Призовые в киберспорте исчисляются зачастую суммами с несколькими нулями. Прелесть киберспорта в том, что войти в сферу теоретически может любой, у кого есть компьютер и выход в интернет. В Беларуси киберспорт находится на стадии, когда сфера вот-вот может выстрелить и закрутить в себе безумные по местным меркам деньги. Кстати, в Европейские игры-2019 в Минске киберспорт уже включили как отдельную дисциплину. Андрей Диченко взял на себя большую ношу и составил фактически базу данных беларуского киберспорта и его звёзд.
Counter-Strike: Global Offensive
Называется «контра» или «кантра», иногда в разгар рабочего дня звучит как «гоу накатим партейку». Вообще, Counter-Strike в качестве дисциплины появился еще тогда, когда модем издавал специфический звук для подключения к интернету, а для турнира мог легко сойти компьютерный клуб с абонементом на всенощную игру. Выбор играть после заката оправдан ценой на услуги связи: ночью интернет в доисторические времена стоил в несколько раз дешевле и безоговорочно блокировал связь по домашнему телефону.
Может быть, по этой причине у всех спортсменов в CS сбит режим дня? Утверждение спорное, потому что уже выросло несколько поколений геймеров, которые знать не знают, что значит комбинация W8-600-100.
В Беларуси «каэсеров» подписывают три организации — FCDB Esports, Nemiga Gaming и Evolution. Что касается легенд, то Анонимус с «Двача», приглашенный в качестве эксперта, рекомендует обратить внимание на спортсмена с ником lollipop21k. Он играл в таких командах, как GoodJob (она же какое-то время — FCDB Esports), Flipsid3 Tactics и Nemiga Gaming. Дисциплина представлена и на любительском уровне. Интересы любителей представляет «Студенческая Киберспортивная Лига», к которой имеет отношение беларуская кибеспортивная организация e-sports.by.
Игорь «lollipop21k» Солодков, киберспортсмен организации Nemiga Gaming: «У нас есть Белорусская федерация киберспорта, которая для локального уровня создает вполне хорошие условия для роста CS в Беларуси, однако кроме этого ничего существенного в стране, к сожалению, больше нет. Я считаю, что CS — это одна из основ киберспорта в Беларуси наравне c Quake. Лично для меня, да и для остальных, наверняка, тоже, Counter-Strike — это дисциплина №1 в стране. Импульсом для развития игры у нас могут стать еще более громкие победы игроков. А еще нужно, чтобы киберспорт начали воспринимать серьезно на государственном уровне».
FIFA – симулятор футбола
Игроки в FIFA представляют отдельную касту в плеяде киберспортсменов и наиболее понятны обывательской аудитории. Причина простая: футболист гоняет мяч по полю, фифер делает тоже самое, но сидя в кресле перед монитором. FIFA — не самый популярный вид киберспорта. Но именно это делает его аудиторию наиболее сплоченной и взрослой. Еще практически у каждого мало-мальски серьезного футбольного клуба есть свои «подписанные» фиферы. Так совпадает, что многие фиферы в прошлом были футболистами. Бывает, что фиферов набирают из бывших спортсменов клуба, но иногда в обойму попадают и фанаты, которые с детства болели за клуб.
Сколько реально там заработать? Сложно сказать. Но большинство фиферов занимаются киберспортом как второй работой. Может быть, по этой причине если среди киберспорта обычно конкуренция, то эти зайки друг друга всегда поддерживают. И кажется, что только среди фиферов бывают эпичные случаи, когда спортсмен добирался на перекладных электричках до чемпионата.
Роман Полоско, киберспортсмен FCDB Esports: «Пока еще никто из беларусов не попадал на серьезные турнины. Хотя у нас даже нет на это права... Официально из региона «Беларусь» нельзя туда отобраться. Но работы в этом направлении ведутся. К примеру, если отталкиваться от самого популярного режима FUT, то здесь есть игроки, которые попадали в топ-100 недели и месяца. Из беларуских фиферов я бы назвал Илью Shima Шиманского (Nemiga), Костю kketko Кетько (FCDB Esports), Александра SuveiB Сувейко (FCDB Esports), Дениса Pahan_13 Крумкачева (FC Minsk). В Европе имен в разы больше, но там одних футбольных клубов с фиферами точно половина сотни. Продвижением киберспорта в FIFA занимается ее создатель EA Sports – у нее тут монополия. Поэтому главный турнир будет в июле-августе 2019 под названием FIFA eWorld Cup. Призовой фонд – 400 000 долларов».
