Макс Старцев, со-основатель
В мае я приехал из Москвы — под впечатлением решил писать бизнес-план и искать инвесторов для нового заведения. Пришел к Валику и начал описывать концепцию, планировку и то, как мне хочется отыскать место нормальное. По вселенскому совпадению Валик кивает и говорит, что есть уже помещение и процесс идет. Мы долго ждали, сами все делали в сжатые сроки. Место отвечает тому, что я хотел: раздельный бар и основной зал со сценой, несколько точек развлечения. Важно, чтобы это не одна площадка-коробка, а можно побродить. Зимой будет утепленная терраса — третий танцпол со своей музыкой. На первом этаже — вторая точка, бар. На втором — место, где поесть, а вечером послушать живую музыку. Там будет сцена, я планирую привозить разных артистов — есть мысли по этому поводу. Это не будут громкие имена, чтобы люди шли только из-за них. Вместимость — человек 200, но пока сложно понять — работы только начинаются. Это все — бывшие заводские помещения, череда кабинетов, в половине которых ничего не происходит.
С названием не должно возникать никаких футбольных ассоциаций, это другой хулиган, алкогольный романтик.
Слоган я придумал за секунд 12, пока мы в «Лондоне» обсуждали концепцию нового места.
Я сконцентрировался, чтобы выдать что-то, выпалил «больно надо», а кто-то из ребят сказал, что писаться должно через точку.
У людей возникает ассоциативный ряд, что «Хулиган» — это реинкарнация «Молока». Всегда ж сложно признать, что есть новое место. Это хорошая ассоциация, но наше заведение будет жить абсолютно по-другому. Мы хотим сделать место, которое будет концептуально завершено: от интерьера до наполнения. Пока вынуждены были открываться рано, сделали — получилось мило, но многое нужно менять: на первом этаже будет больше барной обстановки, стоек. Диваны уйдут наверх — зачем разваливаться на баре. Хотя сейчас многое нравится — например, пол, на котором будто барана резали.
Наполнение должно быть ненавязчивым — не нужно тыкать в лицо программой мероприятий. Человек просто должен знать, что он зайдет в «Хулиган» и там в любом случае будет любопытно. При этом мы решили, что наружной вывески не появится.
На этой неделе начнем показывать кино, сделаем неделю Спайка Джонза. Начнем с «Быть Джоном Малковичем», «Адаптацию» покажем. Должна поддерживаться атмосфера, но главное не переборщить, делая мероприятия каждый день. Дико приятно, что у нас появляются люди, которые постоянно приходят. А Егор Ежи пишет в своем твиттере: «Hooligan Bar: Дорогая, я дома».
Случались эти истории со стаканами и отрывом, которые нас очень расстраивают по-человечески. Вроде «Хулиган» — максимально открытое место с бесплатным входом и алкоголем по нормальным ценам, а вы так. Но процент людей, которые позволяют такие вещи, меньше чем 50. В стране пока нет сложившейся культуры, полноценных клубов, а не площадок, куда привозят разных артистов. Разве что «Граффити» можно назвать таким местом, еще «Йо-Йо» был.
Например, в Москве меньше риска открывать нишевое заведение. Если оно толковое, всегда найдутся люди, которые будут туда ходить.
У нас же открывают, выжимают из места все, потом легко закрывают и продают. Люди, которые делают, не живут этим. Без долгосрочной перспективы — а мы хотим делать культовое место, как бы пафосно это ни звучало.
Мы очень любим Минск и хотим дать что-то новое людям. Сейчас непонятно, что по деньгам и как все будет дальше. Мы не бизнесмены. В городе есть куча интересных людей, которые умеют отдыхать. Я верю в развитие и людей, поэтому потерплю проблемы, которые возникают.
Валик Благодов, со-основатель
Мы не закладывали провокацию в название — чтобы понять его, нужно пересмотреть фильм «Республика 'Шкид'».
Это не про безрассудное «разнесем все тут», а про детские шалости. Публика поняла все проще, как про вседозволенность.
