Каждые полгода я меняю резину, как и многие из нас. Несколько лет назад я перепробовал несколько сервисов, вполне с именем. На каждом из них есть возможность купить шины. Я спрашивал исполнителей: «Насколько они износились, как скоро потребуется замена?» На всех сервисах меня убеждали заменить шины как можно скорее. Лучше у них, так как лицензия, надежность и скидки. Казалось, замкнутый круг из знатоков желает как можно больше выжать из меня денег. Но «переобуваться» надо.
Вооружившись обычной 10-рублевой купюрой, я заехал на шиномонтаж к дяде Васе, который быстро изучил все шины и сказал: «Эти еще долго прослужат». Дядя Вася работает в довольно убитом СТО, запрятанном среди хрущёвок. Мне нравится сам факт сервиса и точно не нравится мерзнуть в авто в ожидании своей очереди. Но лучше я буду ездить к дяде Васе, он честный и не обманет.
Миллионы «абычных людзей»
Жулики на автосервисах. Продажа с колес картошки у Дворца спорта. Юмор FM почти в каждом такси. Безумные инсталляции на «Дожинках». Желание замереть ледяной скульптурой, парализовав амбиции будущих поколений – только бы не было «Майдана» войны. Пока мы все тут ходим на лекции и вечеринки, слушаем умные советы менторов и IT-бизнесменов (впрочем, среди них тоже есть те, кто игнорирует отличные идеи, а потом втихаря стартапит их сам), страна населена другими. Нас окружают миллионы «абычных людзей». И у большинства из них в белорусской реальности почему-то есть повсеместное желание тебя на*бать. Вообще, в жизни много поводов для раздражения. Но лично для меня главный вот этот – повсеместное жульничество.
Невозможно прийти на Комаровский рынок за фермерскими продуктами. Объявленные продавцом домашние помидоры окажутся в реальности украинскими, украинские – белорусскими тепличными, белорусские тепличные – польскими. Узбекский виноград будет молдавским, ведь тебя быстро оценят на глазок – куда тебе в твоих узких штанишках разбираться в наших фруктах? Операторы мобильной связи постараются закатать тебе в соглашение скрытые услуги, а банки – скрытые проценты. В частном медцентре попробуют найти побольше поводов для дополнительных обследований «вот прямо дальше по коридору», хотя могли бы с миром отпустить, честно сказав, что хватит пластинки таблеток за 5.40. В элитном магазине под видом скидки попытаются продать обувь с бракованной подошвой. При строительстве уничтожат больше деревьев, чем надо, а на немецком кладбище попробуют скрыть в мусорных пакетах обнаружившиеся черепа.
Но при этом наш человек будет настаивать на своей европейскости: «Нам тут близко». Эй, ребята, да нет никакой Европы! Есть совершенно разрозненные группы государств. Не на Европу надо оглядываться и, тем более, не на искусственные таможенные союзы. Надо оглядываться на себя.
Кочан капусты с глазами весело смотрит на сегодняшнюю грустную страну, где человек человеку – волк. Я охотно соглашусь с посылом, что так было не всегда. Пять веков назад на территории современной Беларуси жил мил человек, пока войны и прочие политические напасти по нему не прошлись. Но мы-то родились здесь и сейчас. И у нас нет противоядия от мелкого отвратительного жульничества, в котором с удовольствием участвует и государство в лице различных проверок. Кстати, о проверках. Недавно на KYKY скорбели по поводу одного минского кафе «с душой». Которое, при всем уважении к владельцам, не имело лицензии на свой реальный формат работы. Ну, просто мы немножечко обманем государство, а потом оно нас.
Что делать, если жульничество вросло в ментальность
Давайте определимся. Даже если Беларусь завтра станет кандидатом в Евросоюз, менталитет людей не изменится. Для того, чтобы быть в Европе не пятым колесом в «Феррари», надо переломить менталитет всех людей. А так – ты заключишь некие политические соглашения, но в шиномонтаже тебя по-прежнему обманут. А на «Дожинках» будут перфомансы из кочана капусты и шампуров. Как бы праздник ни назывался при новой власти. Сразу скажу: такие явления в определенной степени распространены и за рубежом. Например, лишние анализы в медицинском центре. Но в целом культура развитых стран предполагает гораздо более гуманные взаимоотношения между покупателем и продавцом товара или услуги.
Радует, что в последние пару лет нашему обществу стало свойственно проявлять гражданскую инициативу. Мы готовы отстаивать Осмоловку, приветствовать «Вечера у Ратуши», сигналить у бывшей резиденции президента насчет своих автомобильных прав. Но мы живем в параллельной реальности. Нам кажется, что нас много, но нас мало. Не грозите южному райцентру, попивая смузи в своем столичном квартале.
Большинство беларусов смотрит «Битву экстрасенсов», следит за Нижним Тагилом в вечерних новостях, а после перетаскивает картошку из багажника на балкон, чтобы выбросить половину мешка весной.
Но и этих людей со временем станет меньше. Как стало меньше сторонников СССР, которых в 1990-х по инерции было навалом. Но их станет меньше, если не бояться демонстрировать своим примером правильный путь. К примеру, можно не брать откаты. Можно признать: этот торт в мажорной кофейне уже не тот. Альтернативой дорогому лекарству в аптеке есть аналог дешевле и не хуже. Впечатлить соседей уходом за подъездом можно, аккуратно подкрасив стену. Пусть люди вокруг нас тянутся к чему-то хорошему. С чего-то надо начинать.
В глобальном смысле, конечно, требуется политическая воля, не смейтесь. Именно политическая воля, чтобы дать установку, что обман и вся эта возня – зло. И пока такой установки нет, Беларусь не будет по-настоящему европейской страной. У нас нет королевы Дании, которая везет на велосипеде детей в садик. Но давайте менять страну прямо сейчас хотя бы в мелочах. Не валить памятники Ленину, а делать так, чтобы эти памятники просто оказались ненужными обществу. Активисты – это ведь мы.