League of Legends, он же LoL
Легендарная бесплатная игра, по которой американская группа Imagine Dragons запилила отличный клип на песню Warriors.
Еще в нее часто переходят игроки из Дотки. В США дисциплина была признана киберспортивной еще в 2013 году. Чемпионаты проводятся по всему миру. К примеру, команды от СНГ регулярно принимают участие в «Играх звезд-2018» (событие собирает целый стадион в Лас-Вегасе). У беларуского сообщества LoL есть свое достаточно вялое комьюнити в VK, где игроки ищут команду и напарников, а также занимаются организаций LAN-вечеринок.
Марк Круглов, киберспортивный журналист и организатор мероприятий: «В Беларуси в свое время было очень активное ЛоЛ-комьюнити. Ребята собирались сперва по восемь команд, потом по 16 и даже по 24 на онлайн и LAN-турниры. Мы также проводили совместные просмотры, собиравшие по 50+ человек. Движуха поддерживалась Riot Games — они давали Riot Points и мерч на мероприятия, всячески поощряли сообщества активистов. Даже сами проводили комьюнити-ивенты — вспомните Кубки Стран, Sona Party и Билджвотерские Вечеринки.
А потом из компании выжили человека, который знал, как работать с комьюнити и как развивать дисциплину. И движуха ушла. Остались сухие, безликие цифры, которые играют в Лигу Легенд и не хотят участвовать в активностях. Riot Games сдалась в битве за СНГ-регион и полностью проиграла его Доте, хотя года три назад у игры были реальные перспективы закрепиться в регионе. Из нашей страны из Лиги Легенд выходец один — NightEnd. Он комментировал матчи и крутился в киберспортивной среде, но так и не стал популярным. Сейчас менеджерит состав по Paladins в Na'Vi. Стоит упомянуть команду ESFX Flaming Train — единственную беларускую команду, подписанную серьезной организацией. Она развалилась года четыре назад. Также есть коллектив Alpaca's Revenge — последние чемпионы страны по Лиге Легенд. Ни один из игроков названных коллективов не играл на про-сцене».
Dota 2
Самый мемный вид киберспорта, из-за молодой и активной аудитории, которая если забивает эфир, то работает похлеще русских средств радиоэлектронной борьбы. Собственно, в Беларуси Dota — это 50% мемасиков и еще столько же ненависти.
Если Нью-Йорк — это государство в государстве, то Dota в Беларуси — портал в зазеркалье.
Как начинается профессиональная карьера в Дотке? Ты приходишь с четырьмя красноглазыми друзьями на чемпионат, заявляешься на игру, сливаешь матчи и идешь жаловаться в комментах под каждой трансляцией на «Твиче».
В беларуских реалиях для профессиональной игры в Дотку характерна текучка. Дотер среди киберспортсменов — как официант в ресторанном бизнесе. Сегодня он может играть за одну команду, завтра – за вторую, и во всех заведениях отлично знают, кто он такой и чего стоит. Забавно, что на LAN-турнирах все друг друга знают и ведут себя вполне корректно. Но стоит дотерам окунуться в свой привычный мир, как тут же появляются килотонны агрессивной лексики. Такова особенность местной экосистемы. Еще одна отличительная черта беларуского дотера, да и дотера вообще — они не используют никакие средства коммуникации, кроме чатов. Беларуское сообщество дотеров тусуется в паблике BDC.
Если надумаете регистрироваться на тематическом форуме, то в графе «о себе» укажите, что являетесь сиротой, и не знаете, кто ваша биологическая мать (так будет значительно проще). На текущий момент в стране игроков подписывают две команды: Nemiga Gaming и Pavaga Gaming.
P.S. Хочешь вывести из себя дотера — спроси у него, что означает его никнейм.
