Журналист минского глянца Ольга Губская вспоминает историю со Светланой Алексиевич, негодует по поводу записанного в русскую историю Марка Шагала и предлагает нам всем определиться с бинарностью и выбрать один возможный вариант написания для нации -беларус.
Итак, наша Светлана Алексиевич выдвигалась на получение Нобелевской премии в области литературы. Пока букмекерские компании пророчили ей победу, бело(ла)русы в социальных сетях и реальных диалогах разбирались: кто же она, Светлана Алексиевич — белорусская писательница, российская или вообще национальный предатель, съехавший в Германию.
Существует мнение, что она одна из тех пригретых немцами бело(ла)русов, через которых последние компенсируют свой грех Второй мировой войны, искупают вину перед бело(ла)русами. Просто абсурд! А нельзя просто порадоваться за прекрасную талантливую женщину, которая вызывает в Европе уважительные ассоциации с бело(ла)русами? Видимо, не в нашем это характере! Нет, премию получить, конечно, хочется, но человека после этого облить грязью - обязательно надо. Может, новая традиция у нас такая, чтоб не сглазить, например.
И еще про Марка Шагала. Разговаривала я в прошлом году с одним культурологом об этой знаковой фигуре бело(ла)русской культуры. Поправлюсь, белорусским культурологом. И что вы думаете услышала! Не наш он, Марк, оказывается. Логика хоть от женщины исходила, но уж слишком прямая оказалась. Следите за мыслью: Шагал жил в Витебске, Витебск входил в состав Российской империи; по национальности Шагал еврей, а большую часть времени вообще работал за границей. Вывод неожиданный и простой — Марк Шагал русский художник. Кстати, на Олимпиаде в Сочи Шагал как раз и был заявлен под буквой «Ш» как русская национальная гордость. И никто не обратил на это внимания, ни одного поста на Фейсбуке, ни одной заметки в газете. Да где уж нам снисходить вниманием до полетов Шагала, если маленькое кольцо приземлилось на палец милой 165-сантиметровой гимнастки — о судьбе Алины Кабаевой писала вся моя лента. Ну, еще голуби многим не понравились… А о Шагале в контексте белорусской культуры никто не подумал. Братский передел в сфере искусства сейчас не в теме. Официально это точно никого не трогает.
Для общения у нас язык и «мова», да и «мова» делится на «тарашкевицу» и «норкомовку». Дуальность? Бинарность? Амбивалентность? Ло-ла-сть? Или банальное отсутствие смелости смотреть на мир с гордо поднятой головой? А может быть, у нас не хватает сил нести ту славу, которая по наследству все еще передается из поколения в поколение? Сила переживать страдания есть, а нести гордость — нет. «Душа дваілася», — пісаў некалі класік беларускай літаратуры М. Гарэцкі. Годы идут — ничего не меняется.
А может, стоит попробовать? Ну, для начала слегка навеселе, где-нибудь на берегу моря, любуясь солнечным закатом и потягивая коктейль, громко с гордостью сказать: «Я белАрус!». А там посмотрим.