16 марта в Национальном художественном музее открылась выставка Сальвадора Дали. До 30 июня минчане могут увидеть 160 экспонатов из частной коллекции Dali Universe. Журналистке KYKY посредством наглости и личных связей удалось в неформальной обстановке пообщаться с ее владельцем Беньямино Леви и организаторами проекта Леонидом и Александром Гальпериными, чья художественная галерея LIBRA заготовила немало сюрпризов для ценителей современного искусства этой весной (но это пока большой секрет).
Прямо в центре Минска появилось две скульптуры Дали: «Поклонение Терпсихоре» у входа в Национальный художественный музей и «Триумфальный слон» на Зыбицкой. Надо ли говорить, что такого никогда не было? Особенно волнительно нам было за слона посреди улицы, которая в выходные превращается в один сплошной Хэллоуин.
Но к нам приехали не только шестиметровые скульптуры гениального Сальвадора – в Национальном художественном музее открылась целая выставка Дали. Если вы бывали в Минске на выставке работ Дали и Пикассо, уверяем: этот, простите за примитив, «привоз» в разы круче всего, что вы видели раньше. К тому же минчанам удалось встретиться с основателем коллекции – Беньямино Леви, арт-дилером и ведущим эксперт по бронзе Сальвадора Дали. На открытии выставки сеньор Леви без пафоса и с широкой средиземноморской улыбкой выдержал всех журналистов, включая меня.
«Дали развлекся как никто. И меня научил жить так же»
KYKY: С чего началась ваша коллекция и почему выбор пал именно на Сальвадора Дали?
Беньямино Леви: В 1958 году в моей миланской галерее была большая, очень важная выставка сюрреалистов. Там я познакомился со многими художниками, но у меня не было ни одной картины Дали. И я поехал в Париж, купил одну небольшую картину. Лет через 8-10 я подустал от Милана, закрыл галерею на ключ и переехал в Париж. Как-то, проходя мимо отеля «Le Meurice» (а я знал что Дали живет там), я подумал: «А почему бы мне не зайти в гости?» Конечно, просто так к нему было не попасть, я позвонил и договорился через секретаря. Там я увидел две небольших скульптуры, которые мне понравились. Сам Дали никогда о делах не говорил, для этого у него был секретарь. Последний мне сказал: «Хочешь купить эти две скульптуры с правами тиражирования и копирайтом?» Я ответил: «Не знаю, я подумаю». Через десять дней я перезвонил и сказал: «Да, я согласен». Именно так в арт-дилерстве и ведутся переговоры (смеется). Таким образом я начал потихоньку покупать работы Дали.
KYKY: И это переросло в приятельство. Каким Сальвадор Дали был в обычной жизни, о чем вы говорили, когда виделись?
Беньямино Леви: Прежде всего Дали был очень умный. Мы беседовали на различные темы: и наука, и философия, и психоанализ, и даже астрономия. Хотя, конечно, это был больше его монолог – ему нравилось показывать, насколько он развитый и интеллигентный человек. У него был необычный юмор. Он очень любил подкалывать людей. Особой любовью в этом вопросе у него «пользовались» журналисты, «не подколол газетчика – интервью прошло зря». Поэтому в 40-50 годы пресса не очень любила его. А так он был очень приятный человек. Мне кажется он в этой жизни развлекся как никто. И меня научил жить так же – развлекаясь на полную катушку. Наверное, это и есть секрет долголетия.
У каждого его рисунка есть особый внутренний смысл, они непросты для понимания. При этом Дали был совершенно не фиксирован на деньгах. Его жена Гала — да, она была менеджером со своим лицом и «с яйцами». Когда я делал контракты, Гала предпочитала, чтобы я привозил большой чемодан с купюрами 5 и 10 долларов. Это было очень много бумаги (смеется). Вообще Гала с какой-то стороны была Фортуной Дали. Когда они поехали в Америку, именно она завела и представила его в высшем обществе Нью-Йорка, чем очень способствовала успеху его выставок.
KYKY: Может быть, есть фраза, шутка, афоризм от Сальвадора Дали, которая запомнилась вам?
Беньямино Леви: Есть. Но я не могу ее сказать (смеется). Ладно, скажу. Один раз Сальвадор заявил: «Моё наслаждение, моя сперма – они выходят с моей кисточки».
