История белорусской анимации: 1920-1990 гг. (+видео)

Кино
За последние сто лет белорусская анимация успешно эволюционировала от советских поучительных мультиков под названием «Бунт зубов» до полноценного независимого мультипликационного кино «Будзьма беларусамi!».

div

Все началось с оживших агитплакатов, которые в своем черно-белом стиле окон РОСТА поучали больших и маленьких товарищей. Это были 20-е годы прошлого века и первые лабораторные опыты белорусской анимации. «Бунт зубов» знакомил детей с правилами гигиены, а «Живые дома» – со всем остальным. После этого был долгий перерыв, который закончился лишь в середине 70-х.

К сожалению, первые отечественные анимационные шедевры социализма не дожили до XXI века, как, в общем-то, и сам социализм. Зато есть работа российских товарищей-мультипликаторов за 1924 год, которая вобрала в себя все прелести «красной» анимации:

div

Основанная еще в далеком 1973 году, студия мультипликации при «Беларусьфильме» очень долго входила в процесс мультикотворения. Тогда на маленькие экраны большой страны выходила одна, реже – две анимационные ленты в год, которые не пользовались у телезрителей особой популярностью. Они были очень советскими и только детскими: «Косарь-богатырь», «Дудка-веселушка», «Светлячок и росинка».

Приблизительно в это же время анимационные студии открываются и в других советских странах. Всесоюзного признания добились мульт-школы Эстонии, Латвии, Казахстана, России и Украины. Тогда же на студии «Союзмультфильм» был нарисован знаменитый «Ежик в тумане» Юрия Норштейна:

div

Все изменилось после V съезда Союза кинематографистов СССР в 1986 году. Тогда было принято решение дать творческую свободу. Правильная мысль посетила членов того съезда, но, как выяснится позже, всех проблем она не решила.

Три года спустя в своей статье-манифесте художественный руководитель анимационной киностудии «Беларусьфильма» Олег Белоусов напишет: «Самостоятельность? Сказки венского леса!» За это, вероятно, его и отправили в бессрочный творческий отпуск.

Однако проблемы, затронутые в критическом материале Белоусова, и были тем стоп-краном, что тормозил развитие отечественной мультипликации. Получив так называемую творческую свободу, аниматоры все еще оставались, во-первых, без рубля в кармане, а во-вторых, без образования за плечами. В 1986 году (три года спустя ситуация не изменилась) на ВТА работало лишь 7 художников-мультипликаторов и 40 прорисовщиков, зарисовщиков и контурщиков. «Беларусьфильм» отчаянно нуждался в профессиональных кадрах. И хоть Белоусова после критической публикации попросили освободить кабинет, его старания были не напрасны.

В 1989 году открылись двухлетние курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. В том же году был открыт первый набор на специальность режиссер-мультипликатор – конкурс составил 74 человека на место.

Что до самих советских мультиков белорусского производства, то 80-е были временем невероятных прорывов. Именно здесь начинаются большие эксперименты и стилистические поиски отечественных аниматоров.

Прежде всего, мультфильмы уже не так просты и наивны, как в 70-е. Во времена перестройки мультик становиться формой гражданской ответственности. Поэтому в те годы мало внимания уделяется мультфильмам для детей. Анимация резко и явно поделилась на политическую и поэтическую, причем не в пользу последней.

Публицистическая анимация

Начать, пожалуй, стоит с самого Олег Белоусова, который работал в редком для анимации публицистическом жанре. Особенно выделяется его лента «Ковбойские игры», снятая в 1985 году. Здесь режиссер затрагивает проблемы перестройки, рассказывая историю взаимоотношений обычного безработного парня и владельца дискотеки. В этой ленте Белоусов называет своих современников очередным потерянным поколением. Работа была отмечена специальной наградой на Всесоюзном кинофестивале в 1985 году в Алма-Ате.

Еще одна интересная мультипликация Белоусова – «Куб». Мультфильм был снят в 1988 году в память о трагически погибшем художнике Юнисе Сандгазине (1940-67 гг.). После его смерти осталось более тысячи прекрасных произведений – именно из них и был составлен «Куб» Белоусова.

В этой ленте впервые появляется некая эстетика, пускай жесткая (фильм разрешен для просмотра только совершеннолетним), но до этого неведомая белорусским мультипликаторам.

Своеобразной вершиной анимационной публицистики стали два альманаха: «Крокі», выпущенный в 1988 году, и «Лабірынт-1», увидевший свет в 1990. Это были дерзкие творческие манифесты нового поколения художников и режиссеров.


