Почему мы решили, что животных есть нельзя, а растения – можно? У них тоже есть чувства, и это доказано наукой. Нейробиолог Андрей Сокол рассказывает, как грибок может создавать зомби, а растения – переживать настоящий стресс. И задаётся вопросом: как человек находит тот предел сознания существа, есть которое уже безнравственно?
Диспут на тему вегетарианства – дело совершенно неблагодарное хотя бы потому, что строение желудочно-кишечного тракта человека (зубо-челюстная система, длина кишки и так далее) занимает промежуточное положение между травоядным и хищником, что сводит на нет все попытки определить победителя в вечном споре противоборствующих лагерей. Рассуждать о вегетарианстве можно как минимум с двух позиций:
А – польза / вред для здоровья;
Б – нравственный фактор (что/кого есть можно, а кого уже жалко).
Меня как человека, интересующегося устройством нервной системы и счастливого обладателя трех собак, куда больше интересует вторая позиция. Интуитивный ответ: растения можно, животных – нет. Но так ли велика разница между этими царствами?
Грибок, который превращает муравья в зомби
Например, кораллы и речная губка, оставаясь неподвижными, тем не менее считаются животными. Насекомоядные растения по способу питания подобны животным. Морской огурец Elysia chlorotica – вид небольших моллюсков, который способен осуществлять процесс фотосинтеза подобно растениям. То есть при накоплении достаточного количества хлорофилла организм слизня переходит на питание солнечной энергией.
Грибы – это вообще отдельная история, они не относятся ни к растениям, ни к животным, при этом сочетают в себе качества флоры и фауны. Способность дышать кислородом (выделяя углекислый газ) как животные, кажется незначительным моментом в сравнении с, казалось бы, «разумным» поведением.
Кордицепс – грибок, превращающий муравьев-древоточцев в настоящих зомби. Процесс порабощения сопровождается выделением специального коктейля нейроактивных веществ алколоидной группы, которые воздействуют на мозг насекомого.
Зараженный паразитом, муравей оставляет родной дом и начинает одиноко бродить в чаще леса.
Найдя подходящее по температуре и влажности место, кордицепс вынуждает свою жертву впиться в лист растения, и к тому же вызывает атрофию мышц нижней челюсти – чтобы муравей больше никогда не смог ее разжать. Таким способом гриб страхуется от преждевременного падения. Вскоре насекомое полностью теряет контроль над своим телом, но продолжает жить до тех пор, пока его голову не пронзает наполненное спорами тело гриба.
Отдельные виды грибов, например, спорынья и кубенсис способны овладеть сознанием куда более сложных существ, в том числе человека – но это уже совсем другая история.
У растений есть чувства
Не менее любопытны опыты японского биолога Toshiyuki Nakagaki. Ученый разместил у входа в лабиринт (наподобие тех, с помощью которого проверяются память и интеллект лабораторных крыс) плесневый гриб Physarum polycephalum, а у выхода – маленький кусочек сахара. Вскоре мицелий заполнил проходы лабиринта, и к концу дня одна из грибных паутинок нашла дорогу к лакомству. После этого экспериментатор взял фрагмент гриба, участвовавший в первом опыте и поместил его у входа в такой же лабиринт. То, что произошло дальше, больше похоже на волшебство. Без единого лишнего поворота гриб проложил свою путь к сахару. Другой отросток решил не тратить времени зря и, вскарабкавшись на потолок лабиринта, добрался до цели напрямую!
Земля просто пронизана грибковой сетью: в десяти кубических сантиметрах почвы содержится около восьми километров паутинок мицелия! Причем, каждый отросток может передавать информацию всей сети во всех направлениях, что напоминает устройство нейросетей мозга. По мнению американского миколога Пола Стимеца, сеть грибницы является своеобразным природным интернетом нашей планеты.
Еще совсем недавно, в начале прошлого столетия, отец первой непротиворечивой теории эволюции – французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк – в своем труде «Философия зоологии», писал, что растения не обладают ни чувствительностью, ни двигательной активностью. Однако со временем стало очевидно: у растений есть чувства подобные вкусу, зрению, обонянию и тактильным ощущениям, они способны улавливать электромагнитные поля и реагировать на земное притяжение. Несмотря на то, что у растений отсутствует нервная система, в ответ на раздражители они могут генерировать электрические сигналы, подобные нервным импульсам животных.
