Саша и Даша Ганцевы работают в России и говорят, что промышленного дизайна там нет. И не дураки и дороги – лидеры проблем, а неумелые мануфактуры, где гнут метал, но не красят. Или красят, но не гнут. Собственно, Саша и Даша сами горазды мастерить металлические скульптуры, но не женское же это дело – за станком стоять.
Ярослав Рассадин изрисовывал тетрадки автомобилями в Сибирском политехе – и так стал шеф-дизайнером не последней в России автомобильной компании «Маруся Моторс». Ярослав любит делать вдумчивые вещи, которые не захочется выбросить через пару недель. Иногда хулиганит –например, делает кресты-плееры или забавные перечницы и солонки.
Стул для главного заказа – коллекции мебели для детского сада – Сергей Семенов выстругал самостоятельно, потому что считает, что дизайнер должен делать все своими руками. Знаменитый светильник Flat собирал и разбирал миллион раз, как школьник – конструктор Lego. Зато теперь с легкостью расскажет, зачем, куда и какой винтик крепится и почему именно этот светильник нужен вашей квартире.
Из стилистов-парикмахеров иногда получаются отличные промышленные дизайнеры. Более шести десятков передовых дизайнерских изданий (среди них – Interni, Harper’s Bazaar, Elle Decor) публиковали работы молодого русского дизайнера Димы Логинова. Креативное агентство Agenda Inc. назвало его «дизайнером шокирующе красивых вещей». И правда – невозможно оставаться равнодушным, глядя на светильники, напоминающие хоботы слонов или разноцветные улья, и стулья, будто стащенные из «Алисы в стране чудес».
Живя по принципам японской эстетики и манифеста редактора Core77 Аллана Чочинова, Михаил Шолк проектирует удобные вещи. К его дизайну можно применить не только слово «чистый», но и «человечный». Ложка-оригами складывается из тонкого пластика, бумаги или фольги – а пока ее можно носить меж листов конспекта или в папке. Очень удобно, если надоела пластиковая посуда в студенческой столовой.
Павел Балыкин из Тольятти дважды становился обладателем международной престижной премии Red Dot Concept Design Award (это такой «Оскар» для промышленных дизайнеров). Его флешки умеют рисовать, а матрешки разбираются, как детские конструкторы.
Анна Сажинова и Константин Лагутин
Эти дизайнеры читают лекции о велопарковках Москвы на «Теориях и практиках» и мастерят вещи из березовой фанеры, проектируют вазы и табуретки для масс и так борются с ментальными стереотипами, будто на родине ничего хорошего не производят.
Если бы семилетним мальчиком Александр Мукомелов из Киева не задумывался о том, как вымыть руки и потом закрыть испачканный кран, то не придумал бы смеситель без ручек и рычагов и не стал бы известным украинским дизайнером. Большинство продуктов Александра сенсорные – поток воды и температура регулируются голосом, а мобильные телефоны не нуждаются в проводной зарядке: они едят солнечную энергию всей поверхностью корпуса.
В свое время для редакции Elle Decor войлочный брелок Greenboy Вадима Кабардина был таким же фетишем, как кружевные люстры Торда Бонтье. Самого Вадима такая популярность не смущает. Сам он считает, что будущее промышленного дизайна будет основываться на его теории простых вещей и целесообразности применения материалов.
Юрий Алехно и Мария Ключник-Алехно
Сюрреалистическая мебель Юрия Алехно и Марии Ключник-Алехно не раз участвовала в международных выставках. Молодые дизайнеры из Минска фонтанируют идеями и энергией, работают с интерьерами и предметным дизайном. И все-таки стоит заметить, что иногда паре явно не хватает чувства меры, особенно когда дело касается оформления презентаций своих работ.
Предприятие «Белтекс Оптик», что в городе Лида, выпускает оптические приборы Yukon, а Олег Дольников там работает дизайнером. Детская страсть к поломанным игрушкам имела свои последствия – часто разработки Олега беспрецеденты: никто еще не соединял подслушивающее устройство с лампой-ночником.