Как мы делаем самый большой в Минске LED-экран

Деньги • Роман Кондратенко
«Я своими глазами видел экран на Пикадилли, но там использовались светодиоды с расстоянием в 16 мм между пикселями. В нашем случае это 10 мм. Я был в Гонконге, где небоскребы полностью закрыты полотнами экранов — разрешающая способность этих экранов ниже: вы не можете просматривать их с близкого расстояния». На фасаде нового ТЦ GalleriaMinsk на проспекте Победителей появится самый большой экран с самым высоким разрешением в Восточной Европе. Роман Кондратенко, ведущий менеджер подразделения «Led Screen», компании ООО «ИнтСис», рассказывает о нюансах светодиодной революции в Минске.

Роман Кондратенко

Наверное, все знают, что летом 2015 года в Минске откроется торговый центр Galleria Minsk с 20-этажным отелем DoubleTreebyHilton. Левая часть фасада центра со стороны проспекта Победителей будет представлять собой огромный LED-экран 25,5 на 13,2 метра. Сейчас этот экран находится на стадии производства, за всеми этапами которого следят специалисты нашей компании, включая контроль производства материально-сырьевой базы. Производство разбито на несколько частей. Сначала изготавливают светодиоды.

 

Чем отличаются технологии светодиодов

Существует две технологии — это DIP и SМD. DIP — обычные овальные светодиоды на длинных ножках, которые каждый из нас видел в обычной бытовой технике в качестве индикатора включения прибора (это красные, зеленые, желтые «лампочки», которые сообщают нам о включенном или выключенном состоянии). А SМD-светодиоды плоские и квадратные, на коротеньких ножках. Принципиальным отличием технологий при производстве светодиодных экранов является то, что один DIP-светодиод имеет только один цвет. Таким образом, для создания полноцветного пикселя нам требуется монтировать на плату вплотную друг к другу три светодиода: красный, зеленый и синий. А SMD-светодиод может иметь три цвета (красный, зеленый и синий) в одном корпусе, то есть один полноцветный пиксель равен одному SMD-светодиоду. Основная масса светодиодных экранов, которые мы можем наблюдать в Беларуси, изготовлены с применением DIP-светодиодов. SMD — более дорогая технология, и благодаря ей мы добиваемся настоящей цветопередачи: белый у нас на экране будет белым, сиреневый — сиреневым, все оттенки будут реалистичными и живыми. Когда в мире начали делать первые фонтаны со светодиоидной подсветкой, пешеходы просто заворачивали посмотреть, что там так ярко горит, поскольку свечение светодиодов не настолько привычно человеческому глазу, как свет стандартных источников света (ламп накаливания и газоразрядных ламп). То же самое со светодиодным экраном — он даже при включении монохромной картинки, то есть как огромный квадратный фонарь, будет невольно манить своим светом.

Представьте, что это не просто фонарь, а гигантский телевизор в центре города, у которого качество картинки лучше, чем у 95% населения дома в их телевизорах. Поясню: есть Full HD (1920×1080) — всем известный стандарт. На Победителей же будет установлен экран, у которого разрешающая способность 2464×1313, то есть намного выше, чем Full HD.

