13 ноября в КЗ «Минск» прошел творческий вечер Ивана Охлобыстина, организатором которого стало концертное агентство «Шабли». В тот же день в соцсетях началось обсуждение: зачем российского актера, известного своими националистическими высказываниями, вообще пустили в Минск? Проблема коснулась и KYKY: старый лого, который не используется больше года, был по умолчанию размещен на афише. К событию редакция не имеет никакого отношения. Разбираемся в ситуации.
Конфликт затронул и белорусского писателя Адама Глобуса: частный разговор Адама с журналистом без его согласия опубликовало Радыё Свабода, читать здесь. «Не, я магу сказаць, што Ахлабысцін — маральны ўрод. Паліць геяў у душагубках — ці нармальная гэта пазіцыя? Калі ëн падпарадкоўваеца ўладзе, лізадуб звычайны, прагінаецца пад гэту ўладу!» — журналист Ольга Губская поговорила с Адамом Глобусом, а редакция KYKY взяла комментарий у Владимира Шаблинского, основателя бренда «Шабли».
Владимир Шаблинский: «Я не вижу ничего удивительного в том, что это событие проходит под нашим брендом. Да, мы его организаторы. Мы концертное агентство и занимаемся концертами. Для части белорусского общества, которая любит фестиваль „Шабли“, вдруг выяснилось, что мы не белые и не пушистые, и можем возить кого-то еще. Так это право у нас никто не отнимал! В те времена, когда еще не было агентства „Шабли“, а было агентство „Линия звука“, мы специализировались на ярких исполнителях. Был „Король и Шут“ и белорусскоязычный NRM, английские панки и в то же время какой-нибудь Меладзе. Скажем так, мне интересно в своей жизни заниматься разными событиями, ловить яркие личности».
Ольга Губская — журналист и представитель концертного агентства «Арт-шик» — солидарна с Шаблинским: «История с Охлобыстиным напомнила мне шум в отношении OZ.by по вопросу продажи книги Стрелкова. Есть такие понятия, как бизнес, спрос, предложение. Так вот „организация и проведение концертных мероприятий“ — это бизнес, диктуемый спросом, то есть желанием целевой аудитории видеть того или иного артиста. За Охлобыстина платят деньги, его любят, на него ходят. Вернее любят не его, а тех персонажей, которых он представляет с экрана телевизора. Важно понимать, что Охлобыстин — почитаемый артист у тех, кто еще смотрит телевизор, а это особая категория людей.
Да, Иван оказался плохим доктором — нельзя плевать в колодец, из которого планируешь напиться. И в Беларуси, и в Украине есть одинаковые болевые точки: национальный вопрос, нежелание „быть Россией“, на которые достаточно одного некорректного нажатия, и больной застонет. Однако здоровому сложно понять больного.
Но еще больше, чем Иван Охлобыстин, меня возмущает поведение „Радио Свободы“. Господа искусственно создают информационный повод: передернули слова Адама Глобуса и вперед! А может вместо того, чтобы устраивать собачий лай, занялись бы бизнесом, как Владимир Шаблинский? Или создали бы свой спектакль про Беларусь, „Дзяды“, например, как театр „Ч“, и тем самым внесли вклад в развитие белорусской культуры? Собаки лают, а караван идет. Театральный бизнес — это услуга населению. И мы, организаторы, не имеем право делить жителей страны на своих и чужих».
Свою точку зрения о происходящем высказал писатель Адам Глобус
Адам Глобус: «Я хацеў бы выказаць сваë незадавальненне „Радыë Свабода“, таму што ўсë, што я ім гаварыў, насіла канфедэнцыйны характар і з папярэджаннем, што я не хачу выказвацца ні пра гэту асобу, ні пра гэту сітуацыю. Я не хачу, каб маë прозвішча манціравалася з Ахлабысціным. Яны парушылі ўсе мае правы і спакойна гэта выпусцілі ў эфір. Тым больш, што гаварыў я спецыяльна з мацюкамі, каб яны не маглі паставіць гэта ў якасці радыëматэрыяла, вось і зрабілі нашу размову ў пераказе».
Ольга Губская: Ці мае сэнс тады нам з вамі працягваць гаворку?
Адам Глобус: Калі гэта ўжо выйшла — дык не адкруцішся цяпер. У суд я на іх падаваць не буду — не мае сэнсу.
О. Г.: Вы лічыце, што сапраўды не трэба прывозіць у Беларусь артыстаў, якія выказываюцца негатыўна ў дачыненні да самастойнасці Беларусі ці некарэктна націскаюць на нашыя «балючыя мясціны»?
