Катерина Коврова – психолог, руководитель собственного Семейного центра, автор методических пособий и арт-альбомов для всей семьи. При этом уже много лет бизнесвумен помогает людям, которые столкнулись с проблемой алкоголизма. Катерина рассказала KYKY, в чем заключается ее работа, можно ли излечить алкоголизм в гипсовой мастерской, и как правильно вести себя, если в Вашей семье есть зависимый человек.
15 лет назад Катерина создала организацию «Здоровый выбор», чтобы помогать детям, которые растут в семьях алкоголиков. А для зависимых людей Катерина открыла первую в Беларуси социальную мастерскую «Нашы майстры». Идею, признается героиня, она подсмотрела в США и смогла реализовать в нашей стране год назад. О том, как работает мастерская и почему в Беларуси принято «покрывать» алкоголиков, Катерина расскажет сама:
Как рукоделие может спасти от алкоголизма
«У нас работают люди с алкогольной зависимостью, которые хотят жить трезво. Это мужчины и женщины абсолютно разных возрастов. Не надо думать, что алкоголики – это только мужчины. Болезнь может коснуться и красивого, и богатого, и успешного, и умного. Когда у человека в жизни случается какой-то надлом, потерян жизненный ориентир, отсутствует значимость собственной жизни, нехватка любви в детстве или наоборот, безграничная любовь и вседозволенность, тогда есть вероятность, что он начнет искать дополнительные удовольствия искусственным путем. У ребят, которые работают у нас, многолетний опыт злоупотребления, они уже дошли до своей точки невозврата, достигли своего дна.
Наши сотрудники делают стильные фигурки, сувениры, предметы интерьера. Для больного человека это огромный поток энергии. Я понимаю это как психолог. Представьте: раньше его все ругали, говорили, что ничего у него не получится, а тут он начал что-то создавать руками, его принимают и уважают в коллективе. Все это в комплексе помогает человеку выздоравливать.
Как только он чувствует, что он готов уйти в свободное плавание без страха сорваться, он уходит и на его место приходит новый человек. Например, Ярослав. Когда он пришёл, у нас не было свободных рабочих мест, но ему очень нужно было получить у нас работу. У него пять детей, совсем нет денег в семье, одежда и обувь на нем были всесезонные: это когда куртка с подкладкой зимняя, а отстегнул – весенняя. Ярослав очень старался, чтобы показать, что готов работать, и получил место. И оказалось, он мастерски делает копилки.
Есть даже те, кто работает целыми семьями – Николай и Маша. Их семья числится в социально-опасном положении, у них есть риск потерять опеку над детьми. Зарплата в мастерской сдельная, поэтому они прекрасно понимают, что только от них зависит, сколько они заработают: 350 рублей или 800».
Как люди попадают в мастерскую
«Часть людей к нам приходит из реабилитационного центра «Исток» – там они проходят курс восстановления в 21 день. Они уже знают, каково это быть трезвым, и понимают, за что они борются. Часть людей приходят по направлению комиссии по делам несовершеннолетних. Ведь когда стоит вопрос о лишении родительских прав, детей изымают из семьи и отдают в социальный приют, тогда родителям даётся шесть месяцев, чтобы они смогли доказать, что в состоянии воспитывать своих детей. Иначе после этого детей отправляют в замещающую семью или интернатное учреждение. Мы называем этот период горячим. Это значит, что человека уже «зажали в угол» и он осознал, что проблема есть. Если в этот момент человека подхватить и показать, что есть люди, у которых такая же проблема и они ее успешно решают, то у него найдутся силы, чтобы выкарабкаться.
Не думайте, что существует некий алгоритм возвращения к нормальной жизни. Универсального способа нет, у каждого он свой. В нашей мастерской уже есть сотрудники, которые выплатили долги государству, вернулись к нормальной жизни. И новеньким, которые приходят, они говорят: «Мы бы хотели за тебя это сделать, но ты должен пройти этот путь сам». Подниматься вверх всегда сложнее, чем падать вниз.
HTML
HTML
Сначала мы предлагаем ребятам походить в мастерскую волонтерами, чтобы присмотреться. И если мы видим, что у них есть желание по-настоящему измениться – мы идем на встречу. Наша задача, когда это желание появилось – максимально его развить, дать почувствовать человеку, что он может. Но у нас есть обязательное условие – человек должен посещать группу самопомощи.
Очередь из желающих сегодня гораздо больше наших возможностей. Каждый раз после выхода статьи или какого-то упоминания мы получаем шквал звонков от тех, кто хотел бы к нам попасть. Иногда люди переезжают из других городов (мастерские находятся в Смолевичах и в Минске), чтобы работать у нас».
