«Числились в МВД, но никогда там не работали». Баскетболистка Снытина — о том, как заставляют молчать спортсменов Беларуси

Герои • Мария Мелёхина

Сколько зарабатывают и почему молчат беларуские спортсмены? Как вышло, что Турция относится к беларусам лучше, чем родная страна? В каком случае продавать медали – не позор, а благотворительность? KYKY поговорил со знаменитой беларуской баскетболисткой Екатериной Снытиной.

Об уходе из сборной: «Поняла, что не хочу быть в этой системе»

KYKY: Екатерина, как вы?

Екатерина Снытина (Е.С.): Нормально… В июне у меня были планы приехать в Минск – хотела побыть с друзьями и отдохнуть после сезона. Но история с TUT.BY, задержание Романа Протасевича... Возвращаться в Минск становится все страшнее и страшнее. И я уже ни в чем не уверена.

KYKY: Вы ушли из национальной сборной, начали активно высказываться о политической повестке и продали с аукциона свою медаль, чтобы поддержать репрессированных спортсменов. Помните момент, когда вы сказали себе: все, с меня хватит.

Е.С.: Это было в феврале 2021-го. Знаете, перед каждым соревнованием играют гимны стран, за которые сейчас будут выступать команды, и в этот момент все спортсмены разворачиваются в сторону флагов. На квалификационных играх в Риге я тоже слушала гимн Беларуси, смотрела на красно-зеленый флаг и чувствовала такое отторжение… Всю сознательную жизнь флаг ассоциировался у меня со страной, с родными, но 2020-й все перечеркнул. Сейчас этот флаг ассоциируется только с кровью и террором в отношении собственного народа. И тогда, на тех соревнованиях, мне стало так больно и обидно. Я поняла, что больше не хочу испытывать стыд, а хочу испытывать гордость за свою страну. И флагом моей страны является БЧБ.

 Екатерина Снытина (слева)

KYKY: Вы ушли из национальной сборной Беларуси в марте 2021-го – накануне чемпионата Европы. Для любого спортсмена соревнования такого уровня значимы. Вы колебались, принимая решение об уходе?

Е.С.: Еще в феврале на тех играх квалификации я понимала, что уйду из сборной. Я знала, что министерство ждет, когда я подпишу новый контракт (он обязывает спортсменов согласовывать все публичные выступления с руководством – Прим. KYKY). Документ уже был у меня на руках, я его видела, но понимала, что не смогу его подписать. Поэтому решение об уходе не было импульсивным. Просто многое накопилось, и я поняла, что не хочу быть в этой системе, не могу больше представлять Беларусь на международной арене и быть рупором пропаганды. Поэтому нет, колебаний при принятии решения у меня не было.

KYKY: Вас вдохновил на уход поступок Елены Левченко? Вы общаетесь?

Е.С.: Да, мы общаемся. И меня вдохновила не только Лена, но и сотни тысяч других беларусов, в том числе спортсмены, которые подписали письмо SOS.BY (Свободное объединение спортсменов). Когда ты видишь, что твой народ – сотни тысяч людей – противостоит системе, несмотря ни на что, это вдохновляет. Мне хочется быть частью этой огромной команды. И этого народа, который не сдается.

KYKY: Уходом из сборной вы завершили профессиональную карьеру, либо есть планы выступать за другие клубы? Чем планируете заниматься?

Е.С.: Баскетбольную карьеру я не завершила. Прошлый сезон я играла в Турции, и в этом же клубе я переподписала контракт еще на год. Чем я планирую заниматься после – трудно ответить, особенно соизмеряя с событиями этого года. Я бы хотела чем-то помочь беларускому баскетболу и в целом беларускому спорту, если представится такая возможность.

KYKY: Вы переподписали контракт с турецкой лигой – не возникло разногласий? Турецкая сторона отнеслась с пониманием к вашему уходу из сборной Беларуси из-за гражданской позиции?

