Фотография – не только вид искусства, но и часть работы журналиста. Многие фотожурналисты рискуют собственной жизнью и репутацией ради одного кадра, который покажет миру всю правду, боль, разочарование либо счастье. Все собранные фотографии разные, но их объединяет одно – каждую можно назвать поворотным пунктом в истории человечества. Начнем с самой первой фотографии в мире.
Вид из окна в Ле Гра, Жозеф Нисефор Ньепс. 1826 год
Автор первого снимка в истории – не художник, а изобретатель. В 1820-е годы Жозеф Нисефор Ньепс был очарован литографией: таким способом печати, при котором изображение рисовалось на камне и могло впоследствии быть воспроизведено при помощи масляных чернил. Он нашел способ закрепить изображение в камере-обскуре, применив асфальтовый лак как светочувствительное вещество. Данный процесс получил название «гелиография» или «нарисованный светом». В 1826 году Жозеф направил камеру-обскура из окна своей мастерской на крыши соседних зданий и получил смутный световой рисунок. Эту фотографию сложно назвать объектом искусства, она важна по другому критерию – это первая в мире фотография. Автор гениального открытия посвятил всю свою жизнь гелиографии, проводя исследования с братом, однако, растратив все наследство, умер в нищете.
Рука миссис Рентген, Вильгельм Рентген. 1895 год
Никто не знает точно, сколько фотопортретов было у Анны Берты, супруги Вильгельма Рентгена. Известно одно – данный снимок показывает её руку. Автор медицинского рентгеновского снимка получил Нобелевскую премию в 1901 году за свое открытие, положив начало новой эпохе в медицине. Открытие Рентгена дало надежду на жизнь многим людям. Его жена Анна Берта как-то сказала: «Я видела смерть своими глазами».
Девочка с фабрики хлопка, Льюис Хайн. 1908 год
Эта фотография – символ эксплуатации детского труда. Льюис Хайн работал следственным фотографом для Национального комитета по расследованиям. Чтобы пробраться на заводы, Хайн выдавал себя за продавца Библии либо страхового агента. Он рассказал о судьбах почти двух миллионов детей, от Массачусетса до Южной Каролины. Перетаскивая за собой огромную камеру и делая записи в тетради, Хайн исследовал проблему детей, работающих в угольных шахтах. В ноябре 1908 года он увидел Сэди Пфайфер – девочку с фабрики хлопка. Работа Хайна привела к принятию законов, сокративших число детей, эксплуатируемых на фабриках, почти наполовину с 1910 по 1920 годы.
Обед на небоскребе, автор неизвестен. 1932 год
Это самый опасный обед, который когда либо был запечатлен: 11 мужчин, небрежно свесив ноги, общаются и курят на высоте 840 фунтов над Манхэттеном (примерно 240 метров). Снимок был сделан в рамках рекламной кампании Рокфеллер центра, точнее его части RCA Buildings, стройка которого и происходит на фотографии. Это было время Великой Депрессии, поэтому задачей рекламы было – показать, что американцы не одиноки. Даже оказавшись в ситуации опасности они могут держаться друг за друга. Прошло много лет, но фотография до сих пор является символом Нью-Йорка. Ее можно купить в тамошних лавках в виде магнитика или на кружке.
Еврейский мальчик сдается в Варшаве, автор неизвестен. 1943 год
Эта фотография вошла в альбом, представленный на Нюрнбергском процессе против Юргена Штропа, который руководил ликвидацией восстания в Варшавском гетто. Личность мальчика на фотографии не установлена, как и неизвестна его судьба, однако одна фотография стала символом страдания шести миллионов беззащитных евреев, ставших жертвами Холокоста.
Знамя победы над Рейхстагом, Евгений Халдей. 1945 год
«Я нашел удобное место и сказал: «Алеша, лезь туда» – рассказывал автор Евгений Халдей, советский военный корреспондент из Украины. После четырех лет ведения военной фотохроники по всей Европе красноармеец прибыл в Берлин, вооружившись только камерой Leika и дальномером, а также массивным Советским флагом, который создал его дядя из трех красных скатертей. По словам Халдея, он находился в эйфории, наблюдая, как три его товарища лезут на крышу парламента на закате, воздвигая символ долгожданной победы и конца войны. После публикации в журнале «Огонек» фотография стала символом мгновенной пропаганды, что не удивительно: флаг на возвышении демонстрировал всю силу и благородство коммунизма.