Альманах «Крокі» включал в себя три мультфильма: «Уцякач», «Заўжды» и «Рыса». Эти рисованные новеллы объединяла общая тема: проблемы взаимоотношений индивида и социума.

Минималистические, приближенные к графике, предметно-образные мультики без вербального сопровождения не остались в стороне от больших кинофестивалей. Анимация «Рыса» получил специальный приз на Международном московском кинофестивале «Дебют» в 1990 году.

Еще большее признание получили графические, разные по тематике и стилистическому выражению работы из «Лабірынт-1». Новелла «Муха» Волчика получила гран-при фестиваля «Мини-Макс» в Польше в 1990 году. «Апошні крок» Ленкина получил тогда же и там же приз «За художественное решение». Еще одна работа Ленкина – «Крылы» – была отмечена  диплом на Международном фестивале анимационных фильмов в Бельгии в 1991 году и призом за лучший анимационный фильм на минском фестивале «Кінакалядкі-92».

Авторская мультипликация

Новым для анимации жанром стала авторская мультипликация. В этом направлении работала не просто команда профессионалов, а целое творческое семейство. Династия Петкевичей сама пишет сценарии, режиссирует и рисует свои ленты.

Дипломная работа Елены Петкевич, выпускницы Высших режиссерских курсов, по одноименной повести Пагорельского «Лафертовская маковница» (1986 год) внесла в себя ряд инноваций. Выполненная в технике движения песка, лента создает легкие образы, которые возникают словно из неоткуда, гармонично сменяя на экране кадр за кадром:

div

Рассказывая об авторской анимации, нельзя не упомянуть Игоря Волчика – «Достоевского» белорусской мультипликации. Его режиссерская лента «Каприччио» (1986 год) стала настоящим прорывом. Этот мультик для взрослых поймал своего героя Юру Ивлиева в вагоне поезда. Герой едет в поезде под название «Жизнь» уже не первый год, и теперь пришло время подвести некоторые итоги. Под мерное постукивание колес Ивлиева уносят воспоминания. Детство, юность, отрочество, зрелость… – все проносится за окном, ненадолго прерываясь женским криком: «Юра! Ты ж опаздываешь!» Ивлиев подавлен, его гнетет творческий и жизненный кризис. В конце ленты герою придется принять важное решение: куда двигаться дальше? «Каприччио» называют мультфильмом-автобиографией.

Фольклорная анимация, кукольная и эко-мультфильмы

В период перестройки советские страны постепенно начали вспоминать про национальное самосознание и культурное самоопределение. Эти порывы нашли свое отражение не только в игровом и документально кино, но и в фольклорной анимации. Особую роль для развития этого направления в белорусской мультипликации сыграл Александр Бычковский и его мультфильм «Волшебный круг» (1988 год). В ленте рассказывается вполне себе тривиальная история о том, как три брата пошли по миру счастье искать. Но это тот случай, когда то, как рассказана и показана история, важнее, чем сама история. За этот фейерверк ощущений «Волшебный круг» был отмечен диплом на Международном кинофестивале в Италии в 1989 году.

Помимо Бычковского, созданием фольклорной анимации занималась творческая (и не только) пара: Виктор Довнар и Наталья Лось. Их первый совместный кукольный мультфильм «Лиса, медведь и мужик» вышел в 1982 году. Зрителей сразу же покорили смешные и хорошо проработанные куклы. Кроме того, год спустя лента получила премию «За юмор в раскрытии национального характера» на Всесоюзном конкурсе-смотре молодых кинематографистов в Кишиневе.

div

Параллельно с фольклорными лентами на экраны выходят эко-мультфильмы – целые футуристические фантасмагории. Чего только стоят работы Татьяны Житковской, свободные, символические, наполненные метафорами и иронией. Ее лента «Сны поздней осени» (1988 год) соединила в себе научно-популярный и философско-поэтический подходы. Первая сюжетная линия начинается с корпускул, созвездий, молекул ДНК, потом появляется человек и превращается в мотылька – символ равновесия мира. Вторая часть мультфильма напоминает «Каприччио» Волчика.

Не остался в стороне и тандем Довнар-Лось. Их, на первый взгляд, детская и понятная экологическая сказка «Осторожно! Караси!» (1987 год) не так проста и очевидна. История про то, как мелиоратор приехал осушать озеро «Караси» к финалу превращается в замечательную эко-культурологическую метафору: 

Продолжение следует...

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Гики правят миром

Кино

Sci-fi писатели и режиссеры моделируют возможное будущее и порой попадают в точку - c развитием нейропротезирования киборги становятся ближе, Марс собираются колонизировать, а Google glasses появятся в свободной продаже уже в 2014.