Европейский Робин Гуд для местного бизнеса. Как ЕБРР тратит деньги на Беларусь

Деньги • Мария Русинович
Как появился Mark Formelle, чьими силами поднимали «Атлант-Телеком», кто объясняет госсектору, что такое приватизация и зачем она нужна? Всё это делают не местные бизнесмены, а Европейский банк реконструкции и развития. На деньги доноров ЕБРР ищет инвесторов для Беларуси и раздает кредиты. Кто и зачем этим занимается – читайте ниже.

Европейский банк реконструкции и развития создали в 1991 году сразу после окончания холодной войны и падения Берлинской стены. Он должен был стать инвестиционным механизмом, который помогает переходить к открытой рыночной экономике и демократии странам Восточной Европы (к коим относится и Беларусь). В нашей стране этот финансовый институт работает с 1994 года, и сумма инвестиций в Беларусь за всё это время достигла 1 млрд. 977 млн. евро. Нам стало интересно, чем сегодня занимается ЕБРР, как строит отношения с государством и как старается поднимать частный бизнес – поэтому мы побывали на подписании банком первой в истории Беларуси сделки по «мезонинному финансированию». На прошлой неделе ЕБРР и беларуский холдинг «Аптека Групп» подписали сделку – это что-то среднее между кредитом и вхождением в капитал предприятия. Такое кредитование обычно даёт право в будущем на участие в успехе проекта или приобретение акций. Сумма сделки для аптек немалая – пять миллионов евро. А руководит холдингом витебский бизнесмен Леонид Томчин, который входит в топ-200 влиятельных и успешных предпринимателей Беларуси по версии «Ежедневника» и известен как местный глава еврейской общины. К слову, вот такие слияния и поглощения – частая практика для аптечного холдинга. Но сегодня речь не о нем, а о банке, который инвестирует в Беларусь свои силы и деньги.

Кто-то должен раздавать советы частному бизнесу

Парадокс беларуской экономики в том, что сегодня частный сектор более производителен, чем государственный. По разным оценкам, сейчас частный бизнес производит до 50% всего беларуского ВВП, и это при том, что большинство рабочих рук сейчас занято как раз в госсекторе. «За последние 10 лет частный сектор довольно активно развивался, и сейчас самая крупная компания, самый большой работодатель – это частная компания «Евроторг», у которой 36 тысяч сотрудников. А ещё 10-15 лет о «Евроторге» никто и не знал. На самом деле, частный сектор в Беларуси развивается, просто тут нет политики «давайте будем специально его делать» – он просто сам органически растёт. IT-сектор очень видимый, но уже есть много других компаний», – позитивно начинает свою речь глава представительства ЕБРР в Беларуси Александр Пивоварский.

«В Беларуси малый и средний бизнес производит больше ВВП на душу населения, чем в соседних странах: больше, чем в России, в Украине, даже в Польше», – добавляет Антон Усов, старший советник по внешним связям (MCIPR Восточная Европа, Кавказ и Средняя Азия) ЕБРР.

Сейчас программа ЕБРР по поддержке малого и среднего бизнеса в Беларуси работает в рамках инициативы Евросоюза EU4Business. Фактически банк помогает беларуским бизнесменам в управлении и развитии их компаний как деньгами, так и советами. Уровень консалтинга ЕБРР – это реальные эксперты, среди которых есть даже бывшие управленцы крупными предприятиями международных компаний в Европе.

«Больше 20 человек, практически четверть нашего представительства сейчас занимается проектами по консультационной поддержке частных компаний в Беларуси. Этот проект финансируется Евросоюзом, в сентябре мы его продолжили на несколько лет. Там значительные деньги – больше шести миллионов евро», – объясняет Александр Пивоварский. – «Компании тоже участвуют, они тоже должны свои деньги вкладывать в развитие. Мы смотрим на компанию, видим её потенциал роста, влияние на экономику и потом смотрим, где у них проблемные моменты и совместно решаем: «Окей, у вас такое проблемное направление, давайте мы его совместно будем решать». Получается, мы создаем микроклимат для развития консалтинга внутри страны».

Как ЕБРР ищет инвесторов для Беларуси, поднимает Mark Formelle и зачем продает «Атлант-Телеком»

Один из любимых шоу-кейсов ЕБРР – проект по развитию бренда Mark Formelle, который банк ставит в пример и в соседних постсоветских странах. При донорской поддержке Евросоюза управляющим Mark Formelle помогли разработать стратегию по эффективному развитию: к окончанию реализации проекта с ЕБРР продажи увеличились на 30%, оборот вырос до 87%, а экспорт даже больше, чем удвоился. При этом директор компании Светлана Сипарова в 2015 году получила награду «Женщины в бизнесе» от самого ЕБРР.

Александр Пивоварский: «Для нас Mark Formelle – это пример, который мы показываем вообще везде. Мы начали, когда они ещё были не Mark Formelle. Через нашу программу по поддержке малого бизнеса они использовали международный опыт по развитию бренда. Для нас это прямо гордость: даже в других странах мы рассказываем о том, как работали с Mark Formelle – с чего они начали, на какой стадии мы начали с ними работать. Потом они стали нашим коммерческим клиентом. А сейчас они такие успешные, что мы им уже как бы не очень нужны» (улыбается).

