Какими бы андеграундными или интеллектуальными ни были ваши музыкальные пристрастия, но YouTube, топ-чарты и радио всё ещё формируют целые поколения. Нельзя просто делать вид, что вы живёте в мире, где нет Ольги Бузовой – или в современной Беларуси, где подростки не фанатеют от Тимы Белорусских. KYKY решил сделать контент-анализ пяти топовых треков десяти самых популярных русскоязычных поп-исполнителей. И выяснил, кто из них поёт о токсичных отношениях, суицидах и машинах – как о маркере статуса.
Ольга Бузова
На первый взгляд кажется, что тексты Бузовой написал искусственный интеллект. Четыре из пяти хитов наполнены бедной рифмой, типа «лживый — фальшивый» и «меня — тебя», а самые популярные слова из всех пяти треков — это «ты», «мало», «половин», «слова» и «водица» — то есть строчки просто копировались и вставлялись из катрена в катрен.
Но в отличие от остальных исполнителей, Ольга поет только про отношения, абьюз в которых осознает (2 песни). В треке «Мало половин» она рефлексирует (1 раз) над случившимся в ее жизни и больше не боится быть одной, но счастливой и сильной. Плюс она осторожна с гендерными стереотипами и всего один раз позволяет себе фразу «если ты не мужчина, а Wi-Fi». И ни одного мизогинного высказывания (справедливости ради – феминистических заявлений тоже нет)! В ее репертуаре есть место не только драме: например, в песне «Поцелуй на балконе» воспевается светлая романтическая любовь.
Почти все треки Ольги центрированы на личности самой певицы, они либо биографичны, либо созданы как способ селфбрендинга («Танцуй под Бузову»).
При этом Бузова (и ее авторы) не стремится отразить политическую или социальную ситуацию в стране в своем творчестве, не пропагандирует ЗОЖ или бодипозитив, зато создает «легкую музыку» без определенной тематики. И только в песне «Танцуй под Бузову» однажды звучит обсценная лексика и упоминается этиловый спирт, в остальном — это четко выверенные тексты для поддержания брошенных женщин на последней стадии их страданий, когда уже пора идти дальше.
Тима Белорусских
«Макс Корж младший» поет о чистой и светлой любви (3 песни), но не забывает и про болезненные отношения. В двух треках упоминается игра, когда девушка его игнорирует, а потом снова хочет быть в отношениях — неосознаваемый легкий абьюз, который вписан в нашу культуру.
В песне «Аленка» Тима упоминает повсеместную моду на ЗОЖ (1 раз) и просит девушку перестать переедать. Сама же девушка не испытывает комплексов по поводу своей внешности (тема бодипозитива), но Белорусских все равно уговаривает ее похудеть — вот он, гендерный стереотип о том, что женщина должна быть стройной. В треке «Незабудка» тоже упоминается устаревшее убеждение в отношении мужчин, что «любить могут одни девчонки». Песни Белорусских, внешне кажущиеся вполне современными, часто отсылают к довольно олдскульной романтике времен молодости Кобзона.
Никакой обсценной лексики, грубых обращений к женщинам, сексуального подтекста, упоминания никотиновой и наркотической зависимостей. В отличие от других исполнителей в нашем анализе, Тима сравнивает свою возлюбленную с витаминкой, а не с наркотиком. И только в трэке «Я больше не напишу» он упоминает алкоголь, которым заливает расставание. Получается аккуратный репертуар для подростков, который не толкает их в сильные страдания, а описывает реалии несовершеннолетней влюбленности: когда девочки играют с мальчиками в приближение-отдаление, а мальчики бегут с букетами с мокрых кроссовках.
Себя певец в песнях никак не превозносит – в его текстах нет риторики рэперов, которая возвышает исполнителя через хвастовство достижениями, деньгами или связями и отношениями.