Грибное облако над Нагасаки, Лейтенант Чарльз Леви. 1945 год
Атомная бомба по кличке «Маленький мальчик» уничтожила Хиросиму, а «Толстяк» разрушил Нагасаки. После публикации данной фотографии никто не обсуждал и не осуждал действия армии США. Воцарилась уверенность перехода в новый атомный век, а также вера в то, что история пишется победителями.
День победы на Таймс-сквер, Альфред Эйзенштадт. 1945 год
Альфред Эйзенштадт был одним из четырех фотографов, которых нанял журнал «Life», дав задание «найти и поймать момент» в тот день, когда вторая мировая война закончилась. 14 августа 1945 года Альфред оказался на Таймс-сквер и увидел, как моряк схватил медсестру, наклонил ее назад и поцеловал. Сюжет стал самым известным и часто воспроизводимым в 20 веке. Несмотря на то, что многие осуждают поведение моряка, называя происходящее сексуальным насилием, это не отменяет факта – фотограф Эйзенштадт сказал: «Когда я буду на небе, люди будут вспоминать этот снимок».
Капля молока, Гарольд Эджертон. 1957 год
Иногда секунда не имеет смысла вообще, а иногда обладает огромным значением. Данный кадр демонстрирует возможности новой фотографии, а именно – возможность запечатлеть секунду. Гарольд Эджертон несколько лет работал над тем, чтобы капля молока стала совершенной. Он также известен фотоработами, запечатлевшими пулю, пронизывающую яблоко, взрывающийся воздушный шар. Однако капля молока по сей день остается типичным примером того, что фотография может быть шедевром.
Самосожжение монаха, Малькольм Браун. 1963 год
В июне 1963 года большинство американцев не знали, где находится Вьетнам на карте. А потом Associated Press опубликовал снимок фотографа Малькольма Брауна, где монах приносит себя в жертву на улице Сайгона. Браун вспоминал: «Я только снимал, снимал и старался думать об экспозиции, чтобы не размышлять об ужасе происходящего». Он стал лауреатом Пулитцеровской премии за эту серию фотографий. Президент Кеннеди позже сказал, что ни одна новостная картина не порождала в нем столько эмоций, как эта. Фотография способствовала тому, что решение США о вмешательстве в переворот против президента Вьетнама было отложено.
Битва подушками, Гарри Бэнсон. 1964 год
Фотограф Гарри Бенсон не хотел встречаться с The Beatles. Он планировал отправится за фоторепортажем в Африку, однако планы нарушили мальчики из Ливерпуля. «Я всегда хотел быть серьезным журналистом, а не писать историю рок-н-ролла», –вспоминал позже фотограф. Однако именно этот его снимок стал символом поднятия духа Америки после убийства президента Кеннеди.
Террор войны, Ник Ут. 1972 год
Фотография символизирует зверства войны во Вьетнаме. Ее автора, который получил за нее в 1973 году Пулитцеровскую премию, пытались обвинить в подделке кадра, в том числе Ричард Никсон. Однако Ник Ут отвечал: «Ужасы войны, записанные мной, не могут быть исправлены». Фотография вызвала огромный резонанс, и в этот же год участие США в войне было остановлено. Обожженная девочка на фото по имени Ким Фук смогла выжить, сегодня она работает послом доброй воли ООН.
Брайн Ридли и Лайл Хитер, Роберт Мэпплторп. 1979 год
В 1979 году американская культура уделяла мало внимания проблеме гомосексуальности, и ЛГБТ-сообщество было достаточно узким и замкнутым. Большой резонанс вызвала эта фотография Роберта Мепплторпа. Портрет снимали в обычной гостиной, чтобы вынести проблему за пределы обсуждения ненормальности таких отношений. Фотографа стали называть первопроходцем, однако это не помешало общественности подвергнуть его гонениям и обвинениям. В конце концов против фотографа начался судебный процесс. Мепплторп умер от СПИДа за год до начала слушания.