Среди разных типов клеток растений ученые обнаружили и имеющие расширенные участки цитоплазмы, длинные и короткие отростки – всё это напоминает аналогичные по форме нейроны животных. Кроме того, растения используют сигнальные молекулы, подобные тем, что распространены в нервной системе животных. А американские и японские биологи показали, что ключевую роль в передаче сигнала от поврежденных листьев к неповрежденным играет глутамат – наиболее распространённый возбуждающий нейротрансмиттер в нервной системе позвоночных. Если к примеру, повредить или оторвать один листок, довольно скоро об этом узнает все растение. Похожим образом свет, падающий на один лист, вызывает ответную реакцию остальной части растения.
Растения могут двигаться и испытывать стресс
Достаточно быть немного наблюдательным, чтобы заметить: растения способны двигаться, пусть и довольно медленно. Есть несколько разновидностей растительных движений: тропизмы – повороты листьев в направлении падающего света, нутации – круговые движения верхушек побегов, настии – закрытие и открытие цветов при смене дня и ночи. Впрочем, некоторые растения способны и к быстрым двигательным реакциям, когда скорость электрического импульса достигает четырех сантиметров в секунду. К примеру, сейсмонастия – это складывание листьев мимозы стыдливой или захлопывание ловушки мухоловки.
Но и это не всё. Представители фауны обладают зачаточной памятью и способностью к обучению. Ботаники из института Небраски извлекали небольшие цветки Arabidopsis thaliana из почвы, высушивали их на воздухе, а затем вновь насыщали влагой. Оказалось, что растения способны запоминать пережитый стресс и даже делать определенные «выводы», в частности после каждой «пытки» высушиванием, цветы запасали влагу все лучше и лучше.
Наконец, не раз была продемонстрирована способность растений общаться с себе подобными. К примеру, если одно растение подверглось заражению, с помощью корневой системы оно способно предупредить об этом соседей. Благодаря этому близрастущие растения успевают подготовиться, активировав специальные защитные гены. В других случаях растения предупреждают окружающих об опасности, выпуская в воздух летучие вещества. Так поступает, например, полынь при налете кузнечиков, или капуста, когда на ее листьях поселяются гусеницы.
Выходит, наши зеленые друзья устроены гораздо сложнее и разумнее, чем мы привыкли считать. Швейцарский Федеральный комитет по этике в области биотехнологий, пошел в этом вопросе еще дальше, опубликовав официальный доклад под названием «Достоинство живых существ применительно к растениям». Документ призывает общественность считать аморальным преднамеренное причинение вреда представителям флоры.
Так почему мы жалеем животных
Становится очевидно: способностью двигаться, чувствовать, запоминать и общаться обладают все живые организмы, как животные, так и растения. А разница не в том, какого цвета еда, живет ли она в движении или стоя на месте – отличие очевидно в количестве/качестве того, что способно реагировать на изменения вокруг и внутри организма.
То есть разница заключается в сложности устройства нервной системы. Чем сложнее устроен головной мозг, особенно новые его отделы (в первую очередь полушария с развитой корой), тем качественнее он способен отражать реальность, тем большим количеством сознания обладает существо. Ведь лишившись коры (при обширных поражениях) и человек может превратиться в «растение», т.е. пребывать в вегетативном состоянии, что в буквальном смысле означает отсутствие возможности к самопроизвольной ментальной активности. С этой точки зрения, к примеру, курица и рыба (с их слаборазвитым мозгом и зачаточной корой) занимают скорее промежуточное положение между сложными растениями и высшими млекопитающими. Они способны реагировать, но не воспринимать, жить, но не осознавать.
Очевидно, что представители любого царства стремятся избежать насилия и участи стать пищей (исключением и, похоже, единственной возможностью веганов не запятнать свою карму являются зрелые плоды растений), отсюда напрашивается вывод о том, что сам факт борьбы и поглощения совершенно естественен и заложен в нашей природе. Вопрос лишь в качестве и количестве «сознания» потребляемой нами пищи, а также в осознанном выборе уровня неизбежной «жестокости». Этот текст не является индульгенцией для любителей плоти. Скорее это мысли вслух для тех, кто хоть однажды задавался подобным вопросом.