Честно сказать, я еще не сталкивался с настолько высокой разрешающей способностью. Я своими глазами видел экран на Пикадилли, но там использовались светодиоды с расстоянием в 16 мм между пикселями. В нашем случае это 10 мм. Я был в Гонконге, где небоскребы полностью закрыты полотнами экранов, но разрешающая способность этих экранов ниже, поэтому вы не сможете просматривать их с близкого расстояния. В нашем же случае можно будет рассмотреть, условно, лицо человека крупным планом, и на нем будут видны даже поры — картинка действительно будет очень плотная. Вообще, экраны такого разрешения, как наш, используются в концертной индустрии и шоу-бизнесе. Когда знаменитости приезжают с гастролями, им ставят полотно гигантских размеров на сцену: вот там можно видеть точно такое же качество изображения. Но арендный бизнес все равно отличается: во-первых, если у компании, занимающейся инсталляциями экранов на концертные площадки, есть экран такого же размера 25 на 13 метров, то они, как правило, не собирают его воедино, а разделяют на части поменьше, потому что настолько большие объемы не востребованы. Во-вторых, экраны для аренды не могут эксплуатироваться на улице и работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Здесь же, в центре Минска, на постоянной основе будет висеть большой экран очень высокого разрешения — в этом изюминка. Реально, такого экрана в уличном исполнении, как по габаритам, так и по разрешающей способности ещё не видели: ни в Минске, ни где-либо в западной Европе. Экран с самым высоким разрешением, который до этого момента был в Минске, составляет порядка 768 пикселей по вертикали. Причем, посмотреть на него с улицы мы не можем, потому что он находится внутри спортивного объекта.

Какой видеоконтент будет транслироваться на экране

Реклама на экранах Нью-Йорка

Наш экран имеет разрешающую способность выше FullHD, соответственно стандартной картинки «лучшего качества», которая есть на сегодняшний день, не хватит для того, чтобы закрыть все его грани: если запустим обычную картинку, на нашем дисплее останутся чёрные пробелы (как широкий формат в кинотеатре). Поэтому мы будем использовать специализированное оборудование, способное «рисовать» ролики пиксель в пиксель в более высоком разрешении. В теории экран можно поделить, скажем, на четыре части и запускать на них стандартные ролики. На мой взгляд, в республике могло бы быть гораздо больше светодиодных экранов, однако люди чересчур консервативны и боятся всего нового. Качественная динамичная реклама на LED-экранах в Беларуси находится в зачаточном состоянии. Причем, в ближайших Польше, Литве и Латвии мы видим другие подходы к медийному контенту на светодиодных экранах. Там большое количество частных организаций демонстрируют продукцию иного уровня. У нас же в Беларуси мало кто делает качественную видеопродукцию, и можно по пальцам пересчитать тех, кто правильно эксплуатирует оборудование данного типа.

Статические изображения на экране являются абсолютной глупостью: если вы хотите заказать статичный контент, можно купить обычный билборд и наклеить туда бумагу — это гораздо дешевле, чем ролик. Имея возможность динамики, мы должны демонстрировать максимум движения, привлекающего внимание.

Ведь сейчас есть очень интересные подходы к контенту: например, в ночи стоит одинокий экран без подсветки, и потом из какой-то точки на нем начинает расти изображение. Если стоишь на перекрёстке, и вдруг из ниоткуда появляется огромный телевизор — ты волей-неволей будешь «кушать» эту рекламу. Но у нас никто не применяет подобных хитрых методов, а ведь они давно опробованы в той же Литве, Польше, Москве, где все переходят от обычного статичного контента к динамике. У нас же до сих пор любят приклеить к ролику статический логотип с такими же статическими надписями. А ведь есть возможность сделать что-то невообразимое, использовать движение, резкую смену цветов, сообщить новую информацию, используя примитивные яркие вспышки: фонтан, салют. Например, ты едешь — а на экране вспыхивает яркое пятно. Ты смотришь, что там моргает, и попадаешь на текстовую запись: «Магазин тут». Видишь информацию о скидках и думаешь: «О, класс, заеду». Имеет ли место при этом быть звук? Да. Сам торговый центр Galleria Minsk имеет озвучку, и в том, чтобы подключить имеющуюся акустику к экрану, нет сложности. Здесь будут, как и в европейских странах, делать озвучку на массовых мероприятиях (акции крупных компаний, народные мероприятия и так далее). В остальные дни для донесения до публики информации будет текст: бегущие строки снизу и сбоку. Почему? Когда мы проезжаем мимо LED-экрана в автомобиле или идем по тротуару, выключать звук в автомагнитоле или плеере, чтобы послушать, что заролик идет на экране, никто не будет. Но, проезжая мимо, каждый способен прочитать две строчки. Стоит отметить, что сам LED-экран расположен в глубине за проезжей частью, а потому его свет никак не мешает водителям.

