12 января противники граффити «Человек без имени» на улице Воронянского в Минске праздновали маленькую победу. В ответ на их обращение администрация города рекомендовала «удалить либо изменить» рисунок, пугающий некоторых жильцов дома напротив.
Если закрасить «Ангела смерти», жалобщики с Воронянского будут жить вечно
Этот результат подтолкнул к действиям некоторых минчат, которым рисунок нравится. В распоряжении KYKY оказался текст обращения в поддержку резонансного мурала. «Явления и факты, вызывающие радость, удовлетворение, иные положительные эмоции, как правило, не влекут желания письменно уведомить кого-то о них. Это может свидетельствовать о том, что общественность, испытавшая положительные чувства по поводу появления граффити на серой стене жилого дома, имеет гораздо большую ширину, нежели общественность, увидевшая в безобидной картине олицетворение хтонического ужаса», — считает автор документа — житель белорусской столицы, который попросил нас не называть его имени. Он уведомил нас о том, что обращение отправлено в Мингорисполком.
«Мной высоко оценивается художественная ценность названного граффити как произведения современного искусства. Благодаря этой картине Минск приобрел дополнительную известность как город, в котором заботятся об интересах молодежи, ведут диалог с ней, дают возможность самореализации, возможность влиять на облик города. Нетривиальные граффити имеют хороший туристический потенциал, позволяя создавать дополнительные места притяжения.
Как представляется, человек на картине не имеет лица, чтобы каждый из нас мог разглядеть в нем себя. Свеча в руках показывает о том, что мы помним, благодаря кому мы существуем и благодаря кому мы состоялись.
Человек, внутри которого пустота или тьма, везде будет видеть пустоту или тьму. Он не готов созидать, но всегда с удовольствием будет критиковать результат чужого труда.
Удаление произведения сведет на нет все усилия, предпринимаемые и руководством города, и неравнодушными людьми, направленные на создание имиджа Минска как города для людей, города, в котором готовы выслушать мнение каждого и дать возможность реализовать себя, города, в котором что-то происходит. В самом деле, какой смысл творить, создавать что-то новое, если оно впоследствии может быть уничтожено из-за недовольства небольшой группы лиц, ведь даже согласование образа с художественно-экспертным советом не гарантирует отсутствия жалоб в последующем.
Изменение произведения продемонстрирует неуважение к авторским правам и может явиться основанием для отказа от работы в Минске других художников с мировыми именами», — сказано в обращении в поддержку граффити. Документ заканчивается просьбой пересмотреть рекомендации и сохранить граффити в неизменном виде. Это важно: обращения, которые не содержат просьб или конкретных предложений, оставляются без ответа.
Мы готовы согласиться с автором документа: дейстивтельно, желание обратиться в городскую администрацию гораздо чаще возникает у людей, которые чем-то не довольны. В результате у чиновников может сложиться неправильное впечатление о каком-то явлении, ведь голоса в его поддержку не будут услышаны.
Текст, приведенный выше, может служить основой для аналогичных обращений со стороны минчан, которые не хотели бы уничтожения «Человека без имени». Если бы такое обращение в Мингорисполком писал KYKY, мы бы добавили благодарность городским властям за то, что помогли в реализации смелого проекта мирового уровня Urban Myths, в рамках которого создано это и многие другие минские граффити.