«Успешность» – плохой аргумент в споре
Вы думали, эта статья будет посвящена тому, как сильно страдают бедные богатые люди? Как проклинают они свой статус, как рыдают из-за капиталов, как мечтают вернуться в счастливое советское детство? О нет, разрядки подспудной зависти здесь не произойдёт. Скажите-ка лучше, что вы думаете о следующем человеке.
Наш мистер Х родился в семье домработницы и таможенного чиновника, четверо его братьев и сестёр умерли от болезней в раннем возрасте. В детстве он страдал от давления отца, к школе испытывал отвращение. В 18 лет похоронил горячо любимую мать и остался круглым сиротой. Он дважды не смог поступить в выбранное учебное заведение, но вешать нос не стал: освоился в творческой профессии и стал неплохо зарабатывать. Любовь к родине и жажда лучшей доли для неё толкнули мистера Х в политику. Он много раз начинал с нуля: его «спокойный фанатизм» не поколебали ни военная травма, ни тюремное заключение, ни происки врагов. Всего за пять лет ему удалось увеличить представительство своей партии в парламенте с 2,3% до 43,9%. Удачное стечение обстоятельств, сила воли, невероятная харизма — за 15 лет он превращается из незначительного лица в главнейшего человека страны. Каким-то чудом он остался жив после нескольких десятков покушений. В начале правления сама природа благоприятствовала ему, так что солнечные дни даже стали называть «Х-овской погодой». Успешен ли этот человек? Безусловно. Достоин ли он подражания? Возможно. Меняет ли дело тот факт, что человек этот — Гитлер? Пожалуй.
А теперь представьте, что вы живёте в 1933 году в Германии. Гайки ещё не закручены, и можно лишь предполагать, что будет дальше. Вы видите, какие методы обеспечили приход Гитлера к власти, и пытаетесь объяснить соседу, что грядёт гроза, но он вас не слышит. Аргумент железобетонный и всегда один: он достиг успеха, а ты нет. Сперва добейся, а потом критикуй.
Думаете, что пример слишком фантасмагоричен, и таких спорщиков встретить сложно? Сплошь и рядом. Разговор по существу можно прекращать, когда оппонент вывешивает перед твоим носом красную карточку — аргумент о чьей-либо успешности. Особенно печально, когда довод «а он добился» возникает в споре об искусстве, где всегда присутствует искушение оправдать свой дурной вкус и нежелание развиваться строгими цифрами. В России первую часть «50 оттенков» посмотрело четыре миллиона человек, «Фауста» — сто тысяч (а там, между прочим, есть прекрасная эротическая сцена, одна из лучших в мировом кинематографе). Значит ли это, что Эрика Джеймс гениальнее Сокурова? Нет, это значит, что на одного думающего (или стремящегося думать) зрителя найдётся 40, жаждущих наполниться пустотой. Не стоит забывать и о тех, кто пришёл из-за маркетинговой шумихи и кого затащили на аркане непривередливые вторые половинки. В обществе победивших масс, где моду диктует большинство, размашистые цифры заставляют скорее насторожиться. Как антидемократично заявлял Эдгар По: «Мнение большинства – всегда ошибочно, ибо большинство людей – идиоты».
Общество успешных двоечников
Идея того, что любой человек может добиться чего угодно при должном старании –прекрасна. Хуже, когда американская мечта становится диктатом: ты не можешь преуспеть, а должен преуспеть, иначе жизнь твоя бессмысленна. Самое интересное начинается, когда мы берем американское зерно, пересаживаем в нашу почву, и вместо секвойи вырастает какой-то уродливый хилый папоротник, малоприспособленный к окружающей среде.