Особенности производства LED-экрана

Данные экраны специально разрабатываются под наши погодные условия. В этом изюминка производства. Мы не продаем штатные решения, которые предлагаются на рынке, а разрабатываем их с учетом достаточно холодных зим и влажного жаркого лета. Понятно, что в стандартных решениях слишком большие теплоотдачи — температура, которую выдает экран, в принципе, немаленькая. Потому нами была проработана дополнительная система охлаждений, чтобы локализовать проблему с перегревом. Может быть, вам приходилось видеть «замерзающую» картинку на панели: экран в городе зимой начинает медленнее передавать сигналы, и в разных частях можно видеть изображения, которые плавно перетекают из участка в участок? В нашем случае экран будет работать при температуре воздуха от -40 до +50. Что касается обслуживания, то оно сугубо плановое, как замена масла в автомобиле. Через определённое время требуется чистить фильтры, в остальном — экран запускается и работает. Если происходит внештатная ситуация: кто-нибудь бросил огромный камень, разбив часть дисплея, демонтировать экран полностью не нужно. Сама конструкция экрана модульная, и предназначена для того, чтобы была возможность замены отдельных частей. И если размер самого экрана огромный — 25 на 13 метров, то часть, которую можно вынуть и заменить, может иметь максимальный размер 32 на 16 см.

В Минске была казусная ситуация с экраном, установленным на спортцентре Максима Мирного, когда по неустановленым причинам не активировался датчик освещённости в день запуска. 

 Экраны ведь имеют определённую систему управления яркостью: когда светит солнце — яркость поднимается, когда наступает ночь — падает практически до минимума. Жители домов напротив, в районе километра, говорили, что у них дома ночью было светло, как днём. На самом деле, яркость регулируется в автоматическом режиме. Все настроено таким образом, чтобы человеческому глазу было приятно смотреть на экран. Цвета передаются максимально реалистично, и картинка привлекает, а не отталкивает.

Сами светодиоды — энергосберегающий источник света, который был придуман, чтобы экономить электроэнергию и давать как можно больше света. LED-экран в сравнении с обычным бытовым ЖК потребляет значительно меньше энергии. Но когда мы представляем экран такого габарита, как наш, энергопотребление выходит немаленькое. Пиковое напряжение — 900 ватт на квадратный метр (то есть 290 кВт/ч). Правда, пиковое напряжение — это старт экрана, и такое большое потребление энергии происходит в течение 5–7 секунд, а дальше начинает работать датчик, убавляющий яркость. Реальное потребление энергии будет раза в четыре ниже, нежели пиковое. Насколько я понимаю, у такого большого торгового центра будут свои подстанции, и на городе это никак не отразится. Никто не останется без электричества.

Проект ТЦ GalleriaMinsk

Монтаж экрана на фасад здания — процесс творческий. Здесь всё зависит от погодных условий Минска и конструктивных особенностей здания. Совокупный вес всего экрана будет более 26 тонн, а потому монтаж представляется делом не одной и не двух недель. Но в целом концепция здания смотрит далеко в будущее. Я считаю, что центр Galleria Minsk занимается новым правильным направлением. Они готовы показать Минску, как нужно делать. Конкуренция всегда рождает качество и подталкивает остальных к движению.

 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Белорусский бизнесмен разбивает мифы о миллионерах

Деньги • Диана Вашкель

Александру Карташову 34 года. Женат, трое детей: 10 лет, 6 лет, 6 месяцев. Свою первую компанию «Ункомбел», занимающуюся кабеле-проводниковой продукцией, он организовал в 2004 году. Со временем Александр создал новые направления: производство и строительство деревянных домов, моторные масла, сельское хозяйство. Диана Вашкель попросила Александра Карташова опровергнуть или подтвердить несколько мифов о миллионерах, которые возникли в обществе.