«Белорусское общество оскотинилось. Тронь болото - сразу вонь на всю округу. Я не знаю, вернемся ли мы когда-нибудь в светлое прошлое, когда волк дружил с ягненком, или все потеряно?» Главный редактор KYKY Саша Романова отказывается жить в условиях информационной войны и сравнивает Сергея Михалка, распустившего группу «Ляпис Трубецкой» с монахом, который провел обряд самосожжения.
Пора признаться: я - фашист. Такой ярлык на меня смело может вешать белорусское патриархальное общество. Не менее емко звучит бульбобандеровец. Давайте, врубаем ненависть! Мы же все поделились на две неравные части, за какой-то месяц старые друзья стали врагами. И если одна часть больше, то вторая - упрямее. Для первой в Минске на парковках раздают российские флажки, под границей стоит путинская боевая техника, а Министерство культуры от греха подальше отменяет спектакли по Гоголю. Все хорошо, холодной войны нет. За глаза легко сделать вид, что ты вне политики.
Всего полгода назад мы вместе бибикали на Незалежке за отмену налога, который нам всем, белорусам, не нравился. А сейчас одним не нравится украинский национализм, а другим - русская подлость. И грызутся в каждой ленте в соцсетях. Белорусское общество оскотинилось. Тронь болото - сразу вонь на всю округу. Я не знаю, вернемся ли мы когда-нибудь в светлое прошлое, когда волк дружил с ягненком, или все потеряно? «Подлизываешь госдепу», «сосешь у России» - именно в таких терминах мы сегодня общаемся, это нормальная застольная беседа, в конце которой принято грустно и довольно фальшиво вздохнуть: «Дааа, войны не избежать».
Чем плоха империя? Она существует для того, чтобы маленький человек спрятался за пышностью идей и лозунгов и никогда не стал большим. Империя - это удобство для робких и неуверенных. Таких, разумеется, большинство.
Атмосфера скотства отвратительна тем, что ты перестаешь верить. Пытаешься вспомнить, что в людях было хорошего до танков, информационной бойни и Крыма - но не выходит каменный цветок. Быстро вернуть людям любовь и веру в себя умели только монахи. Способ у них был жестковат.
Ребята просто брили голову наголо, обливались бензином и сжигали себя перед началом войны. Это называлось - взять на себя боль большинства. Теперь поcмотрите, что сделал Михалок пару дней тому назад.
После его заявления про смерть группы «Ляпис Трубецкой» последние известия про Крым померкли на сутки и более, гнездо фашистоискателей поутихло, и белорусы хором стали обсуждать новую потерю. Да просто музыкальная надежда рухнула - какой Крым? В жопу Путина. Надежда на то, что белорус может быть суперстар и символом борьбы, двигающей болото к свету, - все это рухнуло одним махом. Почитав петицию, которую народ составляет «Ляписам», чтобы группа не распускалась, я подумала: потенциальная потеря Михалка для мира борьбы и музыки делает людей адекватными, пусть на миг, но они вспоминают о том, что они люди.
Например, бакинские армяне вместо «здравствуй» говорят «цавт танэм», что переводится: «я забираю твою боль». Если бы белорусы говорили друг другу при встрече такую мантру, абсолютное большинство населения перестало бы терзаться вопросом, кто у кого и когда сосет.