«Ещё» (Барбет Шрёдер, Германия, 1969)
Этот фильм – не столько про вещества, сколько про Pink Floyd и первое поколение европейцев, не знавших окопов мировых войн. Молодая пара отправляется на Ибицу и там все оказывается точно таким же, как и сейчас. Правда, «утяжеление» приводит не к новым психоделическим открытиям, а к делению на ноль.
«Трип» (Роджер Корман, США, 1967)
Цельная и бредовая кинематографическая картина, поставленная по сценарию Джека Николсона. Прелесть фильма в том, что он заплывает в психоделическую гавань не со стороны морали, а со стороны непосредственно галлюцинаций. Добрую половину фильма занимают именно они, а поэтому кино напоминает продукт десятка клипмейкеров, которым дали задание снять ментальное путешествие по параллельным мирам сознания.
«Аптечный ковбой» (Гас Ван Сент, США, 1989)
Это линейная мелодрама про аптечного наркомана и всякие трагедии, которые его сопровождают. Единственный фильм на тему наркотиков у этого режиссера. И, стоит признать, далеко не самый лучший из всего, что он снимал. Можно списать на то, что это одна из дебютных полнометражных работ Ван Сента, который всего несколькими годами позже разродится по-настоящему талантливым «Моим личным штатом Айдахо».
«Подержи зеркало» (Александр Бордыня, Россия, 2004)
Экранизация книги «Низший пилотаж» не так давно ушедшего в мир иной Баяна Ширянова. Книга стала одним из первых изданий, запрещенных и изъятых из продажи в России девяностых. Посвящена употреблению кустарно приготовленного «винта» – само собой, это вам не фильм Соррентино. Да и досмотреть его без перерывов сможет только человек, который все фильмы досматривает до конца.
«Я Кристина» (Ули Эдель, Германия, 1981)
Эта лента не столько про героиновую зависимость 14-летней Кристины, фанатеющей от Боуи, сколько о тотальной глобализации от режиссера-левака. В Восточной Европе фильм известен под названием «Мы дети со станции зоопарк».
«Высший пилотаж» (Йонас Акерлунд, США, 2002)
Внезапно – но это комедия с Британи Мерфи и Микки Рурком на тему варки метамфетамина. Фильм, конечно же, про безумие, но тут оно хотя бы скрашено бешеным юмором, а не летальным исходом для десятков малолетних запутавшихся агнцев.
«Цикута» (Александр Шапиро, Украина, 2003)
«Цикута» больше напоминает живопись, нежели кинематограф. И живопись довольно реалистичную. Предупреждаем: в фильме много мата и колоритных персонажей. Подача — экспериментальная, но не в плане имитации каких-нибудь галлюцинаций, а в контексте самого развития сюжета и его постановки в целом. Чуть ли не единственная достойная работа на эту тему из Восточной Европы.
«Псих – Аут» (Ричард Раш, США, 1968)
Много хиппи, музыки и кислоты. В то время, как движение хиппи маргинализируется, а Пентагон и не планирует выводить военных из Вьетнама, на смену ЛСД приходит СТП. И все заверте… Довольно интересный по декорациям, но совершенно глупый по сюжету фильм. Тем не менее, это интересный опыт для того, что знает наизусть фильм «На игле».
«Косяковое безумие» (Луи Ганье, США, 1936)
Вершина пропагандистского таланта. Классическая лента о том, как каннабис разрушает человеческие жизни. И здесь она интересна тем, что, как видели американцы эту проблему в 30-е ХХ века, – так же ее видят и современные беларуские силовики. Только вот последствия от фильма получились неожиданными: будучи задуманным как пропаганда против курения травки, он ничего, кроме смеха, не вызывал и стал лишь предлогом для того, чтобы ее попробовать.
«Анонимная компания Франции» (Ален Корно, Франция, 1974)
Все на игле, а власти… Нет, не скрывают, а поощряют. Франция будущего, где все наркотики легализованы, а государство использует это в своих интересах. Очень условно это можно назвать экранизацией «Футурологического конгресса» Лема. Лем написал текст с таким же посылом в 1971, Корно выпустил фильм тремя годами позже. Теоритически он мог прочитать эту повесть и вдохновиться, но скорее всего идея стукнула ему в голову также внезапно, как и польскому гению фантастической литературы.
«Жидкое небо» (Слава Цукерман, США, 1982)
Вишенка на торте. Инопланетяне прилетают в Нью-Йорк в поисках героина, а там… Панки, дискотеки, минимал вейв в клубах, манекенщицы с исколотыми предплечьями. Грязь, неуютное пространство, проститутки из американских райцентров и расцвет постпанк-культуры. Фильм собрал все, чем стращали пионерию в СССР. А еще Слава Цукерман давал нам интервью, где подробно про это кино и эпоху рассказал.
«Похоронная процессия роз» (Тошио Мацумот, Япония, 1969)
Честное слово, мы не знаем, что тяжелее: героиновая зависимость или просмотр японского арт-хауса. Это кино про трансвестита, который снимается в порно и сидит на игле. Но характеризовать «Процессию» этим предложением – все равно, что прием наркотиков называть просто «уколом». Посмотрите и сделайте свои выводы.
«Неправильные копы» (Квентин Дюпье, Франция, 2013)
Фильм от дикого техно-музыканта Mr. Oizo. Перед просмотром лучше послушать пару музыкальных релизов, чтобы понять, что творится у него в голове. Комедия про оборотня в погонах, торгующего наркотиками. Очень смешно. Очень странно. Очень позитивно.
Подноготная (Даниэль Фриделль, Швеция, 1997)
Драма с большой буквы и от слова совсем. Семья пьет, главная героиня напоминает крокодилового наркомана из Екатеринбурга, но только в гриме. Во всех своих бедах в настоящем винит прошлое своей матери, но, как вы можете понять, зря.
«В дурмане» (Стивен Вулли, Великобритания, 2005)
Этот фильм бодро рассказывает о непутевой жизни основателя Rolling Stones Брайана Джонса. Про него все забыли, а он веселился на славу. Об этом и кино. К теме статьи отношение лента имеет самое прямое. К тому же там высказывается конспирологическая теория смерти Джонса – но это вы лучше сами посмотрите.