Похоже, проект #MeToo свернул не туда. Художница Мишель Хартни провела акцию в музее «Метрополитен»: она оставляет таблички рядом с работами художников, которых она считает сексистами, мизогинистами или абьюзерами. В немилость Мишель уже попали Пикассо и Гоген. То, что раньше считалось шедевром, сегодня считается дискриминацией. KYKY пересмотрел работы беларуских художников и «докопался до белых мышей» – увидел то, что подмечает лишь глаз радикала.
Пропаганда наркотиков от Язэпа Дроздовича
Задолго до появления ЛСД гений Язэпа Дроздовича, несмотря на три класса образования, подключился напрямую к Космосу и начал оттуда стрим-трансляцию. В картинах Дроздовича закодировано загадок, сильно опередивших его время, не меньше, чем у Леонардо да Винчи. А рекомендации, приходившие к нему в астральных снах, не лишены рационального зерна. «Экспедиция [на Луну] будет состоять из 15 человек, они будут одеты в черные костюмы и красные береты. Им обязательно нужно будет взять с собой антисептики, радиопередатчик и непременно курицу с гнездом, чтобы чем-то питаться». Сегодня, скорее всего, таким футуризмом заинтересовались бы соответствующие органы в разрезе 328 статьи УК РБ, потому что не должно так таращить человека просто так. Оно и правильно, единицы способны подключиться к эгрегору, в остальных случаях — это, однозначно, сговор с организованной группой.
Эйблизм Леонида Щемелёва
Начнем с того, что поголовно всех художников стоит обвинить в эйблизме (дискриминации людей с инвалидностью и особенностями развития). Разве что Веласкес со своей серией «Шуты» выпадает из этой стройной картины. Да Тулуз-Лотрек – и то, потому что сам был жертвой падения в подростковом возрасте, остановившего его рост. Хотя тут Беларусь может встать и сказать: «Минуточку! А как же наш народный художник, ныне здравствующий 95-летний Леонид Щемелев?» И тут нас распирает обоснованная гордость — эмоциональное «исцеление реализмом» у нашего соотечественника вполне себе на уровне французского постимпрессиониста графа Анри, только с коммунистическим уклоном и полигональным эффектом. Не рисовал он никаких дискриминируемых социальных групп, за то и попал в наш список.
Социопатия Наполеона Орды
Тоже, казалось бы, вполне нормальное агрегатное состояние для любого творца. Особенно если ты пейзажист. Вот, к примеру, Наполеон Орда был очень разносторонним человеком: и литератором, и композитором, и художником. Но глубоко в душе недолюбливал население и никогда не рисовал портретов! Сидит он, значит, в доме Чарторийских, музицирует на пару с Фредериком Шопеном, мазурки там, вальсы, хруст французской булки, а сам думает: «А чтоб вы под мой полонез себе ноги-то поломали!» Или пишет городской вид с архитектурным пейзажем да в конце с отвращением, но вроде как ненароком, дорисует фигурки людей, часто схематичные. Творческим и жизненным кредо художника были слова: «Кто хоть горстью землю носит, тот сможет насыпать гору». Люди наивно думали, что это высокие идеалы гуманизма, но мы-то понимаем, что в наполеоновских планах были куда более коварные проекты утилизации. Так что он бы очень удивился, узнав, что его именем названы улице в Минске, Бресте и Гродно. Хотя изображение Несвижского замка Радзивилов на доденоминированной банкноте в 100 000 рублей — это успех. Почти как у Ивана Шишкина с его «Утром в сосновом бору» на обертке шоколадной конфеты. Но мы с вами опять же понимаем, что сегодня и то, и другое — лишь фантики.
Работы Адама Глобуса и секс-мания
Перманентной эрекцией, не связанной с половым возбуждением пышет творчество Адама Глобуса (судя по его последней выставке). Работы прозаика и художника пышут сексоманией. На многих полотнах акт совокупления или демонстрации гениталий крайне мешали фотографам делать свои фото-отчёты с выставки – половину попросту приходилось блюрить. Хорошо, что написаны все эти картины в духе Пикассо, зачастую кубическими приемами, поэтому опознать героев не предоставляется возможным. За что пану Адаму отдельное спасибо. Не каждый хотел бы узнать свое физическое лицо на картине под названием «Минет». А так поди докажи чей тут гордый профиль или фас и не полет ли фантазии живописца вообще это: все персонажи вымышлены, все совпадения случайны. Но радикальные активисты от миллениалов вполне могут усмотреть в таких работах неконтролируемую секс-манию (вы же помните, новое поколение чтит секс куда меньше предыдущих).
Объективация Льва Бакста
Театральные декорации Льва Бакста к дягилевским сезонам в Париже начала двадцатого века, несомненно произвели настоящую революцию как в театральной сфере, так и в мире моды. До сих пор вон Дольче и Габбана не могут успокоиться от тех эскизов костюмов и тканей. И всё шьют и шьют роскошное и порочное, которое хорошо смотрится надетое на что угодно: хоть на Монику Белуччи, хоть на швабру деревянную Элит 60 см (высший сорт). Знаменитое же полотно «Портрет Зинаиды Гиппиус» 1906 года кисти Льва Бакста до сих пор будоражит как мужчин, так и женщин. Потому что непонятно до конца: кто там вообще изображен? Некоторые считают, что эта картина поломала жизнь сначала одному из братьев (уже сестёр) Вачовски, потом и другому. Короче говоря, в работах Бакста видится объективация, и радикальные феминисты негодуют.
