Мировой кинематограф воспринимает Беларусь как жопу мира. И если сегодня модно говорить о бренде Минска, то он давно существует. Задворки Европы тоже можно капитализировать, потому что всему человечеству интересно, какие люди здесь живут.
Змагары-земляробы из «South Park»
В культовом сериале Беларусь предстает краем пахотных полей, средневековых замчищ и сознательных фермеров. У последних бессовестная власть собирается отжать земельные наделы, но школьник Стэн Марш из Саус Парка, отказавшись снять браслет «А как бы поступил Иисус?», невольно вдохновляет белорусов на борьбу с государственным произволом. Поначалу Стэн становится объектом критики и насмешек, его даже приглашают на шоу Чарли Роуза, где опытные полемисты разносят в пух и прах его идеалы. Зато на следующее утро Стэн просыпается знаменитым:
— Меня очень тронуло то, что ты сделал для фермеров из Беларуси. — говорит Батерс.
— Фермеров... откуда? — недоумевает Стэн.
Вдохновленные поступком Стэна, белорусские пахари встают на пути правительственных бульдозеров, которые готовы сравнять с землей их урожай:
— Удзите с дороги, фермеры! Гэта земля больш не ваша!
— Никуды мы не удзем! Мы будзем стоять на своем, как ребенок с шоу Чарли Роуза.
К концу эпизода ситуация в Беларуси накаляется. Вот уже и Иисус отбывает в заморское путешествие, чтобы не допустить эскалации конфликта. К этому моменту противостояние достигает своей критической фазы: правительство снаряжает мотострелковые войска, чтобы все-таки выщемить фермеров с пахатных земель. Но, следуя примеру Стена Марша, отчаянные фермеры продолжают стоять на своём.
Танкисты, едва ли впечатленные таким героизмом, открывают огонь по безоружным пахарям, пока Иисус, прибывший из Соединенных Штатов, дает обширное интервью о намерениях урегулировать конфликт.
Интересно, что во время зачистки ни один из фермеров не сходит с места. Вот, что значит стойкий белорусский характер.
Крикливый продюсер из «Бартон Финк»
Комедия братьев Коэнов рассказывает историю талантливого драматурга Бартона Финка, который подписывает контракт с крупнейшей киностудией Голливуда. Ее продюсер Джек Липкник — уроженец Минска, визгливый толстяк в костюме-тройке, встречает Финка помпезным приветствием: «Это он! — вопит толстосум — Это Бартон Финк!» И немедлено засыпает Финка горой вопросов, не давая ему шанса на ответ.
— Ты сюда зашел с мыслью, что все будет непросто, что тебе придется забить голову всякой технической ерундой? Чушь! Нас интересует только одно: ты можешь рассказать историю, Барт? Можешь рассмешить нас, заставить нас плакать или залиться звонким пением? Я заведую этой дырой и не знаю всей этой технической чепухи! Почему я этим управляю? Потому что у меня чутье, черт возьми! — от прилива эмоций Липкник подпрыгивает на стуле. — И еще потому, что я крупнее, сильнее и наглее, чем остальные в этом городе!
Липкник предстает перед зрителем своеобразным антиподом: с гладко зачесанными волосами и бутоньеркой на лацкане. Он демонстрирует опасную импульсивность: трудно предсказать, что он скажет или сделает в следующую минуту. Герой Коэнов не знает полумер. Сперва денежный мешок расположен к Финку, называет его гением, фонтанирует комплиментами, но к концу фильма настроение продюсера меняет вектор, и Финк оказывается в немилости.
Внутренний мир Липкника далек от тонких материй, зато голливудский хмырь хорошо знает, как делать деньги и какого размера члены у конкурентов. Вероятно, прототипом героя стал один из основателей кинокомпании «Metro-Goldwyn-Mayer» Луис Майер, рожденный в Минске за 30 лет до красной революции. Во всяком случае, его внешнее сходство с персонажем Коэнов трудно отрицать.
Жрица любви из «Реальных парней»
В комедии Фишера Стивенса ворчливый старикашка Вэл в исполнении Аль Пачино только что отмотал срок и желает порезвиться с молодой девахой.
Смотрительница борделя рекомендует ему развлечься с нашей соотечесвенницей: «Оксана из Минска. Очень чистая». Речь не о чистоте помыслов: шалунья Оксана в цветастом балахоне берет престарелого лавеласа за грудки и ведет в свой будуар, храм похоти и разврата. Годы воздержания дают о себе знать, и герой Аль Пачино терпит эпический провал. Правда, закинувшись виагрой, возвращается в бордель и на этот раз задает Оксане перцу. Сложно судить о мастерстве юной Оксаны, поскольку сам акт соития всякий раз оставался за кадром. Но без труда можно заметить, что Оксана питает живой интерес к своим клиентам и искренне наслаждается трудовыми буднями.