Человек, остановивший танки, Джефф Уайднер. 1989 год
Утром 5 июня 1989 года фотограф Джефф Уайднер сидел на балконе шестого этажа гостиницы Пекин. Днем ранее случилась бойня на площади Тяньаньмэнь: китайские войска атаковали продемократических демонстрантов, разбивших лагерь на площади. Associated Press, где работал Уайднер, отправили его на место происшествия. Однако ни одна фотография тех кровавых событий не получила такого сильного эмоционального отклика, как эта – человек, остановивший колонну танков. Танки пытались объехать мужчину, он не отступал. Все думали, что танки откроют огонь и человек будет убит, однако этого не произошло. Фотография стала символом протеста против тирании тоталитарного государства.
Лицо СПИДа, Therese Frare. 1990 год
На снимке изображен Дэвид Кирби, который умирает от СПИДа в окружении своей семьи. Фотограф запечатлела не просто момент смерти мужчины в окружении любящих его людей, а сделала огромный вклад в процесс гуманизации отношения к проблеме СПИДа – болезни, на которую общественность упорно не хотела обращать внимания. Фотография, опубликованная Терезой, показала, насколько болезнь сильнее опустошает родственников, чем своих жертв. Через год после появления фото красная лента станет символом стойкости и сострадания к больным ВИЧ, и еще через три года президент Билл Клинтон создаст программу национальной политики по проблеме борьбы со СПИДом.
Снимок беременной Деми Мур, Ани Лейбовиц. 1991 год
Голливудская звезда Деми Мур, будучи на седьмом месяце беременности, украсила в свой день рождения обложку «Vanity Fair». Это был беспрецедентный случай для СМИ – ранее на обложку мировых изданий такого рода фотографии не размещались. По словам Ани Лейбовиц, целью съемки было создать образ, который покажет, что беременная женщина тоже может быть желанной, красивой и сексуальной. После выхода номера в свет журнал потерял несколько рекламодателей, которые сочли такую фотографию провокационной и неприемлемой. Однако теперь многие СМИ готовы платить огромные деньги за возможность заполучить звезду в положении.
Голодающий ребенок и стервятник, Кевин Картер. 1993 год
«Это мой самый удачный снимок за десять лет работы фотографом, однако я не повешу его на стену, я ненавижу его». Кевин Картер узнал, как пахнет смерть, когда во времена апартеида в составе квартета фотографов отправился в ЮАР. В 1993 году он прибыл в Судан, чтобы запечатлеть проблему голода. Измученный после дня съемки в деревне, отправился отдохнуть. По дороге наткнулся на тощего ребенка, который рухнул по пути к центру, где выдавали бесплатное питание. Рядом с ребенком приземлился стервятник в ожидании добычи. Что произошло дальше? Версии расходятся.
Кто-то говорит, что фотограф сидел и ждал, чтобы птица раскинула крылья. Кто-то – что фотограф молча наблюдал, как ребенок пытался ползти к центру питания. Кто-то говорит, что сделав кадр, Кевин взял сигарету и заплакал.
Фотография, которая принесла Картеру Пулитцеровскую премию и признание, забрала его жизнь. Через год он покончил с собой, в предсмертной записке написав, что его мучают образы голодных умирающих людей и их же палачей. Фотография стала символом ужасающих событий в Африке и предметом споров об этичности поведения фотографов и журналистов.
Падающий человек, Ричард Дрю. 2001 год
«Я никогда не жалел, что сделал это фото». В момент трагедии 11 сентября 2001 года все СМИ показывали горящие и падающие здания башен-близнецов, и мало кто заострял внимания на людях. Эта фотография появилась спустя три дня после трагедии, став символом человеческой смерти на фоне бетонной империи. Личность падающего человека так и осталась не установленной, однако это не имело значения, так как он олицетворил образ «неизвестного солдата» неопределенной войны, застыв навсегда в истории.
Айлан Курди, Нилюфер Демир. 2015 год
Война в Сирии продолжалась более четырех лет, когда родители Айлана Кудри взяли трехлетнего мальчика и его пятилетнего брата, посадили их в надувную лодку и отплыли от берегов Турции в сторону греческого острова Кос. Через несколько сотен метров волна опрокинула судно, и все, кто находился в лодке, погибли. Спустя несколько часов на берегу города Бодрум, сотрудница информационного агентства «Доган» Нилюфер Демир, констатировала, что помочь ребенку уже ничем нельзя: «Я сделала это фото, чтобы немой крик ребенка был услышан».
Фотография была сделана не в Сирии, а в Турции – государства на стыке воюющего Востока и Европы, куда бегут все беженцы. Одетый для поездки, ребенок лежал между одним миром и другим.