руин. Это также традиция, символизирующая готовность белорусского народа отстаивать национальные интересы государства. <...> Принимаемые в Вооруженных Силах меры обеспечивают поддержание эпидемиологической обстановки в Вооруженных Силах на должном уровне, а также способности и готовности Вооруженных сил к выполнению любых задач, в том числе наращивания потенциала государства в борьбе с вирусными инфекциями», – это цитата из ответа министра обороны В.Г. Хренина на петицию с требованием отменить парад. Если кратко, парад – это наша гордость, вирус мы держим под контролем, а если что – еще и повоюем против него.
Похоже, параллели с чернобыльской катастрофой, Второй мировой и демонстрацией уникальности беларуского «чуда» в главнокомандующей голове никак не пересекаются. «Мы должны это сделать и на высочайшем уровне провести это мероприятие, чтобы и дети наши, и весь мир видел: мы помним», – заявил президент Беларуси. Только вот сейчас весь мир видит, что на карантин у нас денег нет («а жрать что мы будем?» (с. Александр Лукашенко)), а на парад – есть. И весь мир запомнит этот парад – но лишь из-за того, что это умышленное нарушение правил социального дистанцирования от ВОЗ (и даже беларуского Минздрава).
Почтить память предков можно и нужно. Только делать это надо бережным отношением к их потомкам, к здоровью живых беларусов. Пока мы наблюдаем только потрясающее пренебрежение всеми рекомендациями ВОЗ, средствами защиты и советами о самоизоляции. Вы видели толпы людей в церквях и костелах на Вербное воскресенье и Пасху? Думаете, на параде будет меньше пенсионеров, которые – просто напоминаю – в главной группе риска? Забота о людях сейчас такая, что потом придется заново рожать беларуский электорат. Почему-то мы хотим почтить память мёртвых, но делаем это, подвергая смертельной опасности живых. Или это и есть «национальные интересы государства»? Если да, то в этих интересах отсутствует человеческая жизнь.