Ты когда-нибудь видела алкоголика, который ездит на Porsche Cayenne?
«В Беларуси редко можно встретить человека, которого бы не коснулся алкоголизм. У кого-то это дедушка, у кого-то отец, муж, друг, сосед по лестничной клетке, сотрудник, агрессивный попутчик в общественном транспорте, нетрезвый водитель на дороге. Жизнь алкоголика – это качели: то хорошо, то плохо. И в обоих случаях он берет с собой бутылочку. Когда хорошо, это нужно отметить. А если горе, то как не погоревать? Многие думают, что алкоголики – бесхарактерные. Но если вы вывезете пьющего человека в незнакомую страну, где никто не говорит на его языке и ему будет очень хотеться выпить, поверьте, он найдет способ. Они очень даже с характером, просто всю эту силу они направляют на алкоголь.
Женский алкоголизм носит скрытый характер, зависимость возникает быстрее, при этом, женщине гораздо сложнее признать, что у нее есть проблемы из-за боязни осуждения. Женщине легче скрыть зависимость, но это только до одного определенного момента. В моей практике был случай, когда дама создала крупный бизнес и достигла значимых социальных высот, но признать свою зависимость так и не смогла. Сегодня её, к сожалению, нет в живых, и причиной ее смерти стал алкоголь. Она у меня спрашивала: «Ты когда-нибудь видела алкоголика, который ездит на Porsche Cayenne?» Но при этом ее машина была вся исцарапана, так как она частенько садилась за руль нетрезвой, шубка из морского котика висела сначала в дорогих ресторанах, а потом в гаражах на окраине города, а бриллианты менялись на бутылку чернил.
Иногда из самых благих побуждений своей помощью семья помогает алкоголику пить, решая его многочисленные проблемы и перенося ответственность за поступки алкоголика на себя. Близким людям необходимо научиться выстраивать границы с зависимым человеком. Мне нравится пример, который я услышала в Швеции. Представьте, что алкоголик – это огромный слон, который сидит в вашей гостиной. Вы его не звали, он пришел без спроса, развалился и жутко всем мешает, вызывает страх, ломает любимые вещи и мебель. В дом нельзя никого пригласить, все думаю только об одном – как бы проскочить мимо слона, чтобы его не потревожить и не задеть. При этом слон сидит в гостиной постоянно и со временем все привыкают к этому и начинают жить в режиме слона. Вся семья делает вид, что все в порядке, нужно смириться. Тут наступает время для семейной интервенции. Она заключается в том, чтобы в одном месте собрать важных для зависимого человека людей и открыто рассказать о своих чувствах, боли. Необходимо зажать алкоголика в так называемое «эмоциональное кольцо», и зажимать, до тех пор, пока человек не признает, что у него есть проблема, что ему нужно лечиться. Поодиночке это сделать очень сложно».
Как правильно вести себя, если в семье есть зависимый
«Жизнь людей, которые находятся в окружении пьющего человека, непредсказуема, находится в постоянном напряжении. Близкие люди – зачастую носители серьезных заболеваний, причиной которых является затяжной многолетний стресс. При этом их жизнь кружится вокруг тех, кто пьет, а собственная проходит стороной. Для таких тоже есть группы поддержки. Там родственники делятся опытом о том, как научиться жить с зависимым человеком. Пожалуй, единственное что я могу сказать, если вы хотите спасти близкого, сначала спасите себя. Узнайте о болезни, прочитайте литературу и не ждите, что алкоголизм «рассосется», действуйте. Алкоголика бесполезно ругать или в чем-то обвинять. Нужно сделать все для того, чтобы человек осознал, что у него есть проблема, даже если для этого нужно поменять замки, вызвать милицию и выгнать на улицу.
HTML
Научиться жить трезво можно. Но важно понимать, что для этого потребуется пожизненная работа над собой. Чудодейственной таблетки от алкоголизма нет! Выздоравливающий алкоголик – как ребенок: будет учиться радоваться, прощать, безопасными способами проявлять злость, страх, обиду, говорить «спасибо» и «пожалуйста». Внутреннюю пустоту, которая образовалась за время употребления, нужно будет обязательно чем-то заполнить: отношениями, спортом, творчеством, религией. Как сказал Володя из нашей мастерской (у него около 15 лет трезвости): «Я не променяю самый тяжелый день трезвой жизни на самый счастливый день жизни пьяной».