Купи меня, если сможешь

Деньги • Николай Янкойть
Семь лет назад двое минских парней продавали шашки и рисованных девушек — а сегодня продали свой бизнес американскому IT-монстру за примерную сумму в $100 млн, по оценкам экспертов. KYKY изучил историю компании Apalon — белорусскую версию великой американской мечты.

Девушка в красном бикини произносит томным полушёпотом: «Я скучала по тебе». Ее можно вывести из равновесия, покачав телефон, можно подуть на экран и вызвать ветер в комнате. Но в девушке всегда остаётся загадка: раздеть её не позволяет App Store User Agreement. Мобильные приложения iGirl и его бесплатная версия iGirl Lite, рассчитанные на мужскую аудиторию, когда-то стали первым по-настоящему серьёзным прорывом Петра Скоромного, Матвея Тимошенко и их компании Apalon. В 2009 году эти приложения попали в топ-10 рейтинга App Store. Правила App Store по распространению взрослого контента всегда были очень жёсткими, но Apalon удалось пройтись по грани дозволенного, не нарушив запретов. Впрочем, начинался бизнес Apalon куда скромнее.

Уборщица Михайловна

Петр Скоромный и Матвей Тимошенко основали Apalon в 2007-м на базе маленькой интернет-компании MoveYourWeb. Петру в то время было 22, Матвею — 25. Офис в частном домике где-то на Богдановича, уборщица Михайловна, которая, по воспоминаниям HR-менеджера компании Ирины Вишневской, «строила всех сотрудников, начиная от директоров и заканчивая самым молодым „джуном“», игры в «Схватку» вместо пафосных корпоративов и шашлыки на природе вместо дорогих ресторанов — всё это сохранилось в «древней» истории Apalon лучше, чем их первые аутсорсинговые разработки для веба.

Чем компания отличалась от конкурентов уже тогда — так это тем, что отказывалась от роботоподобного выполнения техзаданий, принятого как должное большинством молодых компаний. Apalon активно общался с клиентом, выносил на обсуждение свои идеи — помогал клиентскому проекту «выстрелить».

Сначала Петр и Матвей финансировали компанию из прибыли от сервисной деятельности, но очень быстро им надоело воплощать в жизнь чужие идеи, и молодые предприниматели решили попробовать сделать что-то свое.

Будильник с большой кнопкой

В 2007-м в продаже как раз появился первый iPhone, а в 2008 Apple открыл магазин приложений Apple Web Store, впоследствии переименованный в App Store. Скоромный и Тимошенко сходу решили, что это то, что им нужно, и занялись мобильными разработками.

Первый громкий успех пришел сразу: игра Atomic Checkers, разработанная под iOS, в 2008 году стала хитом App Store. Как вспоминал потом в одном из интервью сотрудник Apalon Егор Куновский, «с мобильными приложениями всё стало настолько хорошо, что всему остальному пришлось уйти». Разработка под iOS становится основным направлением работы, но Apalon создаёт приложения и под Android, и под модификацию Android от компании Amazon — FireOS.

Atomic Checkers — не более чем стомиллионная по счёту виртуальная реализация игры в шашки. Радиационно-ядерные цвета, оформление «под Fallout» и удобные интерфейсы — больше в Atomic Checkers не было, пожалуй, ничего особенного. Однако практика показала, что удобства интерфейсов и эффектной внешности приложению вполне достаточно, чтобы стать бестселлером — и Apalon принял этот практический факт как заповедь. Вместо того, чтобы искать революционные направления, Петр Скоромный и Матвей Тимошенко стали создавать простые и удобные программы, способные упростить повседневные задачи каждому пользователю.

Weather Live — вроде бы обычный прогноз погоды, но он отображается эффектным гаджетом прямо на рабочем столе, высвечивает температуру на иконке запуска и рассказывает про погоду «по ощущениям». Pimp Your Screen всего лишь меняет обои и темы смартфона — но благодаря куче маленьких настроечек приложение превращало скучный стандартный экран в красивое и точно размеченное рабочее пространство.

My Alarm Clock

My Alarm Clock — просто-напросто банальнейший будильник, но мелодии в нём настраиваются легко, кнопка отключения так велика, что не попасть в неё пальцем сложно — и, наконец, здесь есть фонарик! Как гениальное — просто, так и простое — без малого гениально. В итоге на сегодняшний день приложения Apalon скачали более 200 млн пользователей.

Мини-бикини

Путь от шашек до прогнозов погоды Apalon прошёл через особый сегмент рынка — приложения, которые принято маркировать как 18+. «Виртуальная подружка» iGirl в 2009 году покорила вершины рейтингов App Store. Помимо этого, Apalon занимался продвижением программ под iPhone на Запад — в конце нулевых это было для Беларуси невиданным новшеством. Более того, компания уже тогда с радостью делилась своими опытом с коллегами: в 2010 году директор по маркетингу Apalon Пётр Скоромный выступает на одном из первых минских стартап-уикендов, с 2013-го компания участвует в конференции мобильных разработчиков Mobile Optimized, с 2014 — ведёт собственный блог на dev.by, в котором делится секретами своих успехов. Не всеми конечно. Приложения Apalon неоднократно тестировали и упоминали USA Today, The New York Times, National Geographic, Huffington Post и другие авторитетные издания.

В частности, The New York Times похвально отозвался о Pimp Your Screen («Иногда лучшие приложения — это самые простые»), а National Geographic превознёс будильник («Забудьте швейцарский армейский нож: установите WeatherLive»).

