Исход Константина Пыжова из The Toobes – безусловно, самого импортновыглядящего (простите меня за этого лингвистического монстра) белорусского музыкального проекта, расстроил многих. У группы была приличная армия поклонников, ну а критики, похоже, видели (или хотели видеть?) в группе предтечу каких-то перемен к лучшему. Соответственно, развал коллектива воспринимается как крах надежд на это самое лучшее – почти как тогда, в 1995, когда нам не тот флаг подсунули.
Меж тем я готов утверждать, что распад The Toobes – позитивная новость как для самих музыкантов, так и для белорусской музыки в целом. Давайте посмотрим на репертуар коллектива поближе. С хорошей стороны – музыканты играют действительно отлично. Это – нормальный профессиональный стандарт звучания, тот минимум, без которого в европах и америках можно рассчитывать только на выступление у открытого микрофона в пабе. У нас, к сожалению, на этом уровне играет, может, с десяток коллективов, и, кажется, ни один из них не играет классический рок. Поэтому на белорусской сцене такой звук воспринимается тем еще откровением.
Второе несомненное достоинство – молодость, харизматичность и напористость. Энергия юности всегда подкупает – особенно же она подкупает тогда, когда ее обладатель демонстрирует совсем не юношеские навыки – например, как в данном случае, игры на музыкальных инструментах. Это, как минимум, вызывает уважение.
Наконец, третье – не то, что прямо достоинство, но во всяком случае – позитивное отличие. Группа пыталась заниматься своим имиджем и маркетингом в манере, больше соответствующей нормальным стандартам шоу-бизнеса. Яркая айдентика, хороший сайт, биографии, профессиональные фото, масса маркетинговых материалов о том, как наши герои на равных работают с крутыми и великими - нормальный хороший подход. Достаточно очевидно, группа пыталась продаться куда-нибудь на запад, найти себе серьезного продюсера в каком-нибудь Лондоне или Нью-Йорке. Соответственно, всерьез вложилась в продвижение. Это, безусловно, пример для отечественных музыкантов – и не важно при этом, на какую аудиторию они ориентируются.
То есть, по форме с The Toobes все было очень хорошо. Однако, к сожалению, нельзя сказать что в содержательной музыкальной части все было так же здорово. Музыка, которую взялись играть ребята – это, в общем-то типичный revival, музыкальное течение начала 2000х, которое возникло на волне глубокого кризиса рок-н-ролла в его классическом виде и просуществовало в качестве актуального всего пару лет – в силу отсутствия какого-либо внятного наполнения.
Действительно, две последние великие рок-группы появились в 90е - Nirvana и Radiohead. Они, кажется, выбрали последние крохи из жанра – еще странно, что он продержался так долго. Три аккорда, гитара и сексуальный фронтмен – вот на этом удалось прожить целых 40 лет, разве не поразительно? Находясь на выжженом, вытоптанном поле ребята вроде The Vines, The Strokes и прочих The попытались копнуть глубже, достать хоть какие-то может быть корни, раз уж на поверхности ничего не видно. Достали, но вышло крайне вторично и хватило дай бог на несколько пластинок. При том, что они очень старались, пытаясь находить хотя бы интересные мелодические и текстовые решения, раз уж существуют объективные проблемы с аранжировочными и гармоническими.
The Toobes мало того, что попытались поиграть в revival слишком поздно, так еще и выступили достаточно неудачно – если звук у команды был с самого начала на мировом уровне, то с мелодикой и текстами всегда наблюдались большие проблемы. Хуже того, от альбома к альбому не было никакого прогресса. Музыка The Toobes – энергичная, но монотонная компиляция рифов и мелодических ходов сорокалетней давности, которая нигде не начинается и нигде не заканчивается. А в качестве текстов – просто какой-то набор английских фраз-штампов. Такую музыку и такие тексты сгенерировал бы компьютер, если бы ему предложили записать альбом в стиле ранних 70-х.
Это чисто синтакстическое упражнение по рекомбинации известных компонентов, никакой новой или хотя бы интересной семантики тут нет. Такую музыку хорошо включать на фоне, ей хорошо разогревать – она не отвлекает от основного артиста, но сообщает залу некоторую энергию. Но она решительно ни на что не годится, как что-то самодостаточное. На родине все это еще до какой-то ограниченной степени срабатывало – главным образом потому, что публика была зачарована нездешним имиджем музыкантов. Помните, как во времена СССР в столицах восхищались прибалтами – за легкий экзотический акцент и необычные манеры. Но за границей – увы, эта магия не работает. И лучше бы, чтобы не работала и у нас.
Группа эпигонская, и в каком-то ином случае это было бы приговором. Но давайте не забывать – парни из The Toobes еще очень молоды.
Не хватает жизненного опыта, глубины, каких-то собственных мыслей и переживаний – просто еще не успелось. Большинство маститых, знаменитых музыкантов, будучи юными, копировали, снимали, подражали тому, что им нравится – это нормально и естественно. Позже, по мере взросления, они использовали полученные таким образом навыки для создания своих по-настоящему уникальных произведений. В этом смысле The Toobes, как мне кажется, проект удачный - участники получили совершенно бесценный опыт большой сцены. И еще более удачен его распад. Во-первых, это обозначает, что (по крайней мере некоторые) участники коллектива - трезвомыслящие люди, которые прекрасно понимают, что именно они играют и насколько это ценно в текущем виде. Во-вторых, сам по себе распад (или исход - как вам угодно) вероятно подстегнет всех троих членов коллектива двигаться вперед, искать какие-то новые пути, создавать что-то интересное не только формой, но и содержанием. Потенциал у музыкантов огромный – теперь главное, чтобы он реализовался.
Не стоит переживать и белорусской публике. Судя по итогам прошлого года, отечественная музыка сейчас на подъеме. На подъеме до такой степени, что в ряду белорусских групп The Toobes начали смотреться достаточно бледно. Стоит пока обратить внимание на другие, более достойные, коллективы. А The Toobes – они вернутся. Надеюсь, под совсем другим именем и – самое главное – с совсем другой музыкой.