Доклад Сергея Гуриева основан на опросах более 50 тысяч домохозяйств в 34-х странах. Первый раунд опросов состоялся еще в 2006 году, второй – в 2010-м. В 2016 году был проведен опрос в тех же местах, что и в 2010-м, – это позволило изучить, как изменилось отношение к реформам, к рынку и доверие к институтам власти. Выборка включает все постсоветские страны, кроме Туркменистана. Так что же сами беларусы думают о своем благосостоянии.
Во-первых. Нам кажется, что коррупции в Беларуси почти нет
Беларусь – это страна, где люди считают, что уровень коррупции низкий. В других странах люди более озабочены уровнем коррупции, согласно данным Индекса восприятия коррупции, за год Беларусь поднялась со 107-го на 79-е место. Это самое стремительное улучшение в регионе и, возможно, даже в мире. После последних событий с посадкой бизнесмена Александра Кныровича вывод более чем неожиданный. Наверное, просто проблема в постулате «моя хата с краю» – мы просто не думаем о коррупции и ее влиянии на жизнь.
Во-вторых. Большинство считает, что они беднее развитых стран
В Беларуси люди делятся на две группы. Одни считают, что их доходы росли быстро за период с 1989 по 2016 год, и поэтому разрыв с доходами граждан стран «Большой семерки» не такой большой. Так в Беларуси думает 44% населения. А вот для 56% доходы росли так медленно, что их отставание от жителей развитых стран почти не уменьшилось. И этот пример показывает, почему люди боятся реформ и бизнесменов, которые на них настаивают: все выгоды от реформ достаются меньшинству. Большинство голосует против реформ, и к власти приходят политики, которые эти реформы и сворачивают. Впрочем, о том же говорит и следующий пункт.
В-третьих. 95% населения не получили прибыли в первые годы реформ 90-х
Судя по опросам, выигрыш от реформ с 1991 по 1996 достался самым богатым людям (их около 5%). А нижние 95% видели только отрицательный результат. Самые богатые люди стран СНГ – это те, кто в первые годы переходной экономики первыми увидели возможности и сумели их реализовать. В эти же годы произошел основной рост неравенства между доходами самых богатых и самых бедных. Так считают беларусы. В первые годы реформ в Беларуси проиграли буквально все, что и объясняет результаты голосования (имеется в виду Президентские выборы в 1994 году), предположил Гуриев.
В-четвертых. Счастливыми себя чувствуют только 40% беларусов
За последние 6 лет, согласно отчету ЕБРР, уровень удовлетворенности жизнью в посткоммунистических странах существенно вырос. Как рассказал спикер, раньше в наших странах наблюдался аномально низкий уровень удовлетворенности жизнью. Это означало, что люди, которые жили в посткоммунистических странах, были менее счастливы, чем люди с таким же доходом, проживавшие в других странах. По уровню удовлетворенности жизни Беларусь находится на среднем уровне: этот показатель у населения нашей страны чуть выше 40%.
В-пятых. Чем образованнее была семья, тем легче беларус пережил реформы
По данным доклада, реформы были болезненны для тех людей, которые родились в менее образованных семьях. Причем люди, которые родились до реформ, менее счастливы, чем люди, которые родились после. Тут есть эффект распределения, объясняет Гуриев. Если мы будем спрашивать, кто был более счастлив во время реформ, то это будут в основном люди, которые родились в благополучных семьях, с хорошим образованием. А у кого, к примеру, хотя бы один родитель был со средним образованием, уровень жизни в семье был ниже. «Если в первые годы реформы приводят к ухудшению качества жизни населения, то, естественно, есть опасность того, что оппоненты реформ придут к власти и развернут их, – предупреждает главный экономист ЕБРР. – При разработке реформ мы должны думать о таком сценарии. Попытки убедить людей потерпеть, обещая, что потом у них все наладится, могут не сработать». Наверное, Сергей Гуриев не знает, что в Беларуси эти попытки работают на ура. «Прыцярпеўся неяк», – самый популярный анекдот про беларуса, который мы рассказываем уже больше 20 лет.
В-шестых. Около 80% беларусов хранят заначку в банке
Что касается доступа к финансовым услугам, то в Беларуси около 80% населения имеют счет в банке. И среди молодых людей и людей старшего возраста, мужчин или женщин нет никаких различий в доступе к финансовым услугам. Наверное, такой результат получился потому, что опрашивали средний класс. Ни тех, кто живет на улице, ни тех, кто отдыхает на Сейшелах, создатели опроса не трогали.
В конце выступления у Гуриева поинтересовались, какими были бы его первые распоряжения на посту премьер-министра Беларуси при условии, что банки деньги не дают.
«Рост экономики больше не может поддерживаться в этой экономической модели. Это связано и с проблемами в России. Поэтому надо искать новые идеи, – предположил Гуриев. – Эти идеи заключаются в повышении качества работы госкомпаний и приватизации. Без макроэкономической реструктуризации не будет никаких инвестиций, никакого экономического роста. Инфляция должна быть низкой и предсказуемой, иначе инвестиции будут оставаться на низком уровне». Спасибо, кэп.