Здоровяк из Витебской колонии
В остросюжетном боевике «Приговоренные» режиссера Скотта Вайпера белорус, осужденный на смертную казнь, становится участником жестокого реалити-шоу. Вместе с ним героями зрелища становятся еще девять смертников: их находят среди заключенных тюрем стран третьего мира. Под пристальным взором миллионов интернет-юзеров, участники борются за жизнь на необитаемом острове, а создатели шоу просто ждут развязки, рассчитывая, что скверный характер конкурсантов сам ее приблизит. В живых должен остаться только один участник: ему будет дарована свобода и чемодан с деньгами. А чтобы зрелище не было столь утомительным, на ноге каждого смертника закрепляется электронный браслет с пластидом, который работает по принципу ручной гранаты: спустя десять секунд после выдергивания чеки, взрывчатка разрывает зека на тряпочки.
Белорусского смертника продюсеры находят в Витебской колонии, которая, по сюжету фильма, почему-то оказалась в городе Дзержинске. Заключенные предстают чумазыми бесправными полулюдьми, проживающими в одиночных клетках прямо под открытым небом.
Начальник тюрьмы рекомендует продюсерам обратить внимание на богатыря-одиночку, который, очевидно, не водит дружбу с тюремными авторитетами. У него другой способ не дать себя в обиду: с одного удара наш смертник разбивает головы, как спелые дыньки. «Он просто находка!» - шепчутся создатели шоу и отваливают начальнику тюрьмы за богатыря положенное количество зайчиков в долларовом эквиваленте.
Кстати, вместо официального герба Беларуси с колосками и солнышком на фуражке офицеров красуется воинственная «Погоня», а для реалити-шоу белорус позирует на фоне несуществующего бело-синего флага:
Видимо, здоровяк недостаточно грозно смотрелся в обрамлении белорусского орнамента, создатели блокбастера решили не вникать в тонкости нашей геральдики. Не учли друзья-американцы и тот факт, что все граждане Беларуси, приговоренные к высшей мере, содержатся в подвалах СИЗО №1 города Минска и не покидают камеру смертника до самого исполнения приговора. Так или иначе, белорусский участник выбывает после схватки с американцем: он почти одерживает верх над янки, но его ножной браслет случайно приводится в действие. Американец из последних сил сбрасывает витебского богатыря со скалы, и белорус эффектно взрывается, не достигнув земли.
Околомафиозная тусовка
В голливудском блокбастере «Турист» герои Джонни Депа и Анжелины Джоли оказываются в немилости у мафиози. Последний окружил себя выходцами из Восточной Европы, которые изъясняются между собой на белорусском наречии. Правда, в оригинале они говорят по-русски, но российские прокатчики сочли образы мафиозных шестерок приевшимися для зрителя и сделали хлопчиков выходцами из союзного государства. Даже в погоне за Джонни Депом, перепрыгивая с крыши на крышу, хлопцы не расстаются с дорогими костюмами и начищенными туфлями. Они покорно слушают крестного пахана, а в перерывах между работой играют в покер.
-Бяры трыста
-Яшчэ зверху ёсць.
-Смелы ты, як я бачу. Пашкадуеш!
-Пайшоу ты…
В общем, белорусы ведут себя в рамках международного кодекса поведения мафиозной шушеры, выдавая белорусское происхождение только говором. В одной из сцен хозяин отмечает, что хлопцы довольно глупы, но и это кажется нам интернациональным качеством подобных персонажей.
Кровожадный сын мясника
В одном из эпизодов сериала «Шерлок» под заливистое пение балалайки нас знакомят с подследственным белорусского КПЗ. На ломанном английском он рассказывает Холмсу, как порешил ревнивую возлюбленную Каринку, не выдержав ее грязных оскорблений в свой адрес. «Мой папаша был мясник, - делает юноша лирическое отступление, - Так что я умею обращаться с ножом. Он научил меня разделывать туши».
«Совсем измельчал преступный элемент.» - жалуется Холмс по приезду в родную Англию.
В общем, для заокеанского зрителя мы остаемся государством без опознавательных знаков: белое пятно на карте Европы, страна третьего мира, для которой ничего не характерно. Появится ли у нас своя матрешка, синька и медведь, который держит лапу на ядерной кнопке, покажет время и жанровое кино.