Е.С.: За всю карьеру я ни разу не слышала о подобных инцидентах со спортсменами, чтобы посмотреть, как на это будут реагировать клубы. Не знаю, как бы отреагировали другие, но в Турции поддержка была колоссальной. Как игроки, так и тренерский состав постоянно спрашивали о событиях в Беларуси, волновались вместе со мной за Лену Левченко, когда я продавала свою медаль чемпионата Европы (2007). Я – собранный человек, но когда выпустили Лену…. Вместе с радостью я почувствовала опустошение, у меня совсем не было сил. И мне тогда пошли навстречу: дали два выходных – понимали мое психологическое состояние. Это так странно, что в чужой стране тебя поддерживают и ценят больше, чем в своей. И несмотря на то, что новый сезон начнется лишь в августе, мне уже дали квартиру и предложили не возвращаться в Минск.

KYKY: Квартиру подарили или предоставляют на время тренировок?

Е.С.: По контракту нам предоставляют арендную квартиру на время игр сезона, который начнется только в августе. Но мне предложили провести лето в Турции и не возвращаться в Минск.

«Не лезь в политику — бросай свой мяч в кольцо»

KYKY: В одном из своих интервью вы сказали, что даже если сменится власть, вы все равно не хотите больше выступать за сборную Беларуси, потому что вам неприятно находиться с людьми, которые сегодня бездействуют и молчат. Но вы же работали с этими людьми долгое время – они никак себя не проявляли до 2020-го?

Е.С.: До 2020-го я не интересовалась политикой и в команде мы не обсуждали политические вопросы. Поэтому я не знала, каких взглядов придерживаются эти люди. Но я не отказываюсь от своих слов: я не хочу возвращаться в этот коллектив – не представляю, как можно молчать в ситуации, когда людей избивают и происходит трагедия. 

 

KYKY: А в спортивном сообществе много токсичности? Ведь среди спортсменов сумасшедшая конкуренция – происходят ли подковерные игры?

Е.С.: Подковерных игр нет, по крайней мере, в нашем виде спорта. Все просто: будешь плохо играть – тебя уберут с площадки. Поэтому, в первую очередь, нужно быть сильным игроком и приносить очки команде. В женском баскетболе нет какого-то закулисья.

KYKY: Как думаете, в сборную Беларуси сейчас берут за талант, либо за лояльность к так называемой власти?

Е.С.: В сборной я знаю всех людей и видела их игру. И никто их них не высказывался в поддержку действующей власти, чтобы попасть в команду. Это все «старые» игроки. А кто будет претендовать на мое место – увидим. К чему вы все это ведете?

KYKY: Я просто хочу понять: что теряют эти люди? Неужели у спортсменов в Беларуси какие-то баснословные гонорары, яхты, дома?

Е.С.: Нет, ежемесячная зарплата спортсменов в сборной по контракту составляет порядка 450 долларов в месяц. Плюс бонусы за победу в официальных соревнованиях – их выплачивают 1-2 раза в год. Других выплат за нахождение в команде или чего-то подобного нет. Я не знаю, почему люди молчат и что происходит у них в головах. Возможно, не хотят лишиться зарплаты, либо им страшно что-то предпринимать. Мне трудно об этом судить – я никогда не разговаривала с ними на эту тему.  

KYKY: Есть ли в женской сборной по баскетболу Беларуси приглашенные игроки?

Е.С.: Да, этой практике не один год. Сейчас, например, за национальную сборную играет американка Алекс Бентли, но у нее есть беларуский паспорт. Можно сказать, она уже легализованная беларуска. До этого, наверное, года четыре за нашу сборную играла американка Линдси Хардинг.

KYKY: Отличаются ли гонорары у беларуских и приглашенных спортсменов?

Е.С.: Я даже не знаю, платят ли приглашенным спортсменам.

KYKY: Это как такое может быть?