Александр Молочников, киберспортивная организация «Pavaga Gaming»: «Пока беларуских pro-игроков не так много, поэтому желательно знать всех. Есть и именитые «старички», и талантливая молодежь. Кого-то отдельно выделять не хотелось бы. В последние два-три месяца беларуские коллективы показывают хорошую динамику развития и уже на равных сражаются с топовыми коллективами из СНГ. Если говорить про результаты, то выделю победу Паваги на турнире от Мегафона и выход Немиги в основную стадию WESG. Что касается перспектив развития, то есть подозрение, что у дисциплины с призовым фондом на турнир 25 миллионов долларов они не самые печальные».
Hearthstone, Artifact и Gwent
Коллекционные карточные игры (ККИ) не из разряда «азартных». Если призовые фонды от чемпионатов не дают спокойно спать, то «входить» в сферу проще всего с карточного фронта. Hearthstone требует аналитики, упорства, а также удачи. При должном упорстве можно играть вообще без денег. Суть игры кроется в сборе коллекционной колоды, которой потом можно меряться с соперником.
В киберспорте коллекционные карточные игры обладают привлекательностью, потому что выступаешь один, без команды. Возрастное ограничение весьма условно: от 13 лет. Несмотря на то, что в соревнованиях чаще всего участвует молодежь, база игроков-любителей очень широкая: от малышей до пенсионеров.
Чем три игры отличаются между собой? Hearthstone базируется на вселенной World of Warcraft, Artifact – на Dota 2. Gwent является производной от карточной игры, впервые описанной в книге Анджея Сапковского «Крещение огнём» из цикла «Ведьмак», и мини-игры из ролевой компьютерной игры «Ведьмак 3: Дикая Охота». Карты в гвинте представляют собой персонажей, существ или события из фэнтэзийной вселенной, основанной на книжном и игровом цикле о ведьмаке Геральте из Ривии.
Кирилл Чайкин, организатор турниров по Hearthstone: «Первый турнир по Hearthstone мы сделали в 2014 году. Но именно свою таверну я создал летом 2017. Начать играть получать удовольствие от игры нетрудно, но если говорить о киберспортивной стороне вопроса — порог входа довольно высокий, игроку нужно собрать немалую коллекцию, которую в перспективе еще нужно поддерживать. Но если карты условно можно получить за деньги, то с навыком игры так просто не выйдет. В среднем у игроков уходит не меньше года, чтобы прощупать игру и начать показывать результаты. К тому же, Artifact уже появился, и многие игроки в Hearthstone, не имеющие раннего доступа к игре, уже приступили к его изучению.
На мой взгляд, обе игры будут востребованы, хороших игроков в киберспортивные ККИ намного больше, чем самих ККИ. В каждой из них можно найти плюсы и минусы, поэтому я думаю, каждый выберет то, что ему больше по вкусу. Hearthstone не славится огромными призовыми, с другой стороны, победа даже на одном крупном турнире может окупить вложенное время. Как правило, профессиональные игроки в Hearthstone ведут трансляции на разных ресурсах, это чаще всего дает возможность зарабатывать даже без призовых. Плюс, есть возможность получить контракт от организации, которые, правда, последнее время, напротив, чаще распускают свои составы по этой дисциплине».
World of Tanks
Танки в Беларуси — это не просто игра, а продукт национальной гордости. Но в сфере киберспорта — не самая популярная дисциплина. Завсегдатаи трансляций называют танки «CS:GO для пенсионеров». Логика у сравнения примерно такая: CS:GO, как и танки, — это шутер. Но проблема танков в том, что там нет нужной энергичной динамики, от которой веселится младшая аудитория. Попаданий для убийства нужно больше, перемещаться нужно по огромным картам и достаточно медленно. Поэтому и сама игра в киберспорте развивается в размеренном темпе. Подробный разбор о том, что там по спорту, есть здесь.
Александр 'Varejko' Теслёнок, комментатор e-Sports.by: «Уже прошёл почти год с «официального» закрытия Золотой серии (высшая лига в танках в формате 7х7), которую организовывала сама компания WG. Всё, что сейчас есть, – это отголоски того, что было, да и те уже в формате 3х3. К тому же с большим региональным ограничением по месту жительства. Так что скиловые ребята на местах проведения просто собираются и играют раз в год подобный турнир.
