Звоню в дверь. Дверь открывается — я в мире большого кино. Обувь — в ванную, чтобы не попала случайно в кадр. Сумку и куртку — в комнату налево (там еще и гримерка).
В прихожей на полу — девушка. Во лбу у девушки дырка. Реалистично нарисованная. Под головой — лужа бутафорской крови. Возле двери — двое парней, одетых в лучших традициях 90-х: олимпийки, кожанки, кроссовки. В руках у парней бутафорские (надеюсь) пистолеты.
В центре композиции — девушка, в руках у которой что-то вроде двух рычагов от манипулятора. Помните грузового робота, которым управляла Сигурни Уивер в фильме «Чужие»? Вот примерно такие же держатели в руках у девушки. Только управляет она не роботом, а закованным в резину и объектив iPhone 4S.
Командует всем на борту тоже девушка. Делаю вывод, что будущее Беларуси за ее женщинами. Азаренко, Домрачева, теперь вот Мария Курачева — режиссер фильма «Departure».
Здесь все по-настоящему. Ну или как минимум очень серьезно. По всей квартире расставлен свет. Нужен дым после выстрела — рядом дым-машина. В общем, отличная песочница для человека с камерой в руках. Профессиональную технику для съемок предоставила компания First Rental, которая постоянно оказывает техническую, да и не только, помощь молодым командам и студенческим проектам. Также при помощи этой компании был снят фильм Кирилла Нонга.
Прячусь от камер на кухне. Оттуда все видно, слышно, и никому не мешаешь. Один и тот же пятисекундный дубль переснимают с десяток раз. Из разговора слышно, что делается это не просто так. Отснятые дубли тут же смотрят на экране телефона.
Белорусская команда, в состав которой входят выпускники и студенты Академии искусств, не единственная занимается съемками фильма. Американцы и французы параллельно снимают две взаимосвязанные с нашей части у себя. Герои в них не повторяются, каждая часть в какой-то степени самостоятельна. Белорусская отражает события 90-х, американская, к примеру, — сегодняшних дней. Создание ленты инициировал Рубен Казанцев — американец русского происхождения. Он и занимался подбором съемочных групп.
Ленту снимают для участия в фестивалях iPhone Film Festival и MacWorld. Продюсером проекта минского блока стал Сергей Якубовский. Жанр — остросюжетный боевик.
Дубль снимают примерно за 20 минут. Женский перфекционизм? Пока все не получится идеально — съемки продолжаются. Начинаю сожалеть, что не был на других съемочных днях. Тем временем от пола отдраивают искусственную кровь, грим смывается.
Опыт конкретно этого фильма показывает, что студенты, да и вообще непрофессионалы без проблем могут снимать свои собственные художественные работы. И не только «в стол». Больших финансовых и человеческих затрат не нужно. Здесь, например, вся группа поместилась в обычную квартиру. Причем для меня осталась пустая кухня. Подумал о возможном апокалипсисе: когда каждый владелец iPhone возомнит себя режиссером и начнет что-то снимать.
Хотя дело, скорее, в другом. Белорусское кино, о котором мало кто и мало что слышал, теперь не является привилегией «Беларусьфильма». И в интернете «Лiстапад-2012» нашумел явно поменьше хотя бы того же фильма Кирилла Нонга. А о «Departure» в своем блоге написал Том Круз. Есть движение вперед. И это главное.
Премьера готовой ленты состоится в феврале 2013-го в Лос-Анджелесе, минская премьера запланирована на март.
О белорусской части фильма:
Название: Departure
Режиссер: Мария Курачева
Оператор: Лина Чайковская
Продюсер: Сергей Якубовский
Актеры: Олег Вебер, Мария Жукова, Павел Яскевич, Игорь Денисов
Фото: Анна Иванова