Егор Крид
От Егора Крида ожидаешь много гендерных стереотипов о женщинах, но в пяти самых популярных треках, был всего один такой момент. Он задает девушке вопрос: «Сколько женихов уже убитые тобой, а?» Речь о том, что главная цель в жизни женщины – выйти замуж. Это устаревший стереотип.
А вот грубая лексика в качестве обращения к девушкам встретилась в четырех трэках из пяти: «малая» (дворовой жаргон), разные вариации слова «сука» и инфантильное «детка» (по этому показателю он рекордсмен).
Наряду с обсценной (в 1 песне) мелькает религиозная лексика (в 2 песнях), слэнг (в 1 песне) и англицизмы (в 2 песнях).
В двух треках появляется тема алкоголя. Как отличительная черта популярной рэп-культуры в двух песнях упоминаются материальные блага (машины, золото и брендовая одежда) как показатель престижа. При этом три трека из пяти повествуют о сексуальном желании.
Помимо абьюзивных отношений (3 трека), в которых Егор «ненавидит и любит» и осознанно ведется на флирт женщины, которой интересны только его финансы, в треке «Грехи» он поет о психологических трудностях: «Не узнаю себя, уже не знаю, кто я». Он не затрагивает социально значимые проблемы или политику, зато уделяет внимание личному статусу в произведении «Цвет настроения черный».
Светлана Лобода
Из пяти самых популярных треков Лободы три — про абьюзивные отношения, которые не осознаются участниками — везде любовь сравнивается с выстрелом и попаданием пули в сердце. Таким образом понятие страсти замещает собой понятие любви, а подобная подмена терминов отрицает современную риторику о здоровых партнерских отношениях.
При этом в текстах Лободы практически гендерных стереотипов ни о мужчинах, ни о женщинах. Хотя единожды проявляется внутренняя мизогиния, когда Светлана называет других женщин «сучками». А в песне «Superstar», которая в целом посвящена воспеванию личности певицы, даже проскакивает тема свободы личности: «Я могу всего сама достичь». В этом смысле Лобода, по сравнению с группами вроде «Серебра» выглядит даже феминистично.
Что касается лексики, то музыкальные произведения Лободы включают англицизмы (2 трека) и обсценные высказывания (2 трека), но ни слэнга, ни религиозности в них обнаружено не было. Но и про патриотизм, бодипозитив и социальную проблематику высказываний от Светланы не было. Не интересует ее и материальный престиж (в отличие от Крида). Ролевая модель Лободы – это женщина с разбитым сердцем (три трека из пяти).
Элджей
Из всей десятки исполнителей Эл единственный, кто только в одной песне «Антидепрессанты» страдает от разбитого сердца, но при этом осознает, что это была «неправильная любовь». В треке «Sayonara детка» он сразу пресекает абьюзивное поведение девушки, которая то хочет его видеть, то отвергает, но при этом проявляет потребительское отношение к женщине и использует фразы в духе «я вернул тебя туда, где нашёл». А в трэке «360» он воспевает сексуальные отношения. Элджей довольно чётко очерчивает границы своих интересов по отношению к девушкам, и так же чётко описывает желания. Глубокие чувства в этот список не входят.
Чтобы поддерживать образ рэпера-тусовщика, он в трех текстах из пяти говорит о сексе, в четырех — кичится материальными благами (машина, люксовые бренды) и, конечно, упоминает алкоголь (1 трек), наркотики (1 трек) и никотин (2 трека). И единственный из нашего списка упоминает о трудоголизме.
В трех из пяти трэках Элджей употребляет сленг, типа «колесо», «кенты» и «кэс» (свернутая в трубочку купюра для употребления наркотиков), не скупится на англицизмы, вплоть до написания части трека «Sayonara детка» на английском. Использует обсценную лексику и гендерные стереотипы, которые ущемляют женщин.
Монеточка
Чего точно нет в текстах Лизы Гырдымовой — так это бедной рифмы. Зато в четырех хитах есть сленг, знакомый ее целевой аудитории: «винишко-тян», «сижка», «вписка». В трех треках употребляет англицизмы – но делается это не для показания себя «в теме», как у других исполнителей, а потому что эти слова используются в каждодневной лексике подростков. По сути, Монеточка занимается фольклорными экспедициями и создает концентрированный образ своего ровесника.
