На прошлой неделе был круглый стол, посвященный обсуждению проекта указа «О мерах по стимулированию развития кинематографии». На нем собралось более двадцати отечественных киноделов: чиновников, продюсеров, режиссеров.
Причиной для этого стал обнародованный Минкультом документ, который должен изменить правила производства кино в стране. Но у независимых авторов и чиновников от культуры понимание путей развития беларуского кино совершенно не совпадает. Основная претензия к проекту указа, которую высказали в обсуждении, — отсутствие стимулирования развития кинематографа, кроме грантов.
В документе нет критериев, по которым будут приниматься решения о выдаче, невыдаче, об отзыве регистрационного удостоверения фильма. Максим Жбанков, культуролог и киноаналитик сказал: «Неясно, кто будет принимать решение. Оно отдается принимающей стороне — Совету министров. Минкульт вычеркивает кино из сферы своих интересов, предлагая разбираться самим. Фактически разговор о креативной индустрии подменяется тупым раскладом субъектов хозяйствования: распределение госбюджета важнее конечного результата. На мой взгляд, этот документ должен быть радикально переработан».
Кинематографисты посоветовали законодателям точно определиться, что же они на самом деле собираются развивать: только Национальную студию «Беларусьфильм» или все же отечественное кино в целом.
Согласно проекту указа, финансовые потоки из госбюджета будут сходиться на «Беларусьфильме». На его базе придется работать всем частным студиям, если они получат государственный грант.
Драматургу и сценаристу Андрею Курейчику такой расклад показался опасным: «Он создает главной киностудии страны больше проблем, чем пользы. Учитывая отношение в этом указе к частному кинопроизводителю, мы все будем очень злы на нацкиностудию и неизбежно станем критичнее относиться к тому, как тратятся там деньги налогоплательщиков. Это не пойдет на пользу ни Министерству культуры, ни «Беларусьфильму». Потому что в творческом плане — это очень слабая организация, творчески уничтоженная, обезволенная, отставшая на
несколько десятилетий госструктура. Те миллионы, которые по этому указу выделяются, уйдут в песок, потратятся на ее обслуживание, а не на съемки кино, и виноваты опять будут конкретные чиновники и директор киностудии. Потому что условия созданы нечестные».
Драматург указал, что самая талантливая часть киносообщества уже покинула Национальную киностудию, ведь на «Беларусьфильме» меньше платят, множество ограничений и странные редакторские советы. Он предложил разделить документ на два раздела. Первый посвятить адресной помощи «Беларусьфильму» как стратегическому предприятию для Беларуси, второй — стимулированию развития кинематографа.
Позиция Минкульта такая: цель указа — изменить ситуацию, когда конкурс, по итогам которого принимается решение о выделении средств на кинопроизводство, проводится на основе регламента о госзакупках. К обновлению проекта указа Минкульт подтолкнули многочисленные проверки надзорных органов.
В итоге кинопроизводители решили, что в нынешнем виде законопроект неприемлем, и потребовали у Минкульта месячную отсрочку для подготовки поправок.
14 октября в закрытом формате прошло еще одно обсуждение, в котором участвовали представители Совета продюсеров (частные компании), руководство «Беларусьфильма» и Минкульта. Хотя чиновники и согласились рассмотреть возможность финансовой поддержки для фильмов любых беларуских кинематографистов в основной программе фестивалей класса А, и для стимулирования показов отечественного кино в кинотеатрах страны отказаться
от существующего разделения на государственные и независимые фильмы, стороны все равно не договорились.
Министр культуры Юрий Бондарь не увидел ничего плохого в замыкании кинопроизводства на базе Национальной киностудии: «Почему мы не имеем права поставить условие — производство продукции на базе «Беларусьфильма»? Вы тоже можете обратиться за господдержкой, но условие — фильм снимается на базе киностудии. Исходя из этого, вы делаете вывод, что указ направлен на
поддержку «Беларусьфильма». А кто, как не государство, должен его поддерживать?»
Директор «Беларусьфильма» тоже высказался: «Что из вашей продукции показывал второй канал российского телевидения? Здесь сидят люди, которые производят продукцию, которая показывается в России и Беларуси, процентов восемьдесят, если не девяносто (по часам показов). <…> Здесь люди занимаются профессиональным кино, а те, кто занимается любительским кино, ну это немного разный подход…» Этими словами Игорь Поршнев посоветовал не обращать внимания на мнение независимых кинопроизводителей.