Дмитрий, офицер, сотрудник уголовного розыска МВД
Моей любимой классикой является, конечно, «Место встречи изменить нельзя». А самый правдоподобный сериал о милицейской жизни, который существует в настоящем времени – это «Ментовские войны». Его, наверное, посмотрело 90% милиционеров Беларуси – именно потому, что показанная рутина сотрудников убойного отдела тесно переплетена с нашей реальной жизнью. Похожего много, но не всё.
Естественно, самое большое отличие с реальностью – это бесконечная стрельба из оружия и использование магазинов с патронами. В беларуской милиции все гораздо сложнее с использованием табельного оружия. Фактически ты должен отчитаться за каждый использованный патрон. А это тонны рапортов и объяснений. При задержании преступника, если ситуация не очень критическая и не требует мгновенной реакции (читай, устранения), ты его предупредишь раз двадцать, что будешь стрелять, предварительно использовав другие методы воздействия, в том числе и приемы самообороны. В зависимости от ситуации сотрудником принимается решение, в какую часть тела стрелять, потому как цель – не убить, а скорее обездвижить и нейтрализовать угрозу гражданам и себе.
Кстати, оружие, как показано в сериалах, никогда не носится круглосуточно, заступил на службу – получил, отработал смену – сдал.
В «Ментовских войнах» очень приближено к реальности взаимодействие опера с негласными источниками информации. Из собственного опыта могу сказать, что у каждого сотрудника уголовного розыска есть своя база информаторов, которыми между собой делиться не принято. Все информаторы каждого из оперов всё равно известны руководству, на них имеются соответствующие материалы с данными и «кличками». Взаимодействие может происходить как на безвозмездной основе, так и возмездно – то есть своего рода получение зарплаты за информацию. Не стоит думать, что информатор – это оступившийся гражданин, которому «простили» мелкое правонарушение, чтобы он доносил. Да, есть и такие, но есть и абсолютно «безстатейные», работающие на добровольных началах. Кстати, сходство реальной работы с информаторами у беларуской милиции есть даже с голливудскими блокбастерами. У нас в стране тоже исполняются обеспечение защиты такого гражданина, его семьи и жилища, предоставление личной охраны, другого безопасного жилища, смена документов и даже личных данных. (Для справки: официальное название информаторов – граждане, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; Закон РБ от 15 июля 2015 г. N 307-З Об оперативно-розыскной деятельности – прим. авт.)
ФСБ, которое изымает материалы следствия, и женщины в розыске
В розыске, как в подразделении, не так много женщин, и уже тем более они не находятся на руководящих должностях, как в том же «Пятницком» или «Глухаре». И это правильно! Женская психика, возможно, сильнее мужской, но все же женщину приятно видеть нежной и прекрасной, а не бегающей по закоулкам с пистолетом. К тому же при внедрении в соответствующую среду преступных элементов ей сложно «слиться» с коллективом, поскольку она не может быть с трехдневной щетиной и запахом перегара (смеется).
Именно поэтому, кстати, оперативники имеют право ходить на работу в гражданской одежде, а в форме – только на официальные мероприятия, того требующие. Сложно устраивать слежку, если твои светоотражающие полосы мелькают в свете фар.
В беларуской милиции нет ситуаций, когда посередине расследования пришло какое-то ФСБ и изъяло материал проверки.
Над расследованием работаю как сотрудники МВД, так и СК (следственного комитета) – совместно. У нас нет ордеров на обыск, но есть постановления прокурора, которое должно быть обязательно до проникновения в жилище, а не после. После допускается только в случае острой оперативной необходимости, то есть, утрируя: если за дверью убивают, то сбегать к прокурору можно и после нейтрализации ситуации. Однако, если милиционер ошибся в своих предположениях, то он обязательно заплатит за причинённый ущерб. И еще один плюс, пришедший на ум – чтобы начать искать без вести пропавшего, не надо ждать три дня до написания заявления. Уголовный розыск начинает проводить оперативно-розыскные мероприятия сразу после обращения родственника пропавшего гражданина, особо пристальное внимание уделяется пропаже детей. В этом случае оперативно задействуются все сопричастные наружные службы – ГАИ, участковые, патрульно-постовая служба.
Правда ли, что сотрудник розыска присутствует на вскрытии трупа, и для наглядности эксперт при этом жует бутерброд?
Конечно, такое бывает! За годы работы происходит своеобразная профессиональная деформация, как у тех же врачей, к примеру, когда умерший рассматривается уже не как субъект, а как объект твоей работы. Обывателям важно понимать, что работа оперуполномоченного убойного отдела в 100% случаев связана с убийствами или покушениями на убийство. Как никак это в основном мертвые люди, которые о себе уже ничего не расскажут. В такой тесной работе эксперта и опера есть огромные плюсы, особенно если опер успевает на месте происшествия застать работающего эксперта. В этом случае, зная видимые особенности смерти, местоположения трупа, виды повреждений и многое другое, что комментирует в процессе эксперт, можно намного эффективнее строить версии и их отрабатывать.
