Бояться нужно терять не деньги, а рассудок. Бизнес в кризис: Ксения Фёдорова – и её бар и два салона красоты

Деньги • Ольга Родионова

KYKY продолжает серию материалов с предпринимателями «Бизнес в кризис». У сегодняшней нашей героини Ксении Федоровой два маникюрных салона «Сороки» и «Ноготки» и бар в красном дворике на революционной «Синяя коза». Мы поговорили с Ксенией как с человеком, который ведет одни из самых covid-неустойчивых бизнесов – но не теряет силу духа и верит, что переживать нужно в первую очередь вовсе не из-за денег.

KYKY: На сколько все сейчас плохо у твоего бизнеса? По шкале от 1 до 10.

Ксения Федорова: Пессимистичный вопрос, на самом деле. Почему должно быть плохо? Да ещё и шкалу высчитывать. Сложно — да. Но так всегда и во всем.

KYKY: Сколько клиентов/гостей в баре и салоне сейчас в неделю? Сколько было «до»?

К.Ф.: В моём бизнесе всё сложно, и очевидно, что в виду эпидемии спрос на наши услуги на сегодняшний момент довольно низкий. В салонах «Сороки» и «Ноготки» заполняемость 50% в сравнении с предыдущими годами. Если раньше не было «рук» свободных и всё на неделю расписано, то сейчас востребованность услуг на маникюр и педикюр вдвое меньше. Бар «Синяя Коза» – молодое предприятие, и в сравнении с прошлым годом спрос упал на 90%. Но мы работали и продолжаем работать, и это уже хорошо. Время и ситуация странная, пока работаем и делаем всё от нас зависящее, чтобы продержаться и «выжить» в прямом и переносном смысле.

KYKY: А твои девочки могут приехать и сделать маникюр или педикюр на дому?

К.Ф.: Я рассматривала такой вариант обслуживания в салоне «Сороки», но поняла, что не смогу обеспечить стандарты качества и безопасность услуги, если эта услуга выполнена вне салона. В салоне приняты меры безопасности. Регулярно обрабатываем все поверхности и включаем бактерицидную лампу.

KYKY: На чью помощь, кроме арендодателей, ты сейчас рассчитываешь? Банки, государство? Если не будет сторонней помощи, сколько ты сможешь удерживать на плаву свои бизнес до момента, когда придется закрыться, расплатиться с людьми и всё? Кстати, зарплату ты им на прежнем уровне платишь?

К.Ф.: Я как предприниматель особо и не рассчитываю на помощь извне, но в условиях пандемии рассчитываю на поддержку от государства в виде снижения тарифов, повышающих коэффициентов и арендных каникул. Для чего-то же Указ №143 был принят.

 

Закрываться и (или) планировать закрытие – не в моём характере. Цели такой нет. Зарплата работников осталась на прежнем уровне, но я была вынуждена сократить штат, который работал на аутсорсе. Функционал успешно поделили между собой действующие сотрудники. Благодаря этому появилась возможность уменьшить расходы и оставить зарплату на прежнем уровне. Со мной остались мощные и целеустремлённые работники. В моём случае команда есть основа хорошего бизнеса.

KYKY: Был ли кто-то из коллег, кто поддержал? Или наоборот кто-то руки потер радостно: «О, минус конкурент».

К.Ф.: Поддержали гости и клиенты. Моё мнение: если кто-то закрылся, то это касается каждого, как руководителя, так и наёмного работника. В данной ситуации мы все в одной лодке – и радоваться чужой беде, в принципе, странно и бесчеловечно. Такого от коллег не слышала. Рядом с собой таких людей не держу. Хотя, в интернете начиталась много злорадства.

KYKY: Ты думала уйти на каникулы? Или, если остановить салоны и бар сейчас, потом все это будет сложно заново открыть? У тебя есть «кубышка, которую можно открыть сейчас», о которой говорил президент, – или ты уже вкладываешь в бизнес свои деньги?

К.Ф.: Не только думала, но и отпускала на каникулы. Салон «Ноготки» и бар «Синяя Коза» в течение месяца были на самоизоляции. У некоторых работников были простудные заболевания. Было принято решение, что благоразумнее осознать ситуацию, переждать и принять решение на ближайшее время.

Естественно, есть «кубышка», которая предназначена для моей семьи. В бизнес я всегда вкладывала свои деньги и, как говорила выше, рассчитываю только на себя. А если бизнес перестаёт зарабатывать, то это не бизнес, это хобби.

KYKY: Готова ли ты купить своим сотрудникам тесты на коронавирус, просто для самоуспокоения?

К.Ф.: С тестами сейчас нет уверенности на 100% – возможно, просто кто-то на этом неплохо зарабатывает. При условии, что тесты покажут достоверную информацию, безусловно готова покупать их для своих сотрудников. 

 

KYKY: Не думала начать продавать условные яблоки или гречу – то есть более базовые товары? Это сейчас востребованнее.

К.Ф.: Мы пересматриваем меню в баре и всегда следим за потребностью на рынке независимо от ситуации на сегодняшний день. Сейчас необходимо быть подвижным и иметь чёткий план хотя бы на ближайший период.

KYKY: Некоторые бизнесмены считают, что эпидемия выкосит с рынка слабых игроков, у нас же есть теория про неестественный отбор – что кризис переживут далеко не самые лучшие компании. Чье мнение тебе ближе?

К.Ф.: У меня по этому поводу своё мнение. Кризис переживут более гибкие, наблюдающие, реагирующие и способные к аналитике бизнесмены. Давно известно, что на 10 открывающихся предприятий 9 закрываются, не выдержав конкуренции. В условиях пандемии всё гораздо жёстче. Надо быстро принимать решения, в том числе управленческие.

