Биологический артефакт
Беларусь – весьма странная арена для протестов. Наши соотечественники готовы простить милиции многое, если дело касается живых людей, но вот когда доходит до вырубки старых деревьев в парке Горького… Тогда закипают самые настоящие страсти.
Нет, вековые деревья – это вещь воистину занимательная. Не потому, что являются памятниками природы, а из-за своей атмосферы. Благодаря таким биологическим артефактам порой чувствуешь себя всадником без головы в Сонной Лощине.
Среди молодняка же – сплошная стерильность, которой и так слишком много на вылизанных улицах. Само слово парк подразумевает темное прохладное место, где можно отдохнуть от городского шума. Ну, или в отсутствие денег провести романтическое свидание. С другой стороны, те, у кого деньги есть (на строительство отелей, в частности), вряд ли задумываются о проблемах юных романтиков и просто минчан, неравнодушных к своему родному городу. Отсюда и протест.
Белорусский шторм
То, что деревьям преклонного возраста не жить, – чиновники постановили в начале января. Специалисты из администрации Первомайского района Минска признали несколько десятков деревьев в «ненадлежащем состоянии». Разумеется, что специалистов так никто и не увидел - отдуваться за свои решения городские власти отправили директора УП «Городские парки Минскзеленстроя» Владимира Васина.
Мартовская казнь
Протестное собрание состояло из двух частей: сначала беседа в здании администрации парка Горького, потом - осмотр деревьев. На ивах и тополях сотрудники «Зеленстроя» уже сделали пометки. Пока общественные активисты рисуют себе в воображении кровоточащие ивы, Владимир Васин сообщил, что пометки всего лишь для грядущего анализа всей ситуации учеными. А уж они решат, кому из них жить. Предполагаемая дата спила – 3 марта.
Люди из числа активистов в ответ приводили результаты независимых исследований Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук. Они же признали, что проблема действительно существует, но опасность представляют только три дерева. Для остальных – правильный уход и лечение. Во время затухающих прений кто-то обвинил во всем спешно строящийся к чемпионату мира по хоккею отель. Вроде как впопыхах забыли провести какие-то коммуникации, преградой которым оказались деревья.
Больше всего беспокоит судьба величественного тополя, обхватить который под силу только коалиции из нескольких людей. Сам для себя признаешься, что в обычной ситуации и не замечаешь этого зеленого гиганта. А после слов историка Антона Денисова о том, что по этим местам гулял сам Якуб Колас, и вовсе кружится голова. Только вот возникает резонный вопрос: будет ли кто-то заниматься омоложением этих зеленых достопримечательностей или же после очередных сотрясаний воздуха про них забудут, а потом и вовсе отправят на дрова? Если верить словам, то обе стороны этого не хотят.
Судьба гиганта
Прогулка по парку – занятие умиротворяющее. Среди этого окультуренного леса в самом сердце мегаполиса даже не замечаешь все уродство строящегося отеля «Кемпински». Кажется, время течет иначе, в такт водам меланхоличной Свислочи.
После кабинетных боданий активисты, экологи и чиновники стали будто бы единым целым и уже обсуждали варианты привлечения к делу промышленных альпинистов.
И в этот раз не для спила: сухие ветки, запутанные в кронах деревьев, действительно могут представлять опасность и запросто упасть на человека. Вообще, ветки в парке и на кронах валяются везде. Экологи, глядя на это, высказывают недовольство к руководству парка и грозятся взять все под свой контроль. Логика их проста – если надлежащие санитарные процедуры не проводятся, то где гарантия, что за старичками-тополями будет должный уход? Владимир Васин спешит успокоить разгневанных защитников городской природы и обещает, что все будет приведено в порядок.
И все же все конфликтующие стороны в итоге пришли к компромиссу: да, 3 марта деревья будут уничтожать, но под лезвие бензопилы попадет одна гнилая береза и две доживающие свой век липы.
Все разошлись, пообещав, что на этот раз будут работать сообща и произвола в этом историческом месте не допустят. Будет ли следующий раунд борьбы за зеленое наследие Минска – пока неизвестно.
Фото: Евгений Ерчак