Е.С.: Беларуские спортсмены получают зарплату каждый месяц – это предусмотрено контрактом. Но я ничего не знаю о том, сколько зарабатывают приглашенные игроки и никогда не видела их контрактов.

KYKY: Вы продали с аукциона свою бронзовую медаль за 10 тысяч долларов, завоеванную на чемпионате Европы 2007 года. Вырученные средства пошли на поддержку репрессированных спортсменов. Кто купил медаль?

Е.С.: Ее купил житель Германии, у которого много друзей в Беларуси. Когда-то этот человек закончил университет в Минске, даже помогал строить оздоровительные лагеря для детей из Чернобыля, а потом обратно уехал на родину. В 1993-м его пригласили в качестве переводчика на чемпионат Европы по мужскому баскетболу в Германии. И с того момента он полюбил баскетбол, а в 2021-м просто все сошлось: и баскетбол, и желание помочь беларусам. И когда в немецкой прессе он прочитал мое интервью и узнал о предстоящем аукционе, решил принять в нем участие. Купив медаль, он внес свою лепту в поддержку беларуских спортсменов.

KYKY: Подверглись ли вы буллингу в соцсетях за свои решения, в том числе о продаже медали и уходе из сборной?

Е.С.: Мне писали, чтобы я не лезла в политику и «дальше бросала свой мяч в кольцо». Но таких сообщений было даже не 3%, а 1%. Все остальные – слова поддержки и благодарности. На негатив я давно не обращаю внимания и точно знаю, что добро всегда побеждает зло.

KYKY: Что бы вы хотели сказать спортсменам, возможно коллегам, которые не согласны с происходящим в стране, но предпочитают отмалчиваться, чтобы сохранить карьеру?

Е.С.: Ну, пусть молчат дальше…. Уверена, они прекрасно все понимают, просто сделали свой выбор. До 2020-го я тоже не интересовалась политикой, считала, что мой голос ни на что не влияет, ничего не решает. И только в 2020-м, когда увидела сотни тысяч красивых людей на улицах с горящими глазами, поняла, что это совсем не так. Мой голос – решает.

А еще поняла, что все эти годы своим молчанием я поддерживала режим, поэтому больше – никогда.

KYKY: Сегодня вы преподаете в рамках онлайн-проекта «Академия чемпионов». Помимо тренировок подрастающих спортсменов, вкладываете ли вы в их головы некие ценности, чтобы они уж точно не стали молчать, когда видят несправедливость?

Е.С.: «Академия чемпионов» – это проект только про спорт, хотя мы рассказываем и о спортивной психологии. Но, возможно, что-то изменится – вы заставили меня задуматься. Изначально проект был придуман, чтобы делиться опытом и знаниями с подрастающим поколением. Мы сами снимаем ролики с тренировками и выкладываем на YouTube. Это не требует больших денег, скорее, нашего времени и участия. Пока это разрозненные тренировки по разным видам спорта, хотя есть далеко идущие планы по выходу в оффлайн, чтобы проводить реальные тренировки. Но пока это только планы.  

KYKY: Мне просто кажется, что все спортсмены – борцы. Это определенный тип личности с ярко выраженными волевыми качествами. Но странно, что люди, которые благодаря упорству показывают невероятные спортивные достижения, трусят там, где нужно просто сказать.

Е.С.: Кто-то может промолчать, а кто-то не готов смириться и принять все как есть. Поэтому кто-то подписал письмо SOS.BY (Свободное объединение спортсменов), где говорится «перестаньте убивать свой народ», а кто-то – нет. Все мы – разные, и в первую очередь – люди.  

«Приписывают» к МВД и МЧС, мухлюют с «ковидными тестами» 

KYKY: Еще хотела поговорить про состояние спорта в Беларуси. Знаю, что почти у каждой команды есть крупный государственный спонсор. Например, у «Динамо» – Беларуськалий, который добровольно-принудительно жертвует миллионы долларов на команду. Кто спонсирует сборную по женскому баскетболу, и происходит ли это из-под палки?