Руслан Вашкевич и менсплейнинг
Арт-бандит и концептуальщик Руслан Вашкевич борется с пространством и самостоятельно формирует отсутствующий в Беларуси художественный контекст. И всё бы очень круто, и Венецианский Биенале — это вам не сито из собачьего хвоста. Но снисходительную манеру, в которой мужчина что-то объясняет женщине, которая якобы не способна понять эту информацию самостоятельно, без мужской помощи, всё таки стоит забыть, не смотря ни на что. Потому что как в одноименном в цикле, так и в «Иди и смотри» с затыканием женщине рта бананами и морковками, надевании ей на голову бюстгальтера, не говоря уже о порнографических Буратино с Мальвиной, Вашкевич как бы намекает на то, что к женщине можно не прислушиваться, а по-хорошему ей стоило бы и на роток накинуть платок, если выражаться поговорками, а не грубо.
Гомофобия в работах Владимира Цеслера
Это, безусловно, огромное счастье, что мы живем в одну эпоху с Владимиром Цеслером. Некоторые даже ходят с ним по одному городу. А самые счастливые — еще и празднуют «маевки» с ним в лесу. Хулиган, провокатор и с недавних пор тунеядец, Владимир Яковлевич, вы ж европейский человек, выставлявшийся в Лувре, ну надо как-то лояльнее быть к нетрадиционным формам половых отношений! А то постоянно вылезающее, простите за каламбур, в вашем творчестве непечатное слово из трех букв наводит на размышление о латентности выбора лирического героя. Да и осыпь ты хоть бриллиантами это слово и то, что оно означает, больше оно не станет. Ввиду чрезмерно частого повторения этого слова, да еще и серии работ из разных яиц, глаза экспертов нового поколения могут усмотреть в этом творчестве страх перед эпохой свободной любви.
Виктимблейминг Михаила Савицкого
Казалось бы, Михаил Савицкий, художник-монументалист, писавший о противостоянии света и тьмы, о том, что ужасы войны никогда не должны повториться, вне подозрений. Но если присмотреться — то и в партизанской мадонне можно найти совсем не христианские, а плотские ракурсы, а уж в группке обнажённых еврейских девушек, выведенных на расстрел, столько сексуальности, что невольно вспоминается мерзкий анекдот о красивой ведьме. Короче, сами виноваты...
Оскорбление чувств экологов от Хаима Сутина
Серия бычьих туш и натюрмортов с рыбой и птицами, чьи головы искажены страданиями, кисти Сутина несомненно повергла бы в шок веганов и адептов смузи и прочих зерен киноа. Хаиму не удалось бы сегодня отмыться от клейма убийцы и уж точно он бы не доказал, что освежеванная и распятая бычья туша стала символом безвинной и насильственной смерти, а не банальным желанием хайпануть. Под эту продразверстку попал бы и Марк Шагал: ишь ты, отрицание законов физики! Ну и что, что расписал парижскую оперу? Может у них там во Франции гравитация не работает из-за дороговизны, а у нас социальные дотации на всё, что привязывает к земле родного агрогородка!
Валентин Губарев и позитивная дискриминация
Наивный беларуский Брейгель, Валентин Губарев, при всей своей лубочной умилительности тоже бы получил на орехи. Ну как же, большинство женщин на его картинах не модельных форм, в халатах и бигуди. Стоп! Это же бодипозитив и самый настоящий феминизм... Тогда попробуем по-другому, это — скиннишейминг со стороны Губарева, он точно осуждает худых людей! И воспевает жителей агрогородков и идиллическую жизнь там, социальные льготы и прочее-прочее на наши налоги и дотации из бюджета существующее. А это позитивная дискриминация чистой воды: предоставление преимуществ членам групп, которые становятся жертвами дискриминации.
Фетишизм и пропаганда булимии от Ивана Хруцкого
Даже ставшей визитной карточкой нашего Национального музея картине «Портрет неизвестной с цветами» Ивана Хруцкого не уйти от тщательного анализа. Во-первых, ваза с рельефными сценами охоты с собаками. Она не на одном полотне Хруцкого изображена! Явно прослеживается некий фетишизм по отношению к полому предмету, то есть к такому, который, простите, с дыркой. Во-вторых, позирование длится несколько часов, неужели у неизвестной нельзя было спросить имя? Это даже неприлично и уничижительно для девушки! Много вопросов также вызывает графин со стаканом на переднем плане. Нет ли в этом пропаганды алкоголизма? На нем не написано «вода». К тому же, если присмотреться, глаза у девушки немного косят. Не остается сомнений о содержимом графина. Что и требовалось доказать. А и остальные работы тоже пугают. Что это, натюрморт? Это кулинарная какофония, провоцирующая булимию и другие пищевые расстройства.
***
Времена меняются. И мы вместе с ними. И посмотреть на что угодно можно минимум с двух сторон. Иногда и под странным углом, и со вставленным в глаз куском разбитого зеркала Снежной Королевы. Но есть картины, которые просто фиксируют свою эпоху. Они называются Искусством. Их надо не осуждать, а воспринимать как часть Истории, плохой или хорошей — рассудит лишь время. А уж никак не модные тенденции, тренды и самые современные трафики.