У нас была идея сделать незакомлексованный бар: без охранников на входе, чтобы люди сами следили за местом, куда приходят попить кофе или повеселиться на вечеринке. Как в Вильнюсе — взял бокал пива, вышел с ним на улицу покурить, вернул на место и поблагодарил бармена. У нас пока так не получилось. Подсчитали убытки после первого уикэнда: я подумал, что люди пока не готовы к этой «европейскости», про которую кричат на каждом углу. Дело не в том, что нам жалко этих стаканов, дело в общем отношении людей ко всему.
Вечеринки прошли без охраны на входе, а показали, что в дальнейшем охранников должно быть по три на каждого человека: один смотрит за ним, два других — за его вещами.
Но я верю, что мы — первая ласточка в Минске по изменению отношения людей к заведениям.
В Минске часто нет взаимодействия между профессионалами, которые понимают все изнутри, и хозяином заведения. Управляющий должен простоять до этого, например, за стойкой, чтобы понимать, чего не хватает людям. Отличные минские заведения, «Dodaah King», «Sweet&Sour» делали лучшие бармены города — люди, которые сами прошли через все. Это самый правильный подход: заведение не должно быть просто местом, которым хозяин будет хвалиться перед друзьями, как дорогой машиной.
Должна быть простота обслуживания, подачи, раскрепощенный персонал, а не обученные манекены. Это все основа заведения, про которую многие забывают. Так должно быть — ведь наличие двух рук у человека не назовешь его «концепцией», он так родился.
У помещения большой потенциал, который мы будем развивать.
Пока то, что сейчас вы видите под названием «Хулиган» — сырой вариант, пробный рывок для того, что задумано.
И кухня — тоже проба, в будущем сделаем отдельный зал под вегетарианскую кухню.
У нас не бывает закрытых дверей и «мы на спецобслуживании». Заведение — живой организм, который постоянно развивается. Мы слушаем и читаем в социальных сетях фидбэк, исправляемся по мере возможности. Случаются приятные вещи — на открытии был Иэн Андерсон из Jethro Tull, который был в Минске проездом. От него остался сувенир — 10 фунтов. Я думаю, что атмосфера заведения создается мелочами, учетом всех нюансов. При этом есть много мест, где от посетителей нет отбоя, но и атмосферы никакой нет.
Егор Цодов, графический дизайнер, автор айдентики «Хулигана»
Максим и Валик пришли ко мне с идеей сделать концептуально завершенное заведение. Она мне понравилась, так как Минск не особенно славится местами с четко выраженной стилистикой. А айдентика — это первое, с чем сталкивается потребитель. Через нее он понимает, что за заведение, когда туда идти и сколько заплатить нужно будет в итоге. Это основа основ, первая коммуникация человека с продуктом — визуальная. Самое главное в ней — идея.
У ребят уже было четкое название. Мы стали думать, в каком направлении работать со стилем. Сначала больше склонялись к стилю Москвы 20-х годов — Маяковский, плакатные шрифты, красный, черный цвета. Но после брейнсторма я подумал, что идея со стилем «хулигана Маяковского» довольно поверхностна. Она мне нравилась, но хотелось чего-то более аутентичного. Так у меня в голове всплыл старый постер «Заводного апельсина» Стенли Кубрика, который висел на стене у моего друга в Милане. Фильм повлиял на логотип — в нем четко отражен глаз с ресницей, который был визитной карточкой шайки хулиганов из фильма.
В знаке нарочно нет ни одной гладкой линии. Он острый и колкий, достаточно гармонично воспринимается со слоганом заведения «Больно. Надо».
Шрифты лаконичные, цвета — пыльно-бежевый и серый, потому что бар расположен в индустриальном районе.
У афиш мероприятий «Хулигана» всегда одинаковый дизайн, потому что это — вечеринки самого заведения, а не промо-групп, которые просто арендуют площадку. На афише каждой следующей вечеринки будет фотография с прошлой. Программа заранее известна, поэтому это всегда — снимок, отражающий суть следующей вечеринки. Мы хотим создать интерактив, чтобы люди, завидев ныряющего в толпу человека с Полароидом, хотели попасть на следующую афишу. Потому что «Хулиган» — это его посетители.