А Петр Скоромный и Матвей Тимошенко тем временем выпускают калькулятор для iPad (ведь в стандартной поставке iPad калькулятора почему-то нет!) — и в 2013 году Calculator Pro от Apalon попадает в топ-50 бесплатных приложений для iPad всех времён. Google в свою очередь присваивает Apalon звание «лучшего разработчика» магазина Google Play, продукты компании несколько лет подряд выигрывают конкурс Best App Ever, Apalon получает ряд премию About.com Readers' Choice и Tabby Awards. Пётр Скоромный в беседе c корреспондентом KYKY.org скромно замечает, что «компания, которая входит в топ-10 лучших паблишеров iOS-приложений, не может не привлечь к себе внимание». И она привлекла: следивший за успехами минчан американский интернет-гигант InterActiveCorp после годовых переговоров договорился со Скоромным и Тимошенко о покупке Apalon.

Американско-белорусская мечта

InterActiveCorp — компания с 20-летней историей, которой принадлежит более 50 брендов и веб-проектов, имеющих миллионы пользователей: Ask.fm, HomeAdvisor и Vimeo. Годовой оборот IAC — больше $3 млрд, а возглавляет компанию Барри Диллер, который занимает 261-ю строчку в рейтинге 400 богатейших бизнесменов США по версии Forbes. По оценкам, опубликованным журналом «Про-бизнес», сумма сделки между IAC и Apalon могла достигнуть $80–100 млн.

Сами представители Apalon сумму никак не комментируют. Интернет-предприниматель Юрий Гурский, считает сумму в $100 млн завышенной, однако отмечает, что «цифры, в любом случае, наверняка были очень приличные».

В самом деле, важны не столько цифры сделки, сколько перспективы, которые она открывает белорусскому IT-рынку. Apalon — первый белорусский интернет-проект, приобретенный компанией, акции которой торгуются на NASDAQ. Юрий Гурский отмечает: «Покупатель Apalon — публичная американская корпорация. У таких компаний самые жесткие требования к качеству приобретений и огромный скепсис к покупкам в „сомнительных“ странах, к которым, к сожалению, пока относится и Беларусь. Так что для рынка это большое событие: теперь другие публичные компании будут смотреть на стартапы из Беларуси спокойнее. Быть первым — самое сложное».

Наталья Кулинкович, переводчик и корпоративный преподаватель английского языка в Apalon, работает в компании практически с ее основания. «Какое-то время работа в Apalon не была для меня основной, но мне никогда не было жалко на неё времени, потому что здесь мне всегда было интересно, — рассказывает Наталья. — Чувствовалось, что людям реально нужно то, чем они занимаются, а это всегда мотивирует преподавателя». HR-отдел компании неоднократно отмечал, что не боится принимать на работу людей, не вписывающихся в общепринятые рамки, важно их желание работать и развиваться вместе с коллективом. Сейчас в Apalon работает около 100 человек, младшему из них всего 19. На церемонии Belarusian IT Awards-2013 компания получила премию Fair Deal — уровень зарплат в компании был признан наиболее адекватно соответствующим профессиональному уровню сотрудников.

Получить у Apalon комментарии по поводу сделки — задача не из простых. Сразу после перехода под крыло американцев Apalon стал особо тщательно следить за собственным имиджем и на корню рубить любые утечки информации в медиапространство. Для белорусских реалий это несколько необычно — но такой подход вызывает уважение. «Белорусское руководство собрало всех работников, поговорило с нами о том, что происходит, объяснило, насколько это важно, — рассказывает Наталья. — Потом с нами лично познакомилось американское руководство, и это было именно знакомство в рабочем порядке.

Для празднования времени не было: познакомились — и пошли работать, включаться в процесс».

Рабочие коммуникации с американцами пока несколько необычны для минчан. «Мне было интересно следить за реакцией сотрудников с лингвистической точки зрения, — рассказывает Наталья Кулинкович. — Во время знакомства американское руководство произносило речи на английском языке — а ведь это была не презентация с какой-то конференции, а беседа с прямым начальством! Сразу выстраивается другой уровень понимания». В то же время Наталья отмечает, что в первые дни совместной работы разница между белорусскими и американскими работниками не кажется слишком большой: «Если человек руководит крупной американской компанией, это не значит, что он одет в костюм с галстуком. Дресс-код американского руководства — это casual, как и дресс-код белорусского IT, и мы все восприняли это как должное».

Серьёзных внутренних изменений сделка пока не повлекла. По словам Петра Скоромного, руководство Apalon остается прежним, принципы работы меняться не будут, никаких кадровых изменений, связанных со сделкой, тоже не планируется. Судя по всему, доверие IAC к молодому белорусскому разработчику на высоком уровне. «В приветственной речи американского руководства прозвучала фраза „Мы теперь одна большая семья“, — вспоминает Наталья Кулинкович.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Уровень программистов выше в Беларуси. А в Индии они берут числом, как зерги в Старкрафте»

Деньги • редакция KYKY

Беларусь заняла второе место в мировом рейтинге экспорта IT-услуг на душу населения. Год назад в этом списке мы были на 11-м месте, а теперь вырвались в лидеры, уступая разве что Индии, о чем стало известно на Белорусско-британском форуме в Лондоне. KYKY нашел в Индии белорусского геймдизайнера, чтобы узнать, в чем разница в подходах к IT-бизнесу в двух программистских державах: Беларуси и Индии.