Дмитрий, офицер, сотрудник ОГАИ города Минска
Несмотря на обилие фильмов, у меня не хватает времени их смотреть. Наверное, я помню, как показывали ГАИ еще в первых российских фильмах, то есть почти никак. Конечно, урывками я смотрел несколько серий и из «Глухаря», и из «Гаишников».
Первое, о чем хотелось бы сказать, ДПС в частности и ГАИ в общем – это совершенно разные подразделения по функционалу. Сотрудники ДПС (дорожно-постовой службы) – это именно те люди, которые регулируют движение, останавливают водителей за нарушения, «ловят» на скорость и прочее. Функциями подразделения является создание условий для обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения, увеличения пропускной способности дорог, организация контроля за состоянием улично-дорожной сети и прочее. ГАИ же в общем (государственная автомобильная инспекция) занимается регистрацией транспортных средств, документацией, проверкой отсутствия нарушений при перевозках у юридических лиц и многим другим. Поэтому меня всегда веселило, как Глухарев и Антошин расследуют преступления в составе своей мини-группы. В случае расследования преступления сотрудник ДПС может оказать содействие, в чем, собственно, и заключается одна из его функций, а не полноценно вести самостоятельное расследование. К примеру, при перехвате и организации блок-постов именно машины ГАИ устраивают блокировки и перекрытия, осуществляют преследования. В этих же мероприятиях принимают участие и сотрудники департамента охраны при необходимости.
Второе, что одновременно удивляет и веселит в сериалах – это волосатые гаишники. Вот именно, волосатые!
В уставе для всех сотрудников внутренних дел прописаны требования к внешнему виду, в том числе и к стрижке. Да, это может быть модельная стрижка, но ни в коем случае не ромбики-кружочки. Милиционер – это представитель правоохранительного органа, он должен выглядеть надлежаще – строго, чисто, опрятно. В случае проведения задержания, ни один преступник не должен иметь возможность схватить милиционера за волосы и удерживать. За «ежик» и не схватишься же! (улыбается)
Вообще, странно иногда смотреть на сотрудника милиции из кино, когда у него на кителе погоны разных званий – один капитанский, второй – старшего лейтенанта. Иногда смотришь и понимаешь, что режиссеру реально фиолетово, что показывать, и цель у него одна – просто заработать денег. Или у них там все плохо с консультантами?
О сценах погони и битья патрульных машин в кино
На самом деле ГАИ – одна из наиболее качественно укомплектованных служб по автопарку. В основном в столице ГАИ ездит на служебных «шкодах октавия» либо на «опелях» – «астра» или «вектра». Руководство понимает, что на жигулях сотруднику вряд ли удастся догнать нарушителя на иномарке. Тем не менее, автопарк был заменен не так давно по теперешним меркам – 5-10 лет назад. Ответственности со служебной машиной, конечно, на порядок больше, чем с личной. Конечно, они все застрахованы, но нередки случаи, когда восстанавливать отдельные элементы приходится за свой счет.
Не могу отрицать, что сотрудники ГАИ боятся стрелять – нет. В начале моей карьеры (именно в те лихие 90-ые) бывали случаи, когда смену сдаешь уже без наличия единого патрона – такие были погони и задержания! Конечно, оценивая угрозу безопасности граждан, ты всегда оцениваешь те меры задержания, которые можно применить в существующей ситуации. Никогда в населенном пункте не будет преследования с перестрелкой, даже по колесам.
Никогда не будет использования известного всем «ежа». Хотя, что касается именно этого метода остановки машины – он вообще достаточно редко применяется.
Наверное, минусом нашей системы является многоступенчатое согласование по иерархической лестнице руководителей перед применением таких спецсредств. Пока получишь разрешение – машина уйдет. К тому же «еж» – не такое простое средство, как показывают в американских фильмах. Его должен раскрутить специалист и убрать специалист, для минимизации причинённого ущерба иным транспортным средствам и гражданам. Наверное, у многих на слуху несколько случаев остановки «гонщиков», когда ГАИ применяло гражданский транспорт как заградительные устройства. Помните, во что это вылилось в прессе? Ведь никто не учел, что нарушителя удалось остановить и он не успел натворить еще больше беды. Эффект был утерян под возгласами возмущенных и недовольных применением такой техники. Но не будем бередить прошлое.
Берет ли ГАИ взятки
Наверное, каждый водитель сам ответит себе на этот вопрос. В случае нарушения вами правил дорожного движения, кто из вас не говорил: «Командир! Может разберемся на месте?» А дальше идет просто перечисление ценников и анализ реакции госавтоинспектора. Так за что вы хотите платить, если не виноваты? А если заплатили, то вы такой же соучастник и эта плата ни в коем разе не оправдывает вас, впрочем, как и сотрудника.