HTML

В ноябре 2017 года «Атлант-Телеком», который принадлежал «Зубр-капиталу» и ЕБРР, продали «Велкому», то есть Telecom Austria Group. На вопрос, зачем было продавать компанию, Александр Пивоварский отвечает сходу: «Ну это наша цель! Мы не можем всё время оставаться совладельцами компании. Какое-то время мы их развиваем, но потом должны выходить из компании. Если есть спрос на рынке – в частном секторе – то мы всегда за (улыбается). Точно так же, как страна всегда готова как бы приватизировать. Это была успешная сделка, да». Сумму сделки, как водится, представители банка не разглашают.

Весной в Лондоне и Китае ЕБРР планирует провести мероприятия для потенциальных инвесторов, рассказывая о Беларуси за рубежом: «За рубежом, может, многие даже не знают, что здесь уже есть хороший частный сектор», – объясняет Александр Пивоварский. – «Мы сейчас делаем много таких мероприятий, рассказывая о Беларуси за рубежом – в Лондоне, в Варшаве. У нас будет Road-Show в Лондоне по трассе М-10, которое мы используем для того, чтобы продвигать инвестиции в Беларуси. И мы даже планируем мероприятие в Китае – для привлечения китайских инвесторов».

Попытка объяснить госпредприятиям, как не надо работать

Вообще, ЕБРР поднимает тут не только в частный бизнес. Ещё одно направление их работы в Беларуси – трансформация госсектора. В 2017 году банк подписал с беларуским правительством меморандум о взаимопонимании по улучшению системы управления госпредприятиями. Проще говоря, они пытаются совершенствовать работу управляющих компаний, находящихся сейчас в собственности государства (так называемых SOE – state owned enterprises).

«У нас есть это новое направление трансформации госсектора, которое не связано непосредственно с приватизацией – это просто улучшение качества управления госкомпанией. Сейчас мы начинаем работу с Белавтодором и будем поддерживать фонд Госкомимущества (Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь), чтобы улучшить вообще все процедуры управления», – говорит Александр Пивоварский.

Кроме того, вместе с Белинвестбанком они собираются помогать «Гомельхлебпрому» трансформироваться, чтобы стать более эффективными. «Для них (для Белинвеста) это будет важный опыт – научиться, как правильно работать с компаниями, которые являются их клиентами и которым, возможно, нужна помощь в трансформации. Они же должны быть в состоянии потом обслуживать кредиты клиентов. Для этого нужна довольно активная работа с консультантами, с компаниями, которые знают, как правильно делать трансформации, потому что банкам раньше не приходилось этим заниматься.

Это не связано с инвестициями – это именно техническая помощь: показать, как работать с клиентами, которые зашли в тупик по оплате, как им помочь, чтобы они себя реструктурировали, чтобы снова стали в состоянии обслуживать свои кредиты», – поясняет Александр Пивоварский.

В то же время, многовекторный ЕБРР способен и к поддержке приватизации в Беларуси. «Мы готовы поддержать приватизацию госсектора – в финансовом и в реальном секторе. Поэтому по всем стратегическим направлениям у нас сейчас идёт диалог и работа», – рассказал Александр Пивоварский.

Рискованные кредиты в беларуских рублях

Впервые с 1994 года ЕБРР начнёт финансировать проекты в Беларуси в местной валюте – это серьёзное отличие от всех предыдущих лет работы в нашей стране. С одной стороны, механизм уже апробирован в Украине и России и нужен для развития местного рынка капитала, с другой стороны, этот шаг – подстраховка от валютных рисков на случай шока в кризисный момент.

«У нас есть шесть стратегических направлений для банка в целом, и одно из них связано с развитием внутреннего рынка капитала именно в местных валютах. Логика такая, что после кризиса 2008-го года, оказалось, что финансирование в долларах, евро, швейцарских франках может быть очень рискованно в кризисный момент.
Очевидно, в Беларуси было несколько кризисных циклов. Здесь тоже уже пришли к выводу, что надо развивать внутренний рынок, – мы это видим и очень поддерживаем. Мы подписали с правительством меморандум о взаимопонимании по поддержке развития рынка внутренних капиталов, который довольно амбициозен со стороны правительства. У нас есть донорская поддержка, эти рычаги покрывают часть рисков по кредитам, чего мы не можем делать в долларах или евро», – говорит Александр Пивоварский.

В ЕБРР считают, чтобы такой механизм заработал полноценно, нужно, чтобы страна развивала рынки, а Нацбанк и Минфин должны принимать соответствующие решения. ЕБРР уже активно работает с беларускими внутренними банками, правительством и Нацбанком по привлечению беларуских рублей. Если у каких-то локальных банков есть неиспользованная местная валюта, то они готовы ее забрать, чтобы предоставить смелым компаниям, которые заинтересованы в финансировании в беларуских рублях и готовых инвестировать в национальной валюте в беларуские проекты. Вот такая помощь извне.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Будь нежным. Как правильно увольнять людей

Деньги • Василий Крохин

Рано или поздно любому руководителю приходится уволить сотрудника, который по разным причинам в компании больше не нужен. Как это сделать так, чтобы не испортить репутацию и извлечь из процесса максимум выгоды, KYKY рассказывает специалист по организационной психологии Сергей Хонский.