В США легче открыть стартап, уровень коррупции ниже, да и сама система выстраивается таким образом, чтобы подтолкнуть человека к раскрытию своих талантов в условиях жёсткой конкуренции. Понимание того, что всё в твоих руках, приходит рано: ещё со школы поощряется самодисциплина и осознанная постановка целей. «Я готовился к контрольной всё свободное время, а вы развлекались и ничего не выучили. Я получу высокую оценку, а вы — низкую. Это вопрос личного выбора». В наших школах эти слова станут пустым сотрясанием воздуха. Добрый человек выручит в беде (то есть даст списать), а тот, кто не даст, — эгоист. Этот тип коррозии разъедает сознание с малолетства. Честолюбивый отличник демотивируется, а у двоечника возникает уверенность, что всегда можно выехать за чужой счёт.
Многие наши университеты — и вовсе какое-то странное Зазеркалье. Здесь, в отличие от США, не выгоняют за списывание, однако этикет предписывает каждому участнику изображать образовательный процесс. Зачем штудировать учебники ради написания реферата, который преподаватель не будет читать, если можно скачать его в Интернете? Без шпаргалки студент сдаст экзамен на 7, со шпаргалкой — на 9. Педагог не возражает, так какой дурак откажется от хорошей оценки? Честность и осознанность становятся отягощающими, а не полезными факторами.
Амбициозный и неравнодушный индивидуум в постсоветском климате сталкивается даже с некоторыми подозрениями. «Вечно ты везде лезешь, вечно тебе больше всех надо. Не любят у нас таких». И наш человек, уже развращённый этими понятиями, выходит в мир, где, на первый взгляд, перед ним открыты все дороги. Но земля под асфальтовым полотном весьма ненадёжная. На его глазах на работу могут взять не самого талантливого, а того, кого порекомендовали. Он свой, родной и доверие внушает. Доходит до того, что кум, сват или брат владельца фирмы может получать в разы больше, чем его коллега на аналогичной должности. Ведь как не «порадеть родному человечку?». Нет, мы, конечно, рады за тех, кто родился в нужное время в нужном месте; а что делать приезжему без связей и с долгами за съёмное жильё? При этом мы смотрим американские фильмы и свято верим, что существует прямая взаимосвязь между способностями и успехом в обществе. И забываем закладывать в расчёты сопротивление среды.
Почему американский культ успеха не работает в Беларуси
Говоря о культе успеха, не стоит забывать, что американцы успели схлопотать немало неврозов на этой почве. В наше сытое время уровень тревожности вообще неуклонно повышается. Исследования, описанные в журнале American Psychologist, показывают, что число американцев, считающих себя на грани нервного срыва, возросло на 40% с 1957 по 1996 год. С 2002 по 2006 год количество жителей США, обращающихся за помощью из-за «тревожности», выросло с 13,4 до 16,2 миллионов.
В некоторым смысле индиец, живущий в кастовом обществе, куда счастливее. Велорикша знает, что никогда не станет богатеем и даже не имеет на это право. Он понимает первопричину — свою дурную карму, и не чувствует себя несправедливо обделённым судьбой. Если он будет хорошо себя вести, то надеется в следующей жизни стать водителем такси, так что оценивает свой успех лишь относительно себя, а не Билла Гейтса.
Кастовую систему в Индии не удалось расшатать ни джайнизму, ни буддизму, ни португальским миссионерам, ни британским колонизаторам, ни Махатме Ганди, ни компьютерной эре. Недавно страна побила мировой рекорд, запустив с помощью одной ракеты аж 104 спутника в космос, — но кастовая система стоит нерушима. Может, это и есть главный показатель её эффективности?
Человек — социально обусловленное животное. В средневековом городке львиную долю нашей жизни поглощало бы радение перед господом, в племени маори мы бы считали почётным съесть врага, чтобы наполниться его мощью. Американская мечта подталкивает нас направлять силы на приобретение славы и денег. Как следствие, большинство умных и честолюбивых оттекает из медицины и образования в бизнес и IT. И часто в них говорит даже не любовь к деньгам, а нежелание выглядеть неудачником в глазах одноклассников.
При этом мы отягощены советской наследственностью, говорящей о том, что лучше не высовываться. В довесок идут отголоски православной ментальности, где деловитый предприниматель — существо презираемое. «Кулаков» дружно ненавидит вся деревня, а «торгаши» в классической литературе всё явления бездуховные. И вот, с одной стороны, успех и деньги — вещи обязательные, а с другой стороны за них как будто и стыдно. Да здравствует социальная шизофрения!