В России и Украине стало модно снимать на камеру общение с сотрудником ДПС. Такие видео порой бывают забавными, причем зачастую именно ДПС-ник выступает в роли козла отпущения. А вы заметили, что роликов, где водитель все же неправ и получает на месте по заслугам, почти нет? Конечно, кто же выложит видео, на котором он сам лох? В Беларуси таких видео почти нет, и вряд ли их станет больше. У нас несколько иная правовая система, у сотрудников ДПС гораздо больше прав на остановку транспортного средства для проверки документов или досмотра. Естественно, милиция идет в ногу со временем. Именно поэтому, при появлении таких видео мы проводим с подчиненными дополнительные занятия и обучение по теме применения законов и дачи четких разъяснений водителям на поступающие из-за руля вопросы. Вряд ли водитель, насмотревшись таких видео, сможет применить эти знания на практике при общении с сотрудником ДПС. Лучше не пробуйте.
Руслан, офицер, сотрудник патрульно-постовой службы милиции (ППСМ) города Минска
Последний фильм, который мне урывками удалось посмотреть, был «Полицейский с Рублевки». В нем, возможно, есть сакральный скрытый смысл, тем не менее, создавался он просто как пародия на существующий режим несения службы сотрудником милиции. Причем, забавно, что у них есть вот такие универсальные специалисты-менты, которые могут и, главное, имеют полномочия на всё. Он и охраняет, и расследует, и задерживает…
Патрульно-постовые милиционеры очень редко фигурируют в фильмах, поскольку функция «патрульки» – это несение службы и обеспечение правопорядка на общественной территории: улицах, парках, уличных концертах, выставках. Конечно, ППСМ тоже участвует в раскрытии преступлений, в основном совершенных на улице – это как кражи, повреждения имущества, причинение телесных повреждений, хулиганства, так и выявление обычных нарушений общественного порядка, которые связаны с распитием спиртного или нецензурной бранью, бытовые семейные ссоры, драки. Основной функционал ППСМ – это профилактика правонарушений, потому как легче предупредить, нежели потом устранять. ППСМ – это наружная служба, то это своего рода глаза и уши милиции. Именно патрульные получают прежде всего ориентировки о приметах нарушителей и без вести пропавших либо об украденных вещах, а также первые прибывают на места происшествий. Наверное, уже все привыкли видеть в фильмах милиционеров, патрулирующих улицы по трое. В жизни такой комплект тоже практикуется. Только из-за нехватки сотрудников зачастую в подобный наряд ставят одного ППСника и двух солдат срочной службы внутренних войск (ВВ). Конечно, молодых прибывших срочников учат основам охраны правопорядка всеми силами, но не всегда это помогает корректно уладить конфликт с нарушителями.
«Волка ноги кормят» – это про милиционеров ППСМ. Они восемь рабочих часов на ногах, днем и ночью обязаны патрулировать свой обозначенный маршрут.
И только в -20 и в +35 градусов после пары часов хождения они могут на 20 минут зайти погреться в помещение или побыть в тени. Конечно, особенность службы вырабатывает определенные навыки, особенно навык видеть и замечать многие детали. Не так давно был случай, когда солдат срочной службы внутренних войск на маршруте нашел 100 долларов, передав при этом по рации, что обнаружены бесхозные 2 миллиона беларуских рублей. Пришел в дежурную часть написать рапорт и сдает 100 долларов одной бумажкой. Спрашиваю, где 2 млн? Отвечает, что это как раз и есть 100 долларов, только в эквиваленте в беларуских рублях. У нас же в стране нельзя производить расчеты в валюте, все должно быть переведено в беларуские. Смеялись, конечно, мы долго, но солдата похвалили за честность.
Отличаются ли патрульные милиционеры от киношных
Есть и сходства, и отличия. Замечая в кино патрульных в огромных бесформенных бушлатах и берцах, думаю: «Боже, и мои такие же!» Однако сейчас в который раз дорабатывают форменную одежду, и, как ни странно, она становится лучше и лучше. Возможно, внешне так и не скажешь, но теперь используются х/б ткани, а не синтетика, позволяющие не париться под солнцем и не мерзнуть зимой. В ежедневную форму ношения ввели черные майки, в которых патрульному удобнее двигаться, чем в рубашке. Учитывая, что при прибытии на место преступления патрульные милиционеры часто оказывают силовую поддержу при задержании, удобная одежда – немаловажный фактор успеха.
Еще одна ассоциация с патрульными из фильмов – это бессменный (и бессмертный) УАЗик. К существующим машинам, конечно, есть вопросы. Такие машины вряд ли созданы для частой перевозки людей – как задержанных, так и водителей. И если задержанные едут в специальном оборудованном месте, пусть и не очень удобном, не так уж и долго, то милиционер-водитель в машине проводит все свое рабочее время. И когда вокруг сплошное железо, и ветер сифонит в дыры между элементами, клиентоориентированности это никак не добавляет.
В последние годы некоторым районам Минска (в столице девять рот ППСМ, в каждом районе своя) были переданы для работы УАЗ «Патриот», что вселило в нас надежду на удобные автомобили для работы. На данный момент в тестирование в роту передавался форд коннект, который получил положительные отзывы после использования. Авось, скоро у ППСМ будут и такие машины, после чего мы начнем резко отличаться от российской патрульки в лучшую сторону (улыбается).