Е.С.: Знаю, что у нашей команды есть несколько титульных спонсоров уже несколько лет, например, «Пятый элемент». Но не знаю всей кухни, и почему те или иные компании являются спонсорами нашей команды.

KYKY: Возможно, вы знаете случаи, когда спонсорами тех или иных спортсменов становились МВД, КГБ, МЧС?

Е.С.: В нашей баскетбольной команде такого не было – мы приписаны ко Дворцу спорта, то есть подчиняемся непосредственно Министерству спорта. Но в СМИ звучали и другие истории. Например, беларуские борцы Александр Ваховяк и Дмитрий Шершень номинально числились в МВД, но никогда там не работали. И после подписания письма SOS.BY (Свободное объединение спортсменов) их вдруг призвали на службу в органы. Другие спортсмены тоже могли быть приписаны к той или иной структуре, выступать за нее и получать от нее же зарплату. Но это не значит, что они имели отношение к этим ведомствам, работали там. Это просто такой вид прессинга, чтобы лишать спортсменов финансирования.

Или, например, многих заставляли подписывать дополнение к контракту в конце 2020-го, где было сказано, что все публичные выступления нужно согласовывать с руководством.

KYKY: Потеря финансирования – что это значит для спортсмена?

Е.С.: Это значит, что право тренироваться остается, а вот за участие в соревнованиях и сборах придется платить из собственного кошелька, либо искать спонсоров. Но далеко не все спортсмены могут позволить себе такие траты – дорого. Хотя на помощь в этом случае приходит Фонд спортивной солидарности, который уже отправил на сборы и предолимпийские турниры беларуских борцов, а также оплатил участие в отборочных соревнованиях (Кения) перед Олимпиадой нашей легкоатлетке Светлане Куделич.

KYKY: О каких суммах примерно идет речь?

Е.С.: Мне сложно сказать, ведь у меня командный вид спорта, и с этими проблемами я никогда не сталкивалась. Если я приезжаю на соревнования или сборы, меня сразу заселяют, кормят, отвозят на тренировки. Поэтому сколько все это стоит – понятия не имею.

KYKY: Какие еще применяют инструменты давления на спортсменов?

Е.С.: Иногда показывают положительные «ковидные тесты» в ненужный момент нужным людям – это неподтвержденная информация, но слухи ходят. 

KYKY: Это нужно, чтобы дисквалифицировать неугодных?

Е.С.: Да, чтобы не дать поехать на соревнования. 

KYKY: И последний вопрос – он личного характера: татуировка на вашей руке гласит, что «невозможное – возможно». Какой смысл вы в нее вкладываете? Это касается только спортивных достижений?

Е.С.: Не только. В своей жизни, в каких-то личных ситуациях я часто думала, что многое – невозможно, но это совсем не так. Все зависит от упорства, желания, целей. И татуировка является своего рода напоминанием об этом. Все возможно – стоит только захотеть. Тогда найдутся и способы реализации.

KYKY: Сегодня некоторые считают, что протест сдулся. А мне кажется, что невозможное – возможно. И мы победим.

Е.С.: Я с вами согласна, но многие разочаровались, потому что не получили быстрых результатов. Но если методично шатать режим, он обязательно рухнет. Главное – делать это вместе и целенаправленно. И тогда невозможное действительно станет возможным.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Лукашенко проигрывает даже не беларусам, а времени и эпохе». Саша Филипенко о том, почему режим уже всё

Герои • Ирина Михно

«Лукашенко и все его верные чиновники проигрывают даже не беларускому народу, а времени и эпохе. Пытаются продлить свою бесконечную Белоруссию, делая все, чтобы она выглядела как ее министры-деды в костюмах зеркального карпа». Говорим с писателем Сашей Филипенко о том, из-за чего режим боится беларусов больше, чем они его, почему европейцы не спасут Беларусь и как искать в себе силы, даже когда ты выгорел в стране.