Причём здесь был Гитлер?
Есть люди с мышлением простым, как канатная дорога. Здесь не существует ни развилок, ни поворотов, ни перекрёстков — есть движение вперёд и движение назад. Если человек добился денег, славы и любви, то в этом человеке должно быть что-то хорошее. Если нет — что-то с ним не так. В их сознание не проникает та мысль, что ради успеха в большой политике или бизнесе многие разгуливают по чужим головам. В поговорке «если ты такой умный, то почему такой бедный» они не видят подвоха. «Успешники»-насмешники никогда не поверят, что доктор наук счастлив тем, что преподаёт на кафедре, а в бизнес не пошёл из-за отсутствия интереса, а не от какого-то потаённого, скрытого дефекта.
Под внешней логичностью их аргументов скрывается магическое мышление: вера в то, что мир движется нашими мыслями. Плохо, когда такой взгляд на вещи становится оправданием равнодушия: все могут, и ты моги. Не смог — плохо старался, мало хотел.
Худшее, что может случиться с «магическим мыслителем» — достижение пресловутого успеха. В нём прорастает такая железобетонная уверенность в собственной правоте, что выбить её нельзя самыми гестаповскими методами.
Апофеозом становится ситуация, когда такой человек начинает мнить себя гуру жизнепрожития. Прелестно читать от выросшего в богатой семье блогера, что нет ничего невозможного, пора встать с дивана и двигаться к мечте. Главное — позитивное мышление! Это вид глупости, который граничит с безжалостностью.
Представим домохозяйку Машу, у которой погиб муж и которой ради детей приходится срочно искать высокооплачиваемую работу. Она мечтала бы зарабатывать деньги не продажами, а письменными переводами. Но для этого нужно не бояться выходить в неизведанное пространство: искать клиентов, ночами подтягивать уровень языка, справляться с неудачами. На новом поприще заработок будет поначалу низким, так что не помешает денежная подушка безопасности. И при этом надо успевать работать, решать бытовые проблемы, воспитывать детей… Теоретически всё возможно. Практически — гораздо сложнее. Чтобы преодолеть инерцию жизни, нужно быть фанатиком своего дела, обладать несгибаемой волей и непоколебимой уверенностью в себе. Качества эти свидетельствует не о самом приятном характере. А если наша Маша — добрый, ранимый, не самый пробивной человек?
Нельзя осуждать неудачников
Конечно, пассионарий на пути к своей цели протаранит любые горы. Нам часто указывают на Ломоносова, Джобса, Вуйчича. Но одно дело — люди исключительные, одержимые своей миссией. Большинство же хочет достойно существовать, не совершая для этого подвигов. Фельдшер «Скорой помощи», спасая жизни, в Беларуси зарабатывает около 200-400 долларов в месяц. Восемнадцатилетняя Марьяна Ро, снимая себя на камеру для Youtube, — около 25 000 долларов (по оценке РИАБ). В общепризнанном смысле Марьяно Ро успешнее, но делает ли это её более полезной для мироздания? Хватит ли у вас совести, когда фельдшер начнёт жаловаться на низкий уровень жизни, советовать ему бросить всё и заняться более прибыльным делом?
Вернёмся к нашим индийцам: «Лучше исполнять свою собственную дхарму, хотя бы и самую скромную, чем в совершенстве выполнять дхарму другого», — гласит Бхагават Гита. У каждого своя миссия: в раскрытии её и состоит счастье. На всю страну нужен один президент, пара певиц и десяток блогеров. Что поделать: только правильное найденное место в системе обеспечивает то самое, неуловимое, аутентичное счастье. Человек, бегающий за социальными ожиданиями и не желающий понять, чего он хочет на самом деле, обречен на психологические кризисы. Так что давайте познавать самих себя и никогда, вообще никогда не осуждать «неудачников».