За пару месяцев недокарантина я стала злая и нервная. Появилось ощущение, что живу в психиатрической клинике. Часть граждан ежедневно сообщает, сколько, где и как умерло. Другая часть пытается убедить, что карантин – это не страшно, потому что какие-то мифические миллионы людей работают на удаленке. Типа 21 век, нам кроме интернета ничего не надо. А дома можно так прекрасно расти, развиваться и т. п. Граждане, кому вы будете нужны через пару месяцев карантина, с вашей удаленкой и развитием? Жизнь она вокруг, а не в интернете. Сидеть дома развиваться и медитировать — прекрасно, при наличии средств.

Я, конечно, вируса берегусь и меры предосторожности соблюдаю. Но вот обнищание страны и населения меня пугает сильнее. Я совершенно не хочу сидеть дома и «заниматься своим внутренним миром».

KYKY: Я уже видела несколько эмоциональных (даже истеричных) постов владельцев бизнеса – люди просто психологически не выдерживают. Какое у тебя сейчас эмоциональное состояние?

К.Ф.: Бизнесмены, как и все люди, испытывают эмоции. И то, что сейчас происходит в мире, – огромный стресс для всех. Это не только про бизнес – люди прежде всего заняты своим здоровьем. С моей точки зрения, любое действие лучше бездействия. Я понимаю, что экономика будет претерпевать серьёзный кризис, который коснётся каждого. Поэтому надо готовиться к последствиям.

На мой взгляд, сейчас главное – сохранить свое психическое здоровье. У моей бабушки была любимая фраза: все болезни от нервов. Изречение примитивное, но точное. Всем известно, что при стрессе нарушается гормональный фон, начинается спазм сосудов, обостряются хронические болезни и т. п. Любому нормальному человеку понятно, что мы оказались заложниками действий сильных мира сего. Конечно, все переживают и думают об этой ситуации. Это нормально. Ненормально гуглить каждые пять минут, сколько, в какой стране за эти пять минут умерло людей. Ненормально читать все подряд о вирусе и возводить его в ранг чумы. Слушать бесконечные сплетни о трупах и о статистике заболеваемости. Люди сначала изводят себя, а потом переключаются на окружающих. Я реально замечаю участившиеся психические отклонения. Страшно подумать, какой мы получим процент нервного и издерганного страхами населения. Давайте будем вот этого бояться. От вируса выздоравливают, а в психике происходят необратимые процессы. Поэтому, друзья, помыли руки – и держим себя в них!

 

KYKY: Что будет, если ты потеряешь бизнес? Чем будешь заниматься? Ты окажешься без заработка? Как думаешь, кому сейчас лучше: наемному сотруднику, которого могут сократить, или предпринимателю?

К.Ф.: Я не думаю о том, что потеряю. Иначе зачем это все? В случае необходимости будем перестраиваться. Я не думаю, что можно регулировать вопросы разделения сотрудник/предприниматель по принципу «кому легче, а кому тяжелее» – мы все в одной лодке. Наше мироздание создано так, что когда одному хорошо, то хорошо всем, и наоборот.

KYKY: У тебя в баре продукты премиум класса (хамон, нетривиальные вина)? Изменилась ли логистика, поставки с эпидемией?

К.Ф.: Продуктов пока хватает, имеем запасы. Цены поставщики пересмотрели, к моему сожалению, в сторону повышения. Сложностей с поставками нет, скорее есть сложности с реализацией. Цены я не поднимала – напротив, ввела разные акции и на ряд позиций цены снизила. Предпочитаю сохранить себя на рынке. Заработать в данной ситуации маловероятно, но хочется продержаться и выжить. В планах продолжить сотрудничество с беларускими фермерами и этим летом. Тем более, для них наступает хорошее время показать свои сильные стороны и лояльность.

KYKY: Вы работаете с доставкой или на вынос? Сейчас станет тепло, откроешь террасу?

К.Ф.: У меня бар, это не про еду, это про атмосферу и возможность пообщаться. Так что мы только предлагаем закуски на вынос и делаем на эти закуски скидку. А вообще бар «Синяя коза» находится в уникальном и легендарном красном дворике. Наш дворик, как и в прошлом году, украшен цветами. Всё сделано для того, чтобы отвлечься от городской суеты. Поэтому будем надеяться на летнюю террасу и хорошую летнюю погоду. Продумываем варианты досуга во дворике с соблюдением безопасной дистанции, рекомендованной Минздравом.

KYKY: Не было ли у тебя идеи «тайного кормителя»? Я знаю некоторых владельцев заведений, которые отвозят еду медикам, но не афишируют свою эту благотворительность.

 

К.Ф.: Идея прекрасная. Я восхищена людьми, которые смогли себе это позволить. Я переговорила со своей управляющей бара, и мы решили попробовать покормить врачей перекусами: кофе и сэндвичи. Большой объём не обеспечим – но все же... Бар, не тот формат, который может обеспечить сбалансированную еду для медиков. Но я лично финансово поучаствовала в их поддержке в рамках проекта #BYCOVID19.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Чтобы выжить, беларусы не изолируются, а ходят на работу. Бизнес в кризис: Анна Кулакова и бренд одежды

Деньги • Ирина Михно

«Кубышек, сейфов у нас не было и нет – все «свободные» деньги мы вкладывали в развитие. Если складывать выручку в коробку и оставаться на одном месте, всё очень быстро рухнет». KYKY продолжает серию материалов с предпринимателями «Бизнес в кризис». На этот раз мы поговорили с Анной Кулаковой, которая пытается удержать собственный бренд одежды Krasa на плаву, но получается уже с трудом.