Сразу предупреждаю – никакой агитации за курение. Курить вредно. Жить, правда, тоже. Как ни старайся, какой образ жизни ни веди, последняя остановка – покинуть мир, возможно, отправившись в другое, не менее странное приключение.
Весомый аргумент против курения – это привычка. Поскольку привычка вредная, нужно учиться обходиться без зависимостей. Такая фишка сильных духом. Беда в том, что сколько я наблюдаю людей – у всех есть привычки. Одни не могут без шоколадки обойтись, другие – без стопочки водки, третьи рубятся в танки или в стратегию, четвертые удобряют грядки до ломоты в спине и радикулита. Пятые – сексоголики, шестые вообще жрут всё подряд, находясь в бесконечном расстройстве, как при этом похудеть. Седьмые не жрут, потому что худеют. От этого ходят злые, готовые сорваться при виде хлебной крошки на столе. Восьмые помешаны на внешности, жарят себя в солярии, накладывают ресницы, приклеивают волосы, падают в обморок, если сломался ноготь. Девятые – трудоголики. Они не спят, не отдыхают, выглядят так, словно их взяли в рабство, но забери у них бешеный темп – сдохнут в ужасе, потому не работать не умеют. Десятые – чистюли. Разлитый чай на столе, помятая скатерть и разбросанные подушки приводят их в тихое бешенство. А сколько хамов вокруг! Тех, кто громко разговаривает, перекрывая своим голосом шум взлетающих самолётов. Мочатся в подворотнях на стоящие неподалёку гаражи – даже когда пьют в кафе с туалетом – лень стоять очередь! Байкеры достали ревом двигателей, от транспортной вони вообще никуда не деться. У соседей – всегда ремонт или топающий, словно мамонт, ребёнок. Еще и зануды бывают. Они бубнят постоянно, словно радиоточка без права выключить звук. На самом деле, у каждого из нас есть своя фишка, которая только с виду кажется безобидней сигаретки. Забери эту привычку у человека, и он развалится, как карточный домик. Даже спорт – и тот наркотик.
Самое смешное, окружающие уверены: они никому не мешают ни своим внешним видом, ни своими действиями (даже стук по клавиатуре коллеги в кабинете может страшно раздражать).
Крепкий кофе с сахаром и лимоном. Спуститься по лестнице и выйти на улицу. Закурить. Пытаться носом определить температуру воздуха, монотонно обдумывая, что надеть днем, чтобы не замерзнуть или не вспотеть, как медведица. Если бы в квартире был балкон, то курила бы я там. Жизнь без балкона – вообще не жизнь. Сразу видятся два плетеных кресла, маленький столик и хрустальная пепельница на нём. В реальности, конечно, старая табуретка и баночка из-под горчицы. Но оба варианта – прекрасны. Курить в подъезде запрещено, да и не зачем никотиновым дымом досаждать соседям. Несмотря на тот факт, что курю, я не люблю табачного дыма. Курящие залы в кафе обхожу стороной. Не люблю, когда курят прохожие на ходу. Идешь вслед – и вынужден поглощать его сигарету вместе с ним. Курение – интимный процесс. Видеть и нюхать который окружающим – весьма пошлое занятие. Вместе с тем истерика по поводу курильщиков меня смешит. Люди агитируют, запрещают, выносят мозг замечаниями и устрашающими выводами о том, что курение опасно для жизни. Будто на земле есть хоть какая-то подстраховка. Ты можешь вести здоровый образ жизни, ежемесячно сдавать деньги на благотворительность, пока какой-нибудь дебил не выпьет и сядет за руль, сбив тебя на пешеходном переходе. Или дерево упадет во время очередного урагана на голову – и прощай… Вот что действительно вредно в нашей реальности – это исходить злобой и ненавистью, проявляя агрессию по поводу других людей. Думать, что только ты знаешь, как нужно жить, не замечая собственных косяков. Тебе не дает жить сигаретный запах так, словно окружающие пахнут исключительно «шанелью», а не потом африканского бегемота, который пил вчера коньяк, а теперь едет в переполненном транспорте. Носят чистые рубашки, не наступают никому на ноги, не орут и не матерятся. Этот белый пушистый мир разрушают лишь твари-курильщики.
Помню, преподавательница в университете, когда мы с подругой метнулись от неё, пряча за спиной сигареты, сказала: «Покурить, девочки? Да успокойтесь. Мама моя до девяноста лет курила, пачку в день. В жизни главное – зла не делать, да не нервничать понапрасну, остальное – детали». Чуть позже один работодатель спросил у меня, курю ли я. Получив утвердительный ответ, вынес вердикт, что у меня тяжелые психологические проблемы, которые нужно решать. Чистить карму, ставить свечки, молиться, читать эзотерическую литературу. Еще один знакомый возмущался, что его сосед курит на балконе, а дым плавной траекторией залетает к нему в квартиру, отчего бедная семья вынуждена быть пассивными курильщиками. Соседу было предложено курить на улице. Всего-то дел – спуститься с восьмого этажа. В ответ на предложение знакомый был послан обратно домой с советом плотнее закрывать балконные двери. Тогда было решено травить курильщика дихлофосом. Он за сигарету, ему из-за угла – отраву, a la guerre comme a la guerre! Тот факт, что сам товарищ частенько собирал у себя дома пьяные компании с игрой на гитаре по ночам, его не смущал. Зло в данном случае – лишь сигарета. «Запретить курение – кричат на всех углах. – Мы имеем право дышать чистым воздухом. Хотите травиться – ради бога, только подальше от нас». Борцам с курением приятнее самоутвердиться, размахивая перед курильщиком биллем о правах человека.
О том, что курильщик – тоже человек, забывается. Потому что самоубийцы прав не имеют. У людей ведь как: все бессмертные, только сигарета – путевка на тот свет.
Да, в Европе запрещено курить. Но в каждом аэропорту, от Франкфурта до Стамбула или Парижа, вы найдете ненавязчивую комнатку с рекламой бренда сигарет. Представьте себе судьбу курильщика, вынужденного коротать пять часов между рейсами в Домодедово, где идет борьба с курильщиками, или в Национальном аэропорту Минска – нет, лучше вам этого не представлять! При этом горничные удивляются, что туалеты аэропортов прокурены. Прежде чем размахивать лозунгами о запрете курения, нужно подумать о том, что мы все, по сути, друг другу мешаем. Нужно обязательно нюхать подмышки перед выходом на улицу, носить пакетик для собачьих дефекаций с собой, очищать речь от слов-паразитов, прятать целлюлит под черной робой и волосатую грудь – под плотно застегнутой рубашкой. Не чавкать, не икать, опускать крышку унитаза и смывать за собой. Тогда окажется, что с курящими справиться намного проще. Достаточно выделить им уютное пространство для курения, да обходить эти места стороной, чтобы не портить себе легкие дымом. Научимся договариваться в таком процессе, как курение – возможно, дорастем до чистых подъездов и отсутствия автомобилей на газонах.