KYKY: Синьор Леви, сегодня господин Гальперин озвучил стоимость «Триумфального слона», стоящего на Зыбицкой, который уже побывал в Кракове и Праге — 1 200 000 евро. Он сказал, что было бы неплохо, если бы нашлись меценаты, которые оставили эту работу на том месте, где она сейчас. Мы тут прикинули… Если практически каждый житель Минска скинется по одному евро, то наберется искомая сумма. Готовы ли вы оставить нам «Слона», как бы того хотелось достаточно большому количеству беларусов?
Беньямино Леви: Si!
KYKY: Знаете ли вы, что улица Зыбицкая – это место вроде улицы Regina Elena в Римини? Были ли вы тут вечером?
Беньямино Леви: О, здесь можно повеселиться и потанцевать? У нас очень плотный график встреч в этой поездке. Так что к вечеру лично я уже устаю. Но своего заместителя, Марко Франки, пожалуй, отправлю сюда, когда стемнеет. Нет, ну он же еще совсем молодой! Если бы я мог сбросить лет 30 (смеётся)...
«Мы хотим, чтобы «Триумфальный слон» остался в Старом городе Минска»
На вопрос о страховке, гарантиях и безопасности бесценных работ мне ответил сотрудник инвестиционной компании «Гальперин и сыновья», которая инициировала приезд выставки в Минск. По его словам, все страховки и гарантии оформлены, но безопасность — это та сфера, о которой лучше не говорить, а просто делать всё для ее обеспечения. В любой стране мира найдется тот, кто непременно захочет взобраться на скульптуру, а потом выложить фото в соцсетях. Впрочем, такие случаи единичны. К чести беларусов, после установки у скульптур табличек с описанием, что это за скульптура, нарушения личного пространства произведений искусства не было.
Леонид Гальперин: «Если говорить откровенно, Dali Universe хотели выйти на рынок Восточной Европы и СНГ и искали партнеров. Нашли нас – и спросили, можем ли мы представлять их интересы. Подобные проекты редко окупаются, одна страховка стоит таких вложений, о которых вы и не представляете. Но нам удалось найти аргументы, прийти к соглашению и подписать договор. Это музейная работа совсем другого класса коллекционирования, нежели выставленная в нашей галерее LIBRA и имевшая большой успех «Сальвадор Дали & Пабло Пикассо». Представители Dali Universe приехали в Минск, который им очень понравился. Приятно было услышать от председателя Правления Dali Universe Марко Франки, что за те 20-25 лет, что он не был в Минске, город сильно изменился в лучшую сторону. Сейчас же нам удалось влюбить в наш город и господина Леви. По его словам, город великолепен и архитектурой, и широтой наших дорог и проспектов, и своей чистотой, и, что он особенно отметил, отсутствием граффити, не несущих художественной ценности. В Риме же много «каляк-маляк», которые арт-дилера очень огорчают».
KYKY: Объясните, насколько экспонаты выставки в Национальном музее можно считать «подлинниками» Сальвадора Дали? На информационных табличках для большинства людей больше вопросов, чем ответов. Ну, например, возьмем «Чашку не для питья», отлитые из бронзы и покрытые сусальным золотом оригинальные расплавленные чашку и блюдце, напоминающие формой плавающую по воде лилию. Датирован этот арт-объект 1964 годом. И написано, что это единичный экземпляр. Человек, далекий от искусства, скажет: «Вот это подлинник Дали!» А дальше он читает: «Авторское участие (Дали): идея, образ и оригинальный макет», «Неавторское участие (мастера): метод утраченного воска и золочение». А потом видит бронзового «Космического слова» с тиражом «6 + 3 авторских экземпляра + 3 коммерческого использования» и говорит: «Меня хотят обмануть, это растиражированное искусство для платежеспособных масс. Дали тут и не пахнет».
Леонид Гальперин: Смотрите, это как раз тот случай, о чем говорил господин Леви. Работа продаётся с копирайтом и ограниченным правом тиражирования. То есть оговаривается, что «Слонов...» может быть 8 штук — и всё. Сальвадор Дали не был ни литейщиком, ни ювелиром. А техника утраченного воска — это способ формового литья, известный еще шумерам. Делается глиняный прототип, который покрывается слоем воска. Изготовленную модель заформировывают в глину наподобие внешнего панциря. С помощью нагрева воск удаляют, а затем в пустотелую форму заливают металл, который занимает место воска. Глиняную форму разбивают и получают, например, ювелирное изделие, с большой точностью повторяющее модель. Представленный на выставке «Далинианский танцор» из 18-каратного золота, бриллиантов и рубинов, выполнен в 2008 году по оригинальному рисунку 1949 года. В мире он существует в 12 экземплярах и, по-моему, имеет полное право считаться работой Сальвадора Дали.