Все остальные турниры – это любительские начинания энтузиастов, иногда поддерживаемые WG, и чаще всего эта поддержка чуть больше, чем моральная.
К примеру, немного игровой валюты отсыпать, что просто смешно. Так как лиги уже нет, то и о командах говорить не приходится. Можно лишь вспомнить соотечественников из команды Tornado Energy, которые на закате лиги были ее абсолютными чемпионами: Алексей 'NEAR_YOU' Кучкин, Эдуард 'SERVER' Сечко. Еще можно упомянуть двух белорусских капитанов Владислава 'Welly_' Кравчука (капитан Unique team), Евгения 'Ceisa' Эйхмана (капитан Brain Storm). Чего нам не хватает? Поддержки от WG и медиа, а также структуры и календаря.
Вселенная Quake
Можно не знать, кто такие строгги и даже пренебречь тем, что они не имеют никакого отношения к давно устаревшей Quake III Arena. Но если слова «Радзима», «Сцяг» и «Фраг» для вас не пустое сотрясения воздуха, то следует знать, кто такой Cypher, он же Алексей Анатольевич Янушевский.
Если в биатлоне фигура №1 — это Дарья Домрачева, то во вселенной киберспорта по Quake это он, Сайфер.
Чтобы понять, как так вышло, достаточно включить трансляцию с DreamHack и посмотреть, как он из рельсы кормит противников синими пилюлями смерти. На последнем Dream Hack Алексей выступал за беларускую команду Nemiga Gaming. И привлекает в нем даже не убийственная скорость, с который он громит своих врагов. Привлекает, как он общается со своими коллегами и соперниками (терпение, вежливость и харизма).
Еще один профессиональный игрок от Беларуси — Никита «clawz» Марчинский. Молодой. Талантливый. На Quake World Championship в 2017 году вместе с командой 2z он вынес команду Notofast, а потом в режиме дуэли разнес в щепки (3:0) голландца Сандера «Vo0» Каасъягера.
Да, на сегодняшний день Квака медленно, но верно умирает. Ключевой чемпионат по дисциплине после Quake World Championship — немецкий DreamHack. Один из самых старых чемпионатов QuakeCon проводится с 1996 года.
muzzfriend0, беларуский киберспортсмен-любитель в дисциплине Quake III / Quake Champions: «Для меня увлечение квейком началось в далеком 99-м, когда брат купил заветный диск. Сначала играл с ботами, потом в стране появились компьютерные клубы. Началась эра LAN-соревнований. Многие любят Quake за его физику, динамичность и неимоверно быстрый ритм сражений. Это не только зрелищная игра, которая охватывает несколько видов соревновательной деятельности. Противники сражаются в турнирах 1 на 1, 2 на 2, 4 на 4. Что касается чемпионатов и чемпионов, то их проводилось и проводится достаточно много. Есть ежегодные, есть сезонные, локальные, мировые, плюс разные лиги. Чтобы быть в курсе новых тактик и подходов к контролю карты (так называют арены сражений), а также быть в курсе чего ждать от противника, мне довелось пересмотреть порядка нескольких тысяч матчей.
Из беларуских легенд квейка хочется выделить таких всемирно-известных личностей как Alexei 'cypher' Yanushevsky, Nikita 'clawz' Marchinsky, Yury 'keep3r' Mikulchik. Киберспорт развивается в пугающей (в хорошем смысле) прогрессии, спонсоры не жалеют выделять многомиллионные призовые фонды на зрелищные битвы межгалактических титанов и это здорово.
Pro-игроки зарабатывают неплохие деньги не только на чемпионатах (за карьеру: Clawz Никита Марчинский – $252 002,50. Cypher Алексей Янушевский – $180 252,90).
Они зарабатывают и на рекламе производителей киберспортивных принадлежностей, а также могут давать мастер-класс для желающих усердно тренироваться.