Еще один элемент, который приближает ее к слушателю — это упоминание алкогольной (в 3 треках), наркотической (2) и никотиновой (2) зависимостей. И тоже скорее как антропологическое наблюдение, нежели как собственный опыт.
Никакого абьюза — ни сознательного, ни бессознательного. Лишь песни про влюбленность, в которой хочется постоянно быть вместе с человеком, или, как в «Нимфоманке», разочарование от действий пассии. В песне «Каждый раз» Монеточка рассказывает про парня, который хочет ее «снять-снять-снять», то есть чисто технически ходит по острию гендерного стереотипа о том, что мужчинам нужен только секс. Но уже в «Нимфоманке» разрушает его, от лица мужчины произнося фразу: «Залезь мне в сердце, а не в ширинку джинс».
Еще в одном треке она отмечает, что «простые, как рай» девочки очень нравятся парням — это очередной гендерный дисбаланс. А также дважды у нее проскакивает внутренняя мизогиния, когда она называет молодых женщин — «телками». Но здесь нужно сделать важное примечание: практически все эти обороты речи используются, чтобы достичь ироничного или саркастического эффекта. Не служат как истина в последней инстанции, а стремятся потроллить молодежный статус-кво.
Ее отличает от собратьев по топ-чарту и тематика произведений. В трех песнях она затрагивает социальную проблематику: взятки, индифферентность масс, специфика подачи информации в масс-медиа. В трэке «Люди с автоматами» единственная во всей выборке артистов касается политики, а «Падать в грязь» посвящена свободе личности человека. Вот мы и обнаружили причину, по которой Монеточку как исполнителя ценит либеральная интеллигенция.
Луна
Понять, о чем поет Кристина Герасимова, прямо скажем, непросто. Ее тексты полны метафор, что освобождает уши слушателя от бедной рифмы, но не проясняет посыл. Также ее отличительная черта — это использование в четырех из пяти песен слов «принц» и «королева», которые показывают на место мужчины в ее жизни. Несмотря на такую стереотипизированную лексику, Луна разрушает гендерное предубеждение (в 3 треках), что женщина априори ниже мужчины и ничего не может сама.
Возможно, именно на это и нацелено ее творчество — показать силу женщины и ее свободу (2 трека). Но она не поет о том, как женщина меняет мир или материализует гениальные идеи — речь идет лишь о ее красоте и сексуальности, которая может погубить мужчину. При этом Кристина не упоминает бодипозитив, ЗОЖ и не ведет феминистскую риторику — все по нулям, так же как и политика, социалка и психологические трудности человека. Ролевая модель песен Луны – красивая женщина, которая ничего никому не должна и выбирает путь тотального эскапизма.
Ленинград
От текстов группы Ленинград правильно ожидать обсценной лексики (3 трека), сленга (2 трека), заниженных обращений к партнеру (4 трека) и алкоголизма как базовой черты (3 трека). В двух песнях они поддерживают устаревшие гендерные стереотипы о том, что мужчина должен вывозить женщину на отдых, покупать ей авто. А женщина должна хотеть от мужчины материального благополучия, путешествий, которые будет афишировать в социальных сетях.
В треке «i_$uss» мы узнаём девушку, которая испытывает симпатию к просто красивому мужчине, хотя в культуре есть мнение, что женщины выбирают не глазами. Причем парень напоминает героине Иисуса – в этом смысле творчество «Ленинграда» близко к цели Монеточки: это тоже попытка сыронизировать над собственным поколением и обнаружить все его главные слабости. В поколении Шнурова этот набор иной: религиозность, потребительство, страсть к алкоголю, стремление к браку и т.п. В отличие от песен Монеточки, тут можно усомниться в новизне такого продукта – но это уже тема отдельного исследования.