KYKY: Говорят, Коко Шанель не умела ни шить, ни кроить, идею маленького черного платья взяла от монастырской униформы, зато у нее был цепкий ум, чувство стиля и врожденный талант маркетолога. Нет в мире ни одного человека, который бы не знал «мягких часов» Дали, или его любви к слонам на паучьих ногах, или к улиткам как символу чего-то мягкого, хрупкого и прочного одновременно. Я смотрю на «Далианские фонари» – и наша Национальная библиотека уже не кажется одним из самых уродливых зданий мира. Это вполне себе сюрреалистический шедевр в духе Дали, только ножка утонула в болотистой местности. Я слышала, что в шоу-руме LIBRA можно будет приобрести работы Дали из тех, где правообладатель располагает тиражом порядка 300 экземпляров.
Леонид Гальперин: Да, у нас уже есть такая договоренность. И это может стать необыкновенным подарком как семье, так и деловым партнерам. Но следует понимать, что сертифицированные литографии будут привозиться под заказ и стоить от 900 евро, а скульптуры — от 15 000. И я хочу сказать, мы будем прикладывать все усилия, чтобы «Триумфальный слон» остался в Старом городе Минска. Во-первых, ты что-то оставляешь после себя не только своим детям, но и всем людям. Во-вторых, рынок произведений искусства практически такой же стабильный, как и двухтысячелетний рынок золотых слитков — это хорошее сохранение капитала. Человек, который соприкасается с искусством, уже по-другому смотрит на этот мир, поверьте.
Любимые скульптуры арт-дилера
Пользуясь случаем, задаю еще несколько вопросов сеньору Леви.
KYKY: Есть ли у вас среди экспонатов «любимчики»?
Беньямино Леви: Да. Это, безусловно, «Женщина в огне» – скульптура, которая включает в себя всю теорию психоанализа. Она очень интересная — огонь облизывает ноги женщины, постепенно поднимаясь вверх. По всему телу женщины расположены выдвижные ящики — это ее прелести и секреты, тайные желания, не всегда приличные. Женщина прогибается назад, прижимая одну руку ко рту, а вторую вытягивает вперед, как бы отгораживаясь от чего-то страшного. Но сзади у нее есть опоры (я это считаю метафорическим олицетворением мужчины). Сам Дали объяснял свою скульптуру как предостережение начала войны.
Еще я люблю «Космического слона» – фантастическое сюрреалистское существо, движущееся через космос к небесному миру, он символизирует полет фантазии.
И «Лошадь, оседланную временем». Время было важной вещью для Дали, ведь оно гибкое, пластичное и динамичное, это как теория относительности Эйнштейна.
KYKY: А сами вы носите наручные часы?
Беньямино Леви: Ой...нет (смеется).
KYKY: Заместитель министра культуры Сергей Шереметьев подарил вам книгу о беларуской культуре. Когда думаете ее прочитать?
Беньямино Леви: Великолепное издание! А она по весу в ручную кладь войдет? Может в самолете? (смеется)
KYKY: Для нас эта выставка – большой подарок. Но вас изрядно замучали репортеры, только на моих глазах вы дали почти десяток интервью за два дня. Почему вы не подкалываете нас, как это делал Сальвадор Дали? И что будете делать, когда улетите из Минска?
Беньямино Леви: Как же я могу подкалывать девушку, которая хочет поговорить со мной о философии и при этом выглядит как балерина? С такими нужно смеяться и радоваться жизни. А по возвращении из Минска думаю поехать на два-три месяца на Ибицу – отдохнуть, у меня там дом.
KYKY: Вы в потрясающей форме, синьор Беньямино. В 91 год быть таким активным, ездить по миру вместе с выставками — это очень впечатляет. Откройте свой секрет, мне он интересен не только как журналисту, но и как женщине.
Беньямино Леви: У меня было много проблем в жизни – вот они, очевидно, и выбили клин клином (смеется). Я пережил много потрясений в жизни, включая войну. И это научило меня ко всему относиться философски. Я считаю, мне просто бог помог.
KYKY: Неужели даже спортом никогда не занимались?
Беньямино Леви: Да не особо. Разве что в молодости любил на лыжах кататься. Но я никогда не пил и не курил. Сейчас могу себе позволить иногда выпить в хорошей компании немного вина – сегодня как раз такой случай.
Экспозиция в Национальном художественном музее открыта с 16 марта по 30 июня 2019 года с 12-00 до 20-00. В два зала, отведенные под выставку «Сальвадор Дали» будут пускать «порционными» потоками. Стоимость взрослого билета — 20 рублей.