Не думаю, что в скором будущем будет наблюдаться спад интереса общественности к моей любимой игре, так как не так давно вышел долгожданный Quake Champions. Немного напрягает стремление разработчиков заработать денег всякими лут-боксами. Это, на мой взгляд, не совсем спортивно — делать спортивный ареновый шутер и не добавить статистику по стрельбе из каждого оружия, вместо этого они работают над магазином ненужных косметических украшений... Всё равно: встретимся на арене».
Tom Clancy’s Rainbow Six и Fortnite
«Радуга 6» — симулятор спецназа. Отличие от Counter-Strike: Global Offensive в том, что игра лишена аркадности и, насколько это возможно, приближена к реальным боевым действиям войск специального назначения. Это оказывает влияние на аудиторию: в «Радуге» куда больше вдумчивых и взрослых людей, которые не забивают эфир руганью. Большинство из них если не кадровые военные, то люди, у которых эта сфера относится к хобби. У игры есть профессиональная лига, в нее входят команды из всех частей света. Беларусь в этой квалификации относится к Европе, но поисковик и экспертное сообщество затрудняются назвать команды и заметных игроков, которые бы имели отношение к нашей стране.
Немного иначе обстоят дела с Fortnite. Аудитория игры — 200 миллионов человек. Фанаты ценят ее за «режим королевской битвы», которая соответствует Северокорейской идеологии Чучхе «сун-гун» (дословно переводится как «один против ста», то есть если ты солдат КНДР, а на твою землинушку высадились подлые империалисты, то ты один должен успешно сражаться с сотней противников). Поэтому если есть желание проверить на деле смысл пословицы «один в поле не воин», то стоит обратить внимание на Fortnite. Игра проводит турниры, которые обрастают суммами призовых и миллионной аудиторией. Основной маркетинговый упор делает на стримеров — именно они являются залогом ее популярности. В киберспортивную сцену игры вливают тонны нефти, но разработчик довольно рьяно банит турниры от сторонних организаций – не хотят терять контроль над дисциплиной.
StarCraft 2
Мир StarCraft делится на две части: первую и вторую. Мир фанатов StarCraft тоже делится на две фракции. Первые живут по всему миру и знают, что StarCraft — это увлекательная космическая сага о том, как Джим Рейнор устраивает личную жизнь с переменным успехом. Вторая часть живет в Южной Корее, и для нееStarCraft – что-то вроде религии. Нет, в самом деле: чемпионаты по дисциплине там транслируются по телевидению на OnGameNet и MBCGame.
Мечта киберспортсмена по Старкрафту — победа на World Cyber Games (чемпионат было ушел в историю, но обещает возродиться в прежней форме). Кстати, на World Cyber Games в 2012 году Антон Плебанович, защищавший беларуский флаг в StarCraft 2, занял четвертое место. С тех пор про игру в контексте Беларуси ничего нового не слышно, но это, вроде как, временно.
Денис Тумилович, киберспортивная организация PLATOON: «Сейчас дела идут в гору. У нас есть игроки, которыми действительно можно гордиться. Например, наш игрок PLA2N.Bleak недавно взял Грандмастер Лигу и стал первым в Беларуси грандмастером в современных реалиях Starcraft 2. Кроме него могу также назвать игроков PLA2N. SaLemandr, PLA2N.Wayteh и PLA2N.Kaydara — это топовые игроки Беларуси, и да, все они состоят в команде PLATOON.
В этом году мы провели крупное мероприятие, чтобы привлечь новых старкрафтеров. Было восемь онлайн-турниров с общим призовым фондом почти в 1000$. В ноябре был крупный LAN-турнир в Гомеле, на который прошли отборочные лучшие игроки Беларуси, России и Украины. Сейчас мы запускаем образовательный проект STARCRAFTER, нацеленный на новичков. Чего не хватает? Если отбросить вопрос денег, не хватает просто площадки. Киберспортивной базы, где игроки могли бы тренироваться. И на базе которой можно было бы проводить крупные мероприятия. Но всё же не хватает финансирования. То, что есть сейчас, происходит по личной инициативе фанатов.
Если бы было хоть какое-то финансирование со стороны государства или бизнеса, игроков стало бы в разы больше».