Среди самых популярных композиций, только в одной поется про свободу личности. Зато нигде не просвечивает абьюз. Никакого феминизма, воспевания романтической любви и реакции на политическую повестку – хотя в раннем творчестве Шнурова последний пункт точно был.
ЛСП
Музыкальная группа, благодаря которой в нашем анализе появилась категория суицид — в трех треках из пяти они упоминают различные способы ухода из жизни. Одна из причин — разбитое сердце вперемешку с алкоголем. Вторая — психологические проблемы («потеряться, впрочем, как и миллионы, в мире цифрового глянца под дождями из айфонов»).
По количеству упоминаний алкогольной (2), никотиновой (2) и наркотической (2) зависимостей они уступают только Монеточке (цели этих упоминаний разные – ЛСП транслирует опыт собственного лирического героя). Но надо признать, часто в трэках группы тема наркотической зависимости обсуждается как социальная проблема.
В песнях много заимствований и слэнга. При этом мало обсценной лексики (1 трек) и заниженных обращений к партнеру (1 трек). Зато композиция «Монетка» полнится потребительским отношением к женщине исключительно как к сексуальному объекту. Такая тенденция свозит в каждом альбоме группы. И хотя две из пяти песен как-то касаются темы романтической любви, при более глубоком анализе они не имеют под собой стремления к равноправным партнерским отношениям. Мир довольно сильно поделен между мужским (тусовки, «серьезные» проблемы, желание их избежать) и женским (источник удовольствия для мужчины).
Елена Темникова
Самая страстная музыка у бывшей участницы группы «Серебро» — все пять песен включают выражение сексуального влечения. И в трех из них секс-подтекст считывается через сравнение с огнем, жаром и чем-то теплым: «самый жаркий вечер встречает», «этот огонь не потушить», «а пока в твоей худи не модной, но теплой». Тепловая карта в действии.
В творчестве Темниковой нет трансляции абьюзивных отношений, только воспевание романтической любви в двух треках, во всех остальных — взаимное физическое влечение. Нет гендерных стереотипов, но так же нет их разрушения – если не считать предложения в песне «Жара» устроить все «без шаблонов и ванили». Там же встречается фраза «не банальная любовь – это реально», которая не получает дальнейшего развития — не ясно, имеется в виду абьюз, страдания или сладкая история из ромкомов.
Феминизма, социальной и политической проблематики в треках тоже обнаружено не было. Хотя упоминание «не на диете» в композиции «Душит ювелирка» может быть проблеском бодипозитива. Единожды встречается никотин, дважды — алкоголь, а наркотиков — вовсе нет. В общем, получается аккуратная трендо-устойчивая музыка для разогрева перед сексом, в которую не нужно вникать, а только чувствовать.
Вместо вывода
Популярные русскоязычные исполнители в огромном проценте треков выбирают тему гетеронормативных отношений, в которых есть разбитое сердце — по сути сохраняют вековую традицию воспевать тему любви как вечного страдания. При этом они часто не удерживаются и падают в гендерные стереотипы о женщинах и смешивают это с зависимостями от стимуляторов в виде алкоголя или наркотиков. Три волны феминизма отражаются в русскоязычной поп-музыке скорее косвенно, чем в текстах песен.
При этом все, кроме Тимы Белорусских и Луны, используют обсценную лексику – таким образом еще больше «легализуя» ее в ежедневном употреблении. И каждый из артистов вставил хотя бы один англицизм и сленговое выражение, чтобы быть на одной волне со своим слушателем.
Егор Крид и Элджей чаще остальных поют о сексуальном влечении и указывают на материальные блага как символ престижа. Но все-таки о сексе чаще всего говорится в песнях на первый взгляд флегматичной лирической героини Елены Темниковой. И только у Монеточки в текстах остались социальные проблемы, политика и тема свободы личности. Остальные исполнители все больше уходят в эскапизм и теряют тематическую палитру. Никаких громких высказываний – аккуратное существование в рамках безопасных продюсерских концептов.