Адам Глобус: Не ў тым-та справа. Тут акцэнты былі зусім іншыя. Я казаў, што не трэба змагацца з клоўнамі, не трэба ляльку выстаўляць як асноўную асобу. Справа ж не ў Ахлабысціне. Нашто забараняць клоўнам прыязджаць — хай прыязджаюць. Хай той, хто яго не любіць, пойдзе і выкажа яму ў твар сваë меркаванне. Я за тое, каб і на Украіне адмянілі закон, што нейкі артыст неўязны. Хай усе прыязджаюць артысты. Трэба забараніць прыходзіць на канцэрты людзям з аўтаматам — але гэта зусім іншае. Вот які быў меседж. Клоўны выказваюць свае меркаванні і меркаванні сваіх гаспадароў у нейкіх гратэскных варыянтах — на тое яны і клоўны. А страляць у артыста — гэта апошняя справа, і ў гэтым быў меседж, які я пасылаў журналістцы «Свабоды». Але яна не зразумела, вырашыла, што разумнейшая за мяне, і матэрыял будзе эфектны. Ну так, матэрыял эфектны, яго перапошчваюць, каментуюць. А ў якім стане я? Як заўсëды ў стане ахвяры. Як і зараз.
О. Г.: Зараз вы не ў стане ахвяры. Я таксама здзівілася, прачытаўшы нататку…
Адам Глобус: Не, я магу сказаць, што Ахлабысцін — маральны ўрод. Паліць геяў у душагубках — ці нармальная гэта пазіцыя? Калі ëн падпарадкоўваеца ўладзе, лізадуб звычайны, прагінаецца пад гэту ўладу! Калі ідуць баявыя дзеянні, трэба глядзець на сапраўдныя мішэні, сапраўдныя ахвяры, а не на клоўнаў. Клоўн — ілжывая мішэнь. Хай такіх прывозяць, нічога страшнага.
О. Г.: Прывозяць, бо гэта бізнес. Ахлабысцін вельмі добра прадаецца.
Адам Глобус: Ён не вельмі добра прадаецца. Ці збярэ ëн Мінск-Арэну? Не. Значыць, ëн прадаецца не добра, не Дэпеш Мод. І трэба гэта нагадваць такой скаціне дробнай, што яна дробная скаціна з «каза Мінск». Толькі там, за Свіслаччу казлы і пасуцца. Ёсць такі ў нас казлятнік, вось хай народ пра гэта і ведае. І ягоны памер — памер козліка, ну нехта і казла любіць, што ж тут зробіш.
Буквально минуту назад Владимир Шаблинский опубликовал в facebook следующий комментарий по поводу концерта:
Вчера в КЗ «Минск» состоялся творческий вечер российского актера И.Охлобыстина. Организатор выступления — агентство «Шабли».
Данное мероприятие вызвало резонанс в СМИ Беларуси и социальных сетях, поэтому как учредитель агентства, считаю нужным высказаться.
По делу. Контракт на организацию этого и предыдущих выступлений Охлобыстина был подписан в те годы, когда не было ни войны между Украиной и Россией, ни гражданин Охлобыстнин И.И. не был замечен в написании резких текстов в собственных аккаунтах. Разрывать контракт на основании того, что исполнитель написал что-то, возможно, неумное у себя в твиттере — не основание.
Теперь лирика. Я не являюсь поклонником творчества актера И.Охлобыстина. Мне не нравятся его личные высказывания, многие из которых, будь И. И. Охлобыстин гражданином Республики Беларусь, вполне могли бы рассматриваться с точки зрения действующего законодательства нашей страны как «разжигание розни».
Я имею свою, отдельную позицию. Её и высказываю. При этом уважаю право любого другого иметь прямо полярное мнение и тоже его высказывать. Мне оно может не нравиться, я могу считать его маргинальным, но это право гражданина. Право личности.
И если, в своей жизни, я исхожу из принципов демократии, я обязан это право уважать. Мое право — не нравящееся мне творчество любого исполнителя/автора/актера/артиста/писателя игнорировать.
Организацию выступления актера Охлобыстина в независимых СМИ Беларуси назвали провокацией. В течение этого года это не первое обвинение в наш адрес. Рад этому. Фестиваль «Вольнае Паветра», концерты «Ляписа Трубецкого» и «Vilnia. Vola. Volski.' получили такую же оценку. Только со стороны нашего государства.
И «Линия звука» в прошлом, и агентство «Шабли» в настоящем — мы стараемся все годы организовывать в нашей дремотной, несуетливой Беларуси яркие концерты-события. Полярные. «Коррозия Металла». В.Спиваков и виртуозы. «The Exploited». В.Меладзе. «Король и Шут». «N.R.M.' и т. д. Рад тому, что наша деятельность приводит к обсуждению. Моральности личности артистов, моральности деятельности организаторов.
К обсуждению. Давайте будем больше общаться. В спорах рождается истина.