Январь 2016 года в Минске запомнится всем киноманам как некий Месяц Изобилия: такое количество фильмов высшей пробы за столь короткий промежуток времени не выходило, кажется, никогда. Среди тяжеловесных оскаровских претендентов типа «Выжившего» и «Омерзительной восьмерки» не хватающий звезд с неба «Крид» выглядел темной лошадкой, несмотря даже на тот факт, что фильм возвращает на большой экран Рокки Бальбоа. Оно и немудрено: предыдущее появление легендарного персонажа в 2006 году было принято как-то слишком уж холодно как критиками, так и кассовыми сборами. Сильвестр Сталлоне тогда решил, что «всё, хватит, отстрелялся Рокки», и так бы оно и было, если бы не настойчивость одного молодого и очень уж многообещающего режиссера.
В 2013 году фильм «Станция «Фрутвейл» после главного приза в Сандэнсе и премии «Особый взгляд» в Каннах открыл дорогу в большое кино для режиссера Райана Куглера и исполнителя главной роли Майкла Б. Джордана. Еще совсем зеленый (пацану нет и тридцати), Куглер решил не разрушать дуэт с харизматичным актером и для второго своего фильма выбрал очень рискованную и сложную идею.
Главным героем фильма становится сын лучшего друга Рокки Аполло Крида. Несмотря на то, что они так и ни разу не встретились из-за смерти Крида-старшего прямо на ринге, Крид-младший не видит свою жизнь без бокса, покидает Лос-Анджелес и направляется в Филадельфию, чтобы найти и уговорить Рокки Бальбоа стать его тренером.
Если вы смотрели хотя бы несколько боксерских драм, вы прекрасно понимаете, что строятся они чаще всего по одной и той же схеме. Главный герой изначально обязан быть таким как бы Мистером Никто с желанием кому-то что-то доказать, у него обязательно есть проблемы с нахождением тренера, а также какое-то семейное обстоятельство, мешающее прогрессу. Также не стоит забывать про классический момент всеобщего кризиса, когда все резко идет к чертовой бабушке и непонятно, как все вернуть на круги своя. Ну и, понятное дело, все заканчивается триумфом, все мирятся, обнимаются и на стоп-кадре начинаются титры. Райан Куглер, судя по всему, очень любит и досконально знает этот жанр, иначе невозможно объяснить, как ему удалось написать и поставить такой свежий и запоминающийся фильм по затертой до дыр боксерской композиции. Давайте разбираться.
Быть может, дело в главных актерах?
Майкл Б. Джордан здесь просто до безумия шикарен. Его уровень харизмы позволяет играючи создать образ сына такого дерзкого и обаятельного персонажа, как Аполло Крид.
Что же касается самого Рокки, нарочито отведенного в фильме на второй план, то здесь мы стали свидетелями очень личного и трогательного прощания голливудской суперзвезды с главной ролью в жизни.
Вы будете ошарашены тем, как Сталлоне может по-настоящему играть.
Когда 69-летний мэтр экшна получал за эту роль Золотой Глобус и был номинирован на Оскар, я скептически предполагал, что это все «за совокупность заслуг» и не более. После просмотра «Крида» все быстро встало на свои места: Слай вложил в свою игру всю душу и заслужил каждой номинации и премии. Очень важный момент в том, что химия между этими актерами не выглядит фальшивой, а по-настоящему семейной.
А чтобы наладить эту самую химию и умело обойти все режущие глаз и ухо клише такого рода фильмов, нужно обладать недюжинным талантом сценариста. В соавторстве с Аароном Ковингтоном и под бережным присмотром Сталлоне, у Куглера получился текст, где срабатывает практически все: и отношения ученик-учитель, и романтическая линия Крида с талантливой соседкой-певицей, и те самые моменты, которые, возможно, в любом другом фильме выглядели бы помпезной ерундой. Но не в «Криде». После сцены целого боя одним непрерывным дублем зритель оказывается настолько втянут в повествование, что нет времени вспоминать о том, что это все не взаправду.
Но мы, в конце концов, смотрим кино из вселенной Рокки Бальбоа, а поэтому главным ключом к сердцу зрителя становится ностальгия. А ностальгия таится в мелочах. И в «Криде» их для внимательного зрителя хоть отбавляй. Именно так нужно прощаться с чем-то настолько культовым и близким каждому поколению (Арнольду на заметку).
Ну и, конечно, пламенный привет тупицам-прокатчикам, которые своим переводом превратили фильм о том, что имеет значение только твое личное наследие, в очередной